Формирование основ патриотического воспитания дошкольников в ходе реализации парциальной программы «Я и моя малая Родина». |
Содержание - Дошкольное образование |
Игнатенко Оксана Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории; Ещенко Светлана Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории. МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 9, ст. Старовеличковская, Калининский район, Краснодарский край.
Дата публикации: 03.12.2015 Формирование основ патриотического воспитания дошкольников в ходе реализации парциальной программы «Я и моя малая Родина»
Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для нашего детского сада является одним из ключевых направлений работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы. Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. В Законе РФ «Об образовании» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свою станицу, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Мы считаем, что введение культурологического регионального компонента призвано познакомить с опытом народа, его нравственными устоями, которые будут способствовать возрождению исторической памяти к приостановке духовного обнищания. В силу специфики своего исторического развития Кубань является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской культуры тесно взаимодействуют с элементами южно русской культуры. Наш край, не смотря на многие утраты современности по нашему общему равнодушию и безверию в духовную силу народа, к счастью пока еще сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна кубанская земля. Кто хотя бы один раз встречал рассвет на берегу реки Кубани, кто видел кубанские поля, тот никогда не забудет наш Кубанский край. А как, каким образом привить дошкольникам любовь к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос мы ставили перед собой не один раз, работая с детьми. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников и не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем, станицей, станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту. На протяжении многих лет мы целенаправленно, углубленно работаем по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей. В нашей деятельности предусмотрены разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями. Цель работы: Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины. Определены следующие задачи:
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Понуры, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился. Работа в данном направлении особенно трудна, потому что, требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Анкетирование родителей детского сада по проблеме нравственно-патриотического воспитания показывает, что 50% анкетируемых, средний возраст которых 25-27 лет, не в состоянии ответить на вопрос: “Что такое патриотическое воспитание?”. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от педагогов особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Кроме того, начиная работать над этой темой мы столкнулись с тем, что дети имеют маленький запас знаний: о культуре, о творчестве обрядах, обычаях, об особенностях языка кубанских казаков, быте населения кубанских станиц, предметах обихода (макитра, рубель, скрыня, саманная хата, и т.д.). Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций мы разработали парциальную программу по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я и моя малая Родина». Данная программа стала победителем муниципального этапа всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя" и лауреатом (3 место) в номинации "Лучшая программа духовно - нравственного воспитания детей и молодежи" регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет "За нравственный подвиг учителя". Парциальная программа «Я и моя малая Родина», разработана с учетом основных документов образования: Закона РФ «Об образовании» 22.08.2004 №122-ФЗ; Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»; Устава МБДОУ детский сад комбинированного вида №9 ст. Старовеличковской; Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, Концепции содержания дошкольного образования на Кубани. Концептуальной основой программы, является обогащение, амплификация детского восприятия через знакомство детей с историей, культурой и природой малой Родины. Основная цель программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой Родине на основе национально-региональных и природных особенностей родного края. Проводимая работа с детьми предполагает решение следующих задач:
Особое внимание уделяется воспитанию гражданской позиции, как представителям своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края. В основу разработки содержания и технологии ознакомления с малой Родиной были положены конкретные принципы:
Центральным звеном в макросреде ДОУ является регионально-культурный центр. При его создании учитывалась приоритетность регионально-культурного наследия Кубани: систематизировались сведения, как об историческом прошлом, так и о современном культурном облике станицы Старовеличковской. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Весь этот материал обогащает представления детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, модели, символика России, края, района. Определенное значение для восприятия исторического прошлого имеет музей кубанского быта. В «Хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства. В регионально-культурном центре имеется эколого - оздоровительная зона, включающая информационный отдел (библиотека, коллекции), обучающий отдел (игры, опытнические работы), оздоровительный отдел (фитобар, фитоуголок, спортивный уголок). Наличие данной зоны позволяет сформировать у детей познавательный интерес и бережное отношение к тем объектам природного мира, которые находятся рядом с ребенком. Наличие художественно-творческой зоны «Народные умельцы» позволяет познакомить дошкольников с национально-региональным искусством, культурными традициями народа: вышивка, плетение из лозы, изделия из соломки и прочее. Детям предоставляется возможность проявить свои дарования в музыкально-литературной, художественной деятельности. Осуществляется специальное оформление коридоров, музея, территории дошкольного учреждения. В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Имеется специальная серия дидактических игр. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, поделках из глины, пластилина, природного и бросового материала. Предметно-развивающая среда создает оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания чувства патриотизма, основ гражданственности, а также познавательного интереса к родным местам. Парциальная программа по познавательному развитию включает 9 тем:
Данные темы взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: игровой, познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной. В работе с детьми используются самые разнообразные формы нравственного и патриотического воспитания: НОД (в т.ч. комплексная), целевые прогулки, экскурсии, видео-путешествия, встречи с интересными людьми и прочее. В рамках реализации парциальной программы применяются современные методы ознакомления детей с окружающей действительностью:
Программа включает примерное перспективное планирование которое может быть изменено и дополнено по усмотрению педагога. Так же нами были разработаны диагностика и критерии оценки результативности проводимой работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной, конспекты занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В качестве результатов реализации Программы были отмечены следующие показатели:
Мы поставили перед собой конкретную задачу: воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл нашей работы. Мы считаем, что умелое сочетание наблюдений с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам, поможет шире открыть окно в мир перед ребенком, что поможет ему легче сделать необходимые обобщения и проявить возникшие чувства. В связи с этим выбирается нужная форма, структура проведения того или иного занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать друг другу вопросы, игровые приемы. Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравниваем, что делают рабочие и колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде, как пахал землю крестьянин и как пашут землю наши колхозники), с народами нашей страны, родного края (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравниваем природу севера и юга нашей страны). Реализуя поставленные задачи мы решили, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставить им возможность исследовать предметы кубанского быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, глэчик, крынку, горшок, расписные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, удивлялись. А позже и сами приобщились к изготовлению и украшению этих предметов: на занятиях с воспитателями лепили игрушки, посуду из глины и соленого теста, расписывали ложки, изготавливали бусы, пироги, булки для кукол. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Родные и близкие тоже проявили интерес к рисункам и лепке. Мы всегда считали, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились нашими единомышленниками. Педагогами логопедической группы и родителями была проделана работа по оформлению макета кубанского подворья, собрана коллекция глиняной посуды. Руками умелой мамы была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки. Вместе с родителями мы посетили краеведческий музей станицы Старовеличковской, где дети впервые увидели настоящие предметы старины и быта казаков. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям. На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие, даже исполняли роли. После ознакомления детей с символикой Кубани, мы предложила родителям вместе с детьми придумать герб своей семьи, где они родились, и где жили их родители. Родители с увлечением и энтузиазмом откликнулись на нашу инициативу. Такая связь с семьей не может не радовать, знания данные детям на занятиях и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на нравственном воспитании детей. В своей работе мы стараемся гармонично сочетать использование новых современных образовательных технологий, обращаемся к региональному компоненту, фольклору, народной педагогике, интернет-ресурсам. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно - патриотическому воспитанию. Это возможно, если заниматься воспитанием детей на основе культуры своего региона, сложившейся веками, и опыта многих поколений. Нужно наполнять наших детей духовной мудростью. Мы знакомим дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом казаков Кубани; охватываем литературный, фольклорный, исторический материал; формируем личность, способную к успешной социализации; создаём обогащённую духовную среду; способствуем самореализации индивидуальности ребенка. Программа «Я и моя малая Родина» прошла апробацию с применением педагогических технологий: проектная, исследовательская, музейно – педагогическая, изобразительная, педагогическая технология массового праздника, технология здоровьесбережения, ИКТ, учитывается региональный компонент, четко обозначены направления работы, система ознакомления дошкольников с особенностями и своеобразием природного, социального, культурного-этнического и национального уклада Кубани; программа насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах. Особое внимание при организации и проведении работы мы старались уделить взаимодействию образовательного учреждения с семьей. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи народа. При организации и проведении работы по нравственно – патриотическому воспитанию применялись следующие формы работы с семьей:
Через данные формы мы хотели донести до сознания родителей, что и дети и их родители являются носителями народной культуры. Главной целью детского сада в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. У нас светское общество, в соответствии с этим, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту, в соответствии с особенностями, присущими традициям нашего края, светского характера образования и законности. В своей работе используем следующие материалы: перспективное и календарное планирование, диагностические карты, анкетирование, сценарии праздников, дидактические игры, соответствующую предметно-развивающую среду, стараюсь соответствовать основополагающим закономерностям, принципам, подходам современной педагогики, психологии и методики преподавания. В результате проделанной работы– в познавательном плане дети узнали в общих чертах историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребята получили комплексное представление об окружающей их природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Также отмечается улучшение поведения детей, смягчение их характера; позитивные изменения во внутрисемейных отношениях. У детей расширился круг познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с самого малого, с любви к своей маме, отцу, к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Главный результат проделанной работы - повысился познавательный интерес детей к истории своих предков, к их традициям, быту, обычаям. Цель проводимых мероприятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомить и интерьером хаты, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. На личном опыте мы убедились, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того работа в данном направлении позволяла развивать познавательные и творческие способности детей. Для выявления уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию, была проведена диагностика, в подготовительной группе (сентябрь, май). Результаты представлены в таблицах. Были продиагностированы следующие разделы: - Родная станица, край, символика; - История народной культуры, традиции. - Историко-географический и природный компоненты; - Личностный компонент Результаты диагностики показаны в таблицах, где высокий уровень – 3 балла за ответ, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.
Из таблицы мы видим, что на начало года уровень знаний детей по патриотическому воспитанию недостаточно глубокий. Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе детей отмечен средний уровень знаний по данной теме.
Анализ исследования детей подготовительной группы на конец учебного года.
Из таблицы видно, что уровень знаний патриотическому воспитанию у протестированных детей высокий. Таким образом, мы выполнили поставленные задачи, и из нашего детского сада дети выходят с достаточно сформированным уровнем знаний о
В нашем дошкольном учреждении патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпения, душевного комфорта, тесно взаимодействуя с семьёй. В процессе воспитания мы стараемся прослеживать связь поколений, общаемся и с молодыми родителями, и с бабушками, дедушками детей. Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала. Проведены открытые просмотры тематических занятий. Анкетирование показало, что удовлетворенность педагогов своей профессиональной подготовкой по теме «Формирование представлений детей о родном крае» значительно повысилась – с 45 до 76 %. Педагогами приобретен новый опыт организации предметно-развивающей среды – проведен конкурс на «Лучший краеведческий уголок в группе», который способствовал совершенствованию организации развивающей среды и обогащению методического, дидактического и игрового материала в каждой группе. Хочется отметить активную поисково- познавательную деятельность всех педагогов, данную проблему мы обсуждали не педагогических советах, консультациях, семинарах. Предложенные материалы и разработанные конспекты занятий используются воспитателями нашего детского сада в учебном процессе. В нынешнее время из-за глобальной смены приоритетов в обществе нравственные устои и традиции, заложенные веками нашими предками, подверглись разрушению. Именно сегодня как никогда остро встает вопрос о необходимости сохранения нашей самобытной традиционной кубанской культуры для будущего поколения. Сумеют ли наши дети продолжить традиции отцов, насколько для них будут близки исторические корни народа – всё это зависит и от воспитания в семье и от того, как мы разовьём в них жажду познания к истории своих предков. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».