Педагогический проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством композитора Н.А.Римского-Корсакова средствами музейной педагогики и интеграции». |
Содержание - Дошкольное образование |
Рускуль Ольга Ивановна, музыкальный руководитель, Муниципального дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Незабудка» город Тихвин Ленинградская область. Дата публикации: 18.12.2014 «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством композитора Н.А.Римского-Корсакова средствами музейной педагогики и интеграции». (педагогический проект) Введение Возросший сегодня интерес к историческим корням национальной культуры делает проблему приобщения детей к жизни и творчеству композитора - земляка Н.А.Римского-Корсакова актуальной. Экспериментально подтверждено, что в структуру и содержание программы по эстетическому развитию детей в России наряду с общенациональными материалами необходимо включать региональный компонент. Для детей Тихвина он может быть представлен в виде данного проекта. Новизна проекта заключается в том, что время заставляет нас искать в музее партнёра по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. В поисках новых методов и форм воспитания духовных потребностей у подрастающего поколения, приобщения его к культуре, национальным традициям объединились как педагоги образовательных учреждений, так и музейные работники. В проекте представлен современный взгляд на интеграцию музыкальных занятий и других видов деятельности старших дошкольников. Во-первых: Музейное дело тесно переплетается, конкретизируется и закрепляется на занятиях и в повседневной жизни дошкольника. Во-вторых: Педагоги на занятиях широко применяют новые современные технологии и инновационные программы; В-третьих: В проекте тесно сотрудничают не только педагоги и дети, но и работники музея и родители. Уровень проработанности: Проект прошёл апробацию в течении года. В конце года проведена диагностика, выявлена динамика развития музыкально-творческих способностей детей. Наблюдения позволяют сделать вывод, что использование данного проекта в работе с детьми способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала каждого ребёнка. Дети с интересом посещают занятия-экскурсии в музее, внимательно слушают беседы, активно отвечают на вопросы. Родители всё активнее включаются в совместную работу. Видя результаты своего труда, дети стремятся к самосовершенствованию, получению эмоционального удовлетворения от общения с прекрасным, проявляют упорство и высокую работоспособность. Проект не является завершённым и должен находиться в постоянном развитии. Работая по проекту, каждый педагог волен использовать свои индивидуальные методы, приёмы, формы работы с детьми, использовать свои разработки, современный инновационный материал и программы. Цель работы: Обеспечить формирование духовно богатой, творчески развитой , нравственной эмоциональной личности, способной почитать культурно-историческое наследие . Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством композитора; 2. Расширять представления об образном языке и художественно-выразительных средствах его музыки; 3. Учить детей внимательно вдумчиво слушать музыку, обращая внимание не то, как композитор передаёт с помощью музыки различные образы; проявлять фантазию и творчество, выражать личное отношение и свой художественный замысел в художественно-изобразительной деятельности; 4. Обогатить словарный запас и образную речь дошкольника; 5. Развивать любознательность, память, мышление, воображение, способность ценить наследие предков; 6. Стимулировать желание детей участвовать в познавательных беседах, разыгрывать и инсценировать сказки, песни, изготавливать детали костюмов, декорации и атрибуты. 7. Воспитываем любовь к русской музыке и формируем основы общей культуры. Ожидаемые результаты: Результатом работы является: - Устойчивый интерес детей к культурно-историческому наследию; - Развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: творческого воображения, наблюдательности, мышления и памяти – на основе знакомства с творчеством композитора-земляка; - Создание предметно-развивающей среды, позволяющей раскрыть природные задатки , музыкальные и творческие способности дошкольника; - Доверительный творческий стиль обучения, обеспечивающий непринуждённость и заинтересованность в работе каждого ребёнка, детского коллектива и коллектива родителей в целом. Актуальность: Как отмечают многие социологи. Основное противоречие в развитии цивилизации нового времени – разрыв между техническим прогрессом и сознанием современного человека. Однако, несмотря на все научные достижения предыдущих лет, для педагогики 21 столетия всё такой же актуальной остаётся проблема воспитания Гражданина своей страны, человека, любящего свой народ, знающего его историю, умеющего любоваться и охранять природу своего края, брать ответственность за свои поступки и стремящегося внести свой посильный вклад в процветание Родины. Поиск содержательной, увлекательной и полезной для всех деятельности привёл педагогов в музеи, где они открыли бесконечные сокровища знаний и образовательных возможностей. Приобщение детей к культуре немыслимо без культурного наследия. Однако это одна из самых сложных образовательных задач, поскольку классические произведения искусства всегда были в какой-то степени элитарными и непонятными большей части населения. Известно, что произведения искусства открывают в ребёнке особые «тайники»: эмоции и чувства, ощущения и размышления, желания и стремления. Люди, тонко воспринимающие искусство, обладают более тонким и зрелым интеллектом, у них, как правило, развиты творческие способности, общая и коммуникативная культура, а главное, такие важные человеческие качества, как чуткость, тактичность, готовность к сопереживанию. Музей – не просто «кладовка ценностей», «хранилище» коллекций предметов, которые больше не востребованы жизнью и являются лишь знаками других времён. Это «лаборатория человеческих открытий», место, где может происходить становление личности ребёнка. Музей позволяет: - увидеть те предметы, которых нет в окружении ребёнка; - приобрести опыт общения с подлинником. Современные дети видят многие произведения искусства в копированном варианте. Мощное тиражирование, наблюдаемое сегодня, приводит к тому, что ребёнок не видит особой разницы между подлинником и его копией, и, как следствие, перестаёт посещать музеи; - развивать чувственно-эмоциональную сферу. Встреча с подлинными произведениями искусства всегда сопровождается всплеском эмоций и чувств. «Интересно» - «скучно», «красиво» - «безобразно», «нравится» - «не нравится» - вот категории, которыми мыслит ребёнок в музее; - освоить способы взаимодействия с миром. Музейные экспонаты – видимый, нередко осязаемый и изучающий мир, сотворённый гением и трудом человека. Материальная сущность музея позволяет детям научиться познавать мир не столько вербально, сколько визуально – посредством личных наблюдений, сопоставления, активизации повседневного опыта; - сориентироваться в мире ценностей. Сегодня, когда не существует единой общепринятой системы ценностей, каждый человек вынужден строить свой ценностный мир самостоятельно. Где же можно найти некий образец, своеобразную ценностную шкалу? В произведениях искусства. Ведь все они рассказывают о человеке, его поступках, его отношении к природе, миру вещей, общественным порядкам, к себе, другим людям; - научиться ориентироваться в музейном пространстве. Музей – особый мир, устроенный по своим правилам и нормам. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо познать законы его построения и функционирования. Как себя вести в музее? Как не потеряться? Что такое музейный экспонат? Какая связь имеется между экспонатами, находящимися в одном зале? Что такое коллекция и как она создаётся? - целостно освоить пространство культуры. Движение от реальной музейной среды к пространству культуры задаётся следующими ориентирами: вещь как знак эпохи – музейная коллекция как образ эпохи – музейное пространство как диалог эпох, диалог культур. Всё выше сказанное подводит нас к выводу: одной из важнейших задач, стоящих перед учреждениями общего образования, является более широкое использование педагогического потенциала музеев. 1 Блок – «Тематический» ( Посещение детьми тематических экскурсий-занятий в Доме-музее им. Н.А.Римского-Корсакова в течении учебного года) Октябрь. 1 занятие – «Великий русский сказочник». Ноябрь. 2 занятие – «Римские-Корсаковы – моряки». Декабрь. 3 занятие – «Сказки тысячи и одной ночи». Январь. 4 занятие – «Симфоническая сюита – Шехерезада». Февраль. 5 занятие – «Н.А.Римский-Корсаков и народная песня». Март. 6 занятие – « Н.А.Римский-Корсаков – проводы Масленицы» Апрель. 7 занятие – «Опера-сказка «Золотой петушок»». Май. 8 занятие – Викторина «Знатоки творчества композитора». 2 Блок – «Художественный» (Занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи). Октябрь. 1. Чтение «Сказка о царе Салтане». 2. Заучивание наизусть отрывков из сказки. 3. Составление загадок.4. Заучивание наизусть слов колыбельной их «Сказки о царе Салтане». Ноябрь. 1. Чтение былины «Садко». 2. Заучивание наизусть описание царевны – Волховы. Декабрь. 1. Чтение сборника сказок «Тысяча и одна ночь». Январь. 1. Чтение сказки «Синдбад – мореход». Февраль. 1. Разучивание устного народного фольклора ( потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки). 2. Пополнение словаря. 3. Знакомство с русским бытом. Март.1. Чтение сказки «Снегурочка».2. Показ кукольного театра для родителей «Снегурочка». 3. Разучивание частушек к празднику «Честная масленица». Апрель. 1. Чтение сказки «Золотой петушок». 3 Блок – «Музыкально-театральный» (Музыкальные занятия и развлечения) Октябрь. 1.Слушание муз. произведений «Полёт шмеля», , «Три чуда». 2. Кукольный спектакль «Снегурочка». 3. Музыкальная дидактическая игра «Три чуда». 4. Танец «Месяц и звёздочки». 5. Музыкально-ритмическая композиция Белочка». 6. Оркестр на шумовых инструментах «Во саду ли, в огороде». 7. Знакомство с оперой.8. Слушание «Колыбельной»из оперы «Сказка о царе Салтане». Ноябрь. 1. Слушание «Океан – море синее», «Песня варяжского гостя». 2. Знакомство с инструментом – гусли. 3. Танец «Аквариум». 4. Игры с варежковыми рыбками. 5. Театр постановки «Море и его обитатели». 6. Постановка муз. Сказки Г.Гусевой «Садко». Декабрь. 1. Слушание отрывка из симфонической картины «Шехеразада». 2. Восточный танец для девочек. 3. Дефиле восточных красавиц. Январь. 1.Слушание полной сюиты «Шехеразада». 2. Знакомство с симфонией и симфоническим оркестром.3. Дидактическая игра «Море». Февраль. 1. Разучивание песни «Прялица».2.Развлечение в музее «Русская изба». 3. Слушание колокольных звонов. 4. Разучивание и повторение народного фольклора. 5. Разучивание песни «Лён зеленой».6. Знакомство с русскими народными инструментами. 7. Слушание песни «Орёл-воевода, перепел подъячий».8. Слушание песни Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Март. 1. Пение обрядовых масленичных песен. 2.Разучивание фольклорных обрядовых игр. 3.Слушание «Прощай, прощай, Масленица» Н.А.Римского-Корсакова. 4.Праздник «Честная Масленица». 5. Разучивание хоровода «Ай, во поле липенька». 6. Слушание оркестровой пьесы «Пляска скоморохов». 7. Разучивание песни «Блины». 8 Слушание пастушьего рожка из оперы «Снегурочка». Апрель. 1.Слушание темы «Царя Додона». 2. Знакомство с жанром балета. Знакомство с виолончелью, трубой и кларнетом. 3. Слушание темы Шемаханской царицы. 4. Слушание темы Звездочёта. 5. 4 Блок – «Творческая мастерская» (Занятия по изобразительной деятельности и конструированию) Октябрь.1.Лепка «Белочка». 2. Аппликация «Золотой петушок в инновационной технике. 3. Рисование «Снегурочка». 4. Лепка из солёного теста «Лебедь». Рисование «Шмель». 5.Интегрированное занятие «Три чуда». Ноябрь. 1. Рисование «Море». 2. Поделки из яичной скорлупы «Рыбка – золотое перо». 3. Коллективная работа в технике Оригами «Подводное царство». Декабрь. 1. Рисование героев арабских сказок. 2. Лепка из солёного теста «Восточные сладости». Январь. 1. Лепка и раскрашивание птицы Рух из снега. 2. Коллективная аппликация «Море». 3. Рисование на тему «Пустыня». Февраль. 1. Изготовление птиц, насекомых из природного материала. 2. Рисование «Звёздное небо». 3. Аппликация из песка «Мой сад». 4. Лепка колокольчиков из глины. Март. 1.Рисование на тему «Как Масленицу на Руси встречали». 2. Конструирование и изготовление атрибутов для праздника. 3. Коллективная аппликация «Масленичные гуляния». 4. Лепка блинов из солёного теста. 5. Изготовление тряпичной куколки «Масленицы». Апрель. 1. Лепка из глины «Золотой петушок». 2. Рисование девочки – Шемаханскую царицу, мальчики – царя Додона. 3.Изготовление «Золотого петушка» из природного материала. 5 Блок – «Групповая среда» Октябрь. 1. В литературном уголке собраны произведения и иллюстрации к сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане. 2. В уголок театрализации добавляются костюмы богатырей для мальчиков и короны царевны-лебедя для девочек.3 Просмотр мультфильма «Золотой петушок». Ноябрь. 1. Провести итоговую викторину по двум занятиям. 2.Организовать выставку рисунков по трём операм. 3. Выставка конкурсных работ по теме «Корабль Садко». Декабрь. 1.В уголок театрализации добавляются костюмы восточных красавиц. 2. Организовать выставку рисунков восточных красавиц. 3. Чаепитие с восточными сладостями. Январь. 1. Выставка рисунков по теме «Пустыня». 2. В литературном уголке разместить сборник «Тысяча и одна ночь» и сказку «Синдбад – мореход». 3. Сделать подборку иллюстраций про арабские страны. Февраль. 1. Добавить в уголок театрализации элементы русского народного костюма. 2. В музыкальный уголок положить русские народные инструменты. 3.В уголке экологии разместить иллюстрации птиц и насекомых нашей местности. Март. 1. В литературный уголок положить иллюстрации о весне и масленичных гуляниях. 2. Изготовление с детьми чучела Масленицы. Апрель. 1. Оформить выставку поделок из глины и природного материала на тему «Золотой петушок».2. Выставить иллюстрации И.Я.Билибина «Шемаханская царица» и «Царь Додон». 6 Блок – «В кругу семьи» Октябрь. 1. Изготовление атрибутов к танцу «Месяц и звёздочки». 2. Конструирование из бросового материала «Царство славного Салтана».3. Ответить на вопросы домашней викторины 1. Ноябрь. 1.Нарисовать корабль Садко. 2.Ответить на вопросы домашней викторины2. Декабрь. 1.Нарисовать восточную принцессу. 2. Дома готовят восточные угощения. 3. Изготовление костюмов восточных красавиц. Январь. 1. Конкурс рисунков к сказке «Синдбад – мореход». 2. Из природного материала сделать дома птицу Рух. 3. Ответить на вопросы домашней викторины3. Февраль. 1. Собрать альбом или гербарий растений своего сада или огорода. 2. Родителям показать детям главные созвездия на небе. 3. Приготовить рассказ о насекомом или птице нашего края. Март. 1. Изготовление выпечки для праздника «Честная Масленица». 2. Рассказать детям о масленичных традициях в семье. 3.Выпечка блинов для конкурса «Чей блин вкуснее?». 4 Сделать дома чучело масленицы из ниток или бросового материала. 5. Принести рецепт семейных блинов. Апрель. 1. Нарисовать Звездочёта. 2.Придумать четверостишие про Золотого петушка. Викторина 1 1. Кто построил дом? (дед) 2. Как раньше называлась улица, на которой стоит дм-музей? (Богоявленская) Почему? 3. Что такое подлинные вещи? 4. Какие подлинные вещи сохранились в музее до наших дней? (2 шкатулки, печи, камины, двери, рояль, лепнина и паркет в красной комнате) 5. Как звали мать композитора? (Софья Васильевна) 6. Кто привёз матери в подарок красную лаковую шкатулочку? (брат композитора) 7. Как звали композитора в детстве? (Ника) 8. Что такое опера? (театральное действие, где все поют) 9. Что необходимо чтобы опера состоялась? (декорации, костюмы, симфонический оркестр) 10. Сколько опер написал композитор? (15) 11. Сколько опер-сказок? (9) 12. Какие 4 оперы-сказки мы изучили? («Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе-Салтане») 13. Какое музыкальное произведение вы прослушали? («Полёт шмеля») из какой оперы? 14. Назовите имя и отчество композитора. 15. Из кого или чего изготовлена одна из подлинных шкатулочек? (из игл дикобраза) Викторина 2 1. Что такое династия? 2. Имя дедушки и дяди. (Воин) 3. Сколько в роду было моряков? (17) 4. Сколько дослужились до адмиралов? (6) 5. Что такое диковинки? (интересные причудливые вещи) 6. Что привёз из кругосветного плавания домой Ника? (засушенного крокодила) 7. Что такое талант? (дар) 8. Какой талант был у Н.А.Римского-Корсакова? (талант композитора) 9. Как называется произведение, которое мы прослушали? («Океан-море синее») 10. С какой морской оперой мы сегодня познакомились? («Садко») 11. Что пообещал Садко достать купцам со дна морского? (рыбку-золотое перо) 12. Сколько раз забрасывал сеть Садко? (3) 13. Как звали в опере дочь морского царя? (Волхова) 14. Как распорядился Садко деньгами, вырученными от спора? (построил корабль) 15. Песню какого заморского гостя мы слушали? («Песня варяжского гостя») 16. Какую диковинку вы увидели в последней комнате на столе? (зуб мамонта) Викторина 3 1.Как называется сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь») 2.Что такое симфония? (музыка для симфонического оркестра) 3.С какой симфонией вы познакомились в музее и как зовут главную героиню? («Шехеразада») 4.Имя грозного султана из симфонии? (Шахриар) 5.Что носят на голове восточные мужчины? (Чалму) 6.Вспомните восточную пословицу про чалму. («Чалма – мой последний дом») 7.Назовите имя героя – мореплавателя из сказок Шехеразады (Синдбад) 8.Как звали огромную птицу из сказки «Синдбад – мореход»? (Рух) 9.Назовите восточные сладости (Халва, зефир, лукум, щербет, козинак…) 10.Кто привил любовь к народной песне юному композитору?(Дядя Пётр Петрович или Пипон Пипос) 11.Как называется пучок ниток или шерсти привязанный к прялке?(Кудель) 12.Как называется первая песня в опере «Сказка о царе Салтане»?(Кудель) 13.Как называется ткань, из которой в старину шили одежду?(Лён) 14.Что знал наизусть маленький Ника в детстве?(Названия звёзд на небе, все растения и цветы в саду, названия насекомых и птиц) 15.Что взял композитор в основу своих песен и музыки?(Звуки сада, песни матери, повара, кучера, дяди… и колокольные звоны) |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».