Познавательное развитие: игры для детей и взрослых. |
Содержание - Дошкольное образование |
Куткова Наталия Николавена, воспитатель МДОУ №5, г. Бронницы, Московская область.
Дата публикации: 24.12.2015
Познавательное развитие: игры для детей и взрослых Наиболее эффективным вариантом развития познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста является организация познавательной деятельности. Деятельность является важным условием развития ребенка. В ее процессе приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, осуществляется выработка навыков и знаний, при помощи которых развивается и сама деятельность. Познавательная деятельность является активной деятельностью по получению и использованию знаний. Ее характеризует познавательная активность ребенка, его активно преобразующая позиция в качестве субъекта данной деятельности, состоит в следующем: – способность видеть и ставить самостоятельно познавательные задачи; – намечать план действий; – отбирать методы решения поставленной задачи; – добиваться результата и анализировать его. В процессе познавательной деятельности осуществляется познавательное развитие ребенка, то есть развивается его познавательные сферы логического и наглядного мышления, творческого воображения, произвольного внимания восприятия. Познавательная деятельность, выступая в качестве одного из вида деятельности, в себя включает методы, мотив, цель и результат. К познавательной деятельности применительно следующая специфика компонентов: – цель состоит в том, чтобы добыть информацию и получить знания; – мотивом является определенная ситуация; – под способами выступают методы действия и познавательные умения; – условиями являются предметно-развивающая среда, которая способствует достижению цели; – под результатом следует понимать новое знание. Основой познавательной деятельности является всегда проблема, именно поэтому ее цель обуславливается решением возникающих трудностей. В дошкольном возрасте мотив всегда обуславливается потребностями другой деятельности, значимой для ребенка. Такой деятельностью, в основном, является игровая. Главная задача познавательного развития ребенка заключается в формировании способности и потребности активно мыслить, преодолевать трудности во время решения различных умственных задач. Полноценное познавательное развитие ребенка старшего дошкольного возраста должно организовываться в трех основных блоках образовательного процесса: – в самостоятельной познавательной деятельности детей; – в совместной познавательной деятельности ребенка и взрослого; – на специально организованных познавательных занятиях. Здесь дети предпочитают разговаривать со взрослыми на личностные темы, которые будут затрагивать именно жизнь людей. Так появляется самая высшая и сложная форма общения в дошкольном возрасте. Для ребенка взрослые по-прежнему выступают в качестве источника новых знаний, и ребенок нуждается все также в признании и уважении. Но для его также становится важно оценить определенные поступки и качества. Важно, чтобы его отношение к некоторым событиям совпало с отношением взрослого. Общность оценок и взглядов для ребенка является показателем их правильности. Здесь ребенок старается все делать правильно, быть хорошим, правильно оценивать качества и поступки сверстников, правильно вести себя, строить подобающим образом отношения с ровесниками и со взрослыми. Такое стремление, конечно же, должно поддерживаться взрослыми. Им для этого важно разговаривать с детьми об их отношениях и поступках между собой, давать оценки их действия. Ребенок все время сталкивается с различными предметами, событиями, явлениями. В его душе такие встречи обладают определенным откликом, вызывая различные чувства. Ребенок хранит большое количество представлений в своей памяти в виде эмоционально-чувственных образов. Именно так и происходит формирование эмоционально-чувственного опыта. В качестве основных форм организации познавательной деятельности детей выступают сюжетно-дидактические и дидактические игры. В данном блоке работа с детьми исключает специально организованные занятия. Активность детей может вызываться воспитателем, вовлекающим их в познавательно-игровую деятельность, показывая собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключаться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее ход изнутри в качестве равного партнера. Здесь важно сохранить баланс между инициативой взрослого и ребенка при выборе целей деятельность. Во многих случаях целесообразно строить совместную деятельность так, чтобы ребенок в любой момент смог продолжить ее сам при желании. Для этого следует создавать предметную среду и пространство групповой комнаты, что позволит воспитателю деятельность детей не прерывать, а перемещаться от одной полгруппы к другой. Имеется два варианта организации совместной познавательной деятельности в условиях современного ДОУ. Первый вариант представляет собой совместную деятельность, организованную в качестве системы игр для закрепления полученных умений и знаний на занятиях, а также для формирования умений детей использовать полученные представления в различных игровых ситуациях. В таком случае совместная деятельность подчиняется системе знаний и имеет тесную связь с ней в содержании и задачах. В таком варианте совместной деятельности можно использовать разработку дидактических игр, а также комплекс сюжетно-дидактических игр. Во время организации сюжетно-дидактических игр важно соблюдать определенные условия: – отбор знаний, которые получены на занятиях для последующего отражения их в рамках старших дошкольник. Для реализации данного положения важно определить возможность использования в детских играх знаний, обеспечить преемственность между содержанием занятий и последующей игровой деятельности, а также включить в игры специфические действия, которые будут направлены на актуализацию умений и знаний; – ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую входят органически умения и знания, которые были получены на занятиях. Для построения игр важна ориентация на ту деятельность взрослых, которая будет ориентирована на деятельность взрослых, отвечающую следующим требованиям: 1. Будет доступной для понимания детей. Умения и знаний должны выступать в качестве средства достижения социально значимых результатов. 2. Профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной по вариантам умений и знаний, а также по получаемому продукту. 3. Отношения и действия взрослых должны быть воспроизводимы; – организация коллективных игр. В данном случае усвоенные способы и правила действия дети будут переносить в иные игры с новыми объектами. Сфера использования знаний будет значительно расширяться; – индивидуальный подход к детям. Целенаправленное влияние взрослого на поведение ребенка – важное условие для достижения детьми определенного уровня овладения знаниями. Вариант два заключается в том, что здесь организуется совместная деятельность в качестве самостоятельной системы косвенного обучения детей, исключающая занятия. Всю обучающую нагрузку берет на себя система игр. Именно в совместной деятельности должна формироваться система умений и знаний детей по различным разделам программы. Система обучающих игр для детей старшего дошкольного возраста является наиболее приемлемым вариантом организации совместной познавательной деятельности ребенка и взрослого. Обучающие игры разрабатываются так, чтобы они могли формировать, как представления детей по основным разделам программы, так и некоторые структуры мышления, умственные действия, важные для усвоения в последующем знаний и способов их использования в различных ситуациях. В совместных играх происходит зарождение и развитие многих личностных качеств, таких, как трудолюбие, инициативность, коллективизм, самостоятельность, любознательность, уверенность, сообразительность, целеустремленность. Дети начинают сознавать, что в игре всегда смогут найти что-то интересное и что-то новое. Помимо обучающих игр, которые формируют определенные представления, важно широко практиковать также и такие игры, которые будут моделировать определенные структуры мышления, то есть будут обучать мыслить. Многие обучающие игры могут усовершенствоваться взрослыми, учитывая особенности детей и образовательной ситуации. Если во время проведения некоторых игр будет отмечена недостаточная активность отдельных детей, то это послужит поводом для поисков совершенствования организационных форм игры, создания новых игровых ситуация, развивающих дух соревнования. Используемая литература: 1. Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер, Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Л. Е. Журова, Т. В. Лаврентьева, К. В. Тарасова, В. В. Холмовская, Л. И. Цеханская. М.: Педагогика, 1986. — 224 с.Виноградова Н. А., Ползунякова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры в детском саду» 2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду» М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с. 3. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».