Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872256
«Взаимодействие взрослого и ребенка».
Содержание - Дошкольное образование

Арефьева Наталья Петровна, заведующий; Келлер Елена Петровна, старший воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Ромашка» город Тутаев, Ярославская область. 
В отличии от взрослых дети живут практически полностью в сегодняшнем дне, т.е. здесь и сейчас, в детстве человек максимально свободен (открыт миру) и максимально зависим от взрослого (в социальном плане). Признаками совмещенной психологической системы «Взрослый - ребенок» выступают: целостность, взаимосвязь всех ее частей. Одной из важных характеристик определяющих качество системы является ее открытость. Положительно окрашенные эмоциональные отношения приводят к положительному отношению ребенка к миру.

 


Дата платежа: 15.12.2016


 

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА»

Ценностные основания дошкольного периода развития обусловлены тем, что в отличии от взрослых дети живут практически полностью в сегодняшнем дне, т.е действительно, а не виртуально. Именно в детстве ребенок максимально свободен (открыт миру) и максимально зависим (в социальном плане) от взрослого.

Для начала определимся с основными понятиями взаимодействия в системе ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК. Дошкольное образование рассматривается нами как управляемый контекст развития ребенка дошкольного возраста в процессе обучения и воспитания, организуемых взрослыми (педагогами и родителями) с целью разностороннего и целостного развития ребенка.

Давайте поэтапно рассмотрим взаимодействие, как связь из трех составляющих. И первая цепочка этих связей – это ПЕДАГОГ – РЕБЕНОК.

В основе педагогического взаимодействия лежит прямое или косвенное воздействие субъектов друг на друга, порождающие их взаимную связь. Ребенка следует рассматривать как субъект собственной деятельности, субъект развития, а не как объект педагогических воздействий. Личность развивается в деятельности. Хотите воспитать самостоятельность, не лишайте инициативы!! Цель педагогического взаимодействия – основа успешности в образовании, поскольку взаимодействие – необходимое условие решения актуальных проблем и поставленных задач.

Взаимодействие педагога и ребенка проявляется в образовательной, совместной деятельности, в совместных действиях, направленных на общий результат и организации предметного окружения.

Г.Н. Прозументова (доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления образованием факультета психологии ТГУ, директор научно-образовательного центра «Институт инноваций в образовании» ТГУ) в качестве основания разных моделей воспитания и разных моделей совместной деятельности между взрослым и ребенком выделяет три типа связей: - нормативные, при которых взрослый использует принуждение и насилие, в данном виде совместной деятельности взрослый выступает в качестве руководителя, а ребенок – подчиненного. Образовательная практика в этом случае – практика усвоения и исполнение норм (заданий, инструкций, требований). Педагог использует монологовые приемы организации совместной деятельности (объяснение, демонстрация образцов, алгоритм, внешний контроль, оценка). В таком действии существует четкое разделение функций между педагогом и ребенком.

- ценностные, где взрослый использует соподчинение, взрослый выступает в роли лидера, а ребенок – соисполнитель в решении общей задачи. Образовательная практика – практика формирования ценностей совместной деятельности с использованием ситуации успешного решения задач и их достижения в совместной деятельности.

- личностные, где взрослый использует взаимное дополнение (личностная система), оно характеризуется партнерскими отношениями между взрослым и ребенком. Ребенок становится полноправным субъектом совместного действия, соорганизатором.

Основной задачей воспитателя является создание развивающей предметно пространственной среды в группе, обогащение её современными игровыми модулями и дидактикой, где каждому ребенку было бы комфортно и интересно исследовать, добывать новые знания вместе с взрослым. Все психологические черты появляются у человека в результате взаимодействия генотипа и среды. Исследования доказали, что из своего окружения и жизненного опыта ребенок «впитывает» только то, что отвечает его внутренним запросам. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание организации РПП среде. Педагог в этом случае выступает в роли координатора, коммуникатора, партнера, владеющий личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями (метод проектов, ТРИЗ и т.д.). Для достижения намеченных результатов взрослый организует процесс взаимодействия с ребенком, используя разнообразные средства – предметы, объекты, в качестве которых могут быть игрушки, картинки, книги с иллюстрациями, видеосюжеты, и т.д. определяет пространство – игровая, умывальник, раздевалка (прихожая), прогулочная площадка и т.п.. В соответствии с требованиями ФГОС у дошкольника формируются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные качества.

Вторая цепочка связей – это РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК.

В отличие от педагогического процесса в образовательном учреждении воспитание в семье происходит в ходе организации повседневной жизни- совместных дел, игр, разговоров близких с ребенком. Можно сказать, что ребенка дома воспитывает уклад жизни семьи, в нем, так или иначе, участвуют все близкие люди, окружающие его, - родители, бабушки и дедушки, братья и сестры.

Родители играют огромную роль в развитии и обучении детей дошкольного возраста. В первую очередь оно выражается в охране и укреплении здоровья, эмоциональном развитии и социализации ребенка, формировании у него базиса личной культуры. До получения ребенком основного общего образования они имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка.

Можно бесконечно говорить о главенствующей роли семьи в воспитании ребенка, о юридической и концептуальной ответственности родителей за своё дитя. Тем ни менее тенденция такова, что современный родитель, в большинстве случаев мнимо занятый, самоустраняется от общения с ребенком. Родитель озабочен в большей степени материальным, чем духовным.

Привлечь родителя к интересному проживанию в дошкольном детстве со своим ребенком, за пределами традиционных форм взаимодействия с родителями (консультирование, собрания, круглые столы, творческие секции, клубная работа) наверно это и есть задача педагогов ДОУ. Идея взаимной поддержки двух образовательных сред – дома и детского сада - находит свое отражение в ФГОС через взаимное уважение и взаимодействие.

Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители — это взрослые люди, имеющие жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии спо-собностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. В то же время значительная часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Один из наиболее убедительных аргументов в пользу вовлечения родителей в образовательный процесс был сформулирован психологом Ури

Бронфенбреннером (1975), который утверждал, что «…программы, которые ставят основной акцент на вовлечение родителей непосредственно в деятельность стимулирования развития ребенка имеют положительный результат в любом возрасте, однако, чем раньше такая работа начинается, тем лучше для ребенка» (с.456)

Достаточно ли сегодня участия в образовательном процессе ДОУ команды воспитателей, педагогов? Вот здесь то и возникает как необходимое и достаточное условие участия родителя в образовательном процессе– РОДИТЕЛЬ - ПЕДАГОГ. Возникает вопрос: способны ли мы - педагоги, убедить родителя стать участником образовательного процесса, тем самым изменить ситуацию его взгляда на своего собственного ребенка и образовательный процесс изнутри? В педагогике, как и в медицине, важен принцип « Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях. Чтобы реализовать возможность родителей участвовать в образовательном процессе, следует продумывать содержание детского познавательного проекта, сосредоточиться не только на решении образовательных задач для воспитанников, но и на желании родителей принять участие в проектной деятельности вместе с детьми и педагогами. Воспитатели и родители через совместную проектную деятельность обмениваются информацией, осуществляют совместное планирование, но имеет место быть и тревожность взаимодействия, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Работая в проектной деятельности достаточно давно, мы учитываем и этот фактор.

В ноябре 2015 года мы организовали среднесрочный проект «Это русская сторонка, это Родина моя». Выбор темы обусловлен пониманием педагогами значимости этой проблемы, с одной стороны, и не достаточным уровнем знаний у детей и родителей о родном крае, с другой. Воспитывая у детей любовь к своей малой Родине, мы старались подвести их к пониманию того, что их город – частица Родины. Членам семьи было предоставлено много различных возможностей участвовать в проектной деятельности. В ходе совместной работы и воспитатели, и родители взяли на себя обязательство действовать сообща, развивая дух сотрудничества. Общение, взаимное уважение, прежде всего, признание важности интересов ребенка создали основу для плодотворного взаимодействия. Не всегда бывает достаточно лишь изменить отношения между членами семьи и педагогическим коллективом, подчас и педагоги, и родители должны развить в себе новые навыки и умения, чтобы наладилась качественная кооперация. Чтобы вызвать у детей интерес и включить их в совместную деятельность, способствовать повышению инициативы, мы совместно с родителями организовали экскурсию в экспокомплекс «Борисоглебская сторона». Здесь дети познакомились с бытом и образом жизни горожан Романова- Борисоглебска, с романовской овечкой, уникальными свойствами ее овчины, узнали о шубном, валяном, кузнечном промыслах, процветавших в нашем городе. Экскурсия способствовала погружению детей в тему, произвела на них большое впечатление, у детей появилось желание узнать, как жили раньше бабушки и дедушки.

Следующий этап - практический включал в себя все виды детской деятельности практической направленности, связанные c реализацией проекта. Для этого были привлечены родители по оснащению центров активности:

В литературном центре ежедневно были организованы чтения, беседы. В беседах «Об истории возникновения Романова – Борисоглебска » и о «Гербе Романова - Борисоглебска» дети познакомились с историей возникновения родного города, его основателями и историческими названием города, с символическим значением герба. Собраны фото альбомы с архитектурными памятниками города (церквями, соборами), различными образцами архитектуры, фотография города (старый и современный город), была проведена беседа «Памятники архитектуры».

В группу были приглашены родители, которые провели беседы:

«Ремесла и помыслы» - знакомство детей с ремеслами и промыслами, процветавшими в Романове – Борисоглебске, бытом и образом жизни горожан.

«Знаменитые люди нашего края» - дети узнали о знаменитых земляках, о людях прославивших наш город.

В результате совместной проектной деятельности в центре «Искусство» была оформлена галерея детско - взрослых рисунков «Святая старина», при выполнении которой дети учились отражать в рисунке конструкции зданий, формы и пропорции их частей. А при создании работ «Храмы Романова-Борисоглебска» дети познакомились со спецификой храмовой архитектуры (купол, арки, круглая часть под куполом), учились передавать образ в архитектурных сооружениях.

В центре «Открытая площадка» были организованы и проведены с помощью родителей экскурсии:

В экспокомплекс «Борисоглебская сторона» - экспозиция «Царская овца», «Мануфактура Классена»; в Воскресенский собор и набережную р. Волга; в музей «Космос» п. Никульское; обзорная автобусная экскурсия по городу.

Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (родителями и воспитателями). Так экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине.

Взаимодействие команды единомышленников педагог- ребенок – родитель позволило всем участникам этого процесса получить приобретения влияющие на саморазвитие:

Польза для ребенка:

- повышается самооценка ребенка

- ребенок становиться более адекватным в поведении дома и д\с

- возникает гордость и уважение за успехи и включенность родителей

- ребенок становится более коммуникабельным, отзывчивым.

Польза для воспитателей:

- возможность работать с подгруппой детей

- понять, как родители мотивируют своих детей к деятельности

- как родители помогают своим детям, разделяют их увлечения и занятия

- получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими

Польза для родителей:

- ощутить личную причастность

- родители видят, как их ребенок общается с другими детьми

- начинают больше понимать о детском развитии

- получают представления о работе воспитателей, формируется большее уважение к ним

- обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием дома заниматься с детьми

- устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями

- лучше узнают правила, регламентирующие жизнь группы в д\с

- появляются возможности помогать ребенку дома.

Вовлечение родителей в проектную деятельность детского сада приносит пользу и детям, и родителям, и детскому саду.

Эмоциональная вовлеченность позволяет почувствовать себя:

- хорошим, продуктивным, энергичным, обновленным и готовым к новым жизненным задачам,

- жизнерадостным, помогающим другим, причастным к группе.

Физическая вовлеченность позволяет:

- сформировать новые умения,

- забыть о беспокойствах,

- посмеяться, расслабиться,

- познакомиться с другими людьми,

- справиться со стрессами.

Признаками совмещенной психологической системы «Взрослый - ребенок» выступают: целостность, взаимосвязь всех ее частей. Одной из важных характеристик определяющих качество системы является ее открытость. Положительно окрашенные эмоциональные отношения приводят к положительному отношению ребенка к миру.

Литература

1. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/сост. Т.В. Цветкова – М.:ТЦ Сфера, 2013 г. – 128с.

2. Бабынина Т.Ф. Гильманова Л.В. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи,- М.: ТЦ Сфера, 2016 – 128с.

3. Хромов Н.И. Методика развития современного ребенка. – М.:ТЦ Сфера,2014 – 128с.

4. Детско – взрослое сообщевтво: развитие взрослых и детей. – М ТЦ Сфера ,2015 -128с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР