Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7440515
Статья «Бодрящая гимнастика как эффективное средство оздоровление дошкольников».
Содержание - Дошкольное образование

Латина Варвара Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ № 14 «Солнышко» г. Ковдор Мурманская область.
Для воспитателей ДОУ. Организация и проведение бодрящей гимнастики в пульсирующем режиме, основанная на нетрадиционной методики контрастного воздушного закаливания Ю.Ф. Змановского, автора оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник». Соавтор Максина Светлана Анатольевна, воспитатель МАДОУ №29 «Сказка» г. Ковдор.

 


Дата публикации: 09.02.2017


Бодрящая гимнастика как эффективное средство оздоровление дошкольников

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям существующие методы, формы и средства оздоровления. Среди этих методов ведущим является закаливание.

Закаливание - это комплекс оздоровительных мероприятий повышающих устойчивость организма к неблагоприятным средовым и, в первую очередь, метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции, что стимулирует иммунитет и создает прочный щит от простудных заболеваний, бактериальных и вирусных инфекций.

Существуют разнообразные методики закаливания детского организма: ходьба по солевым дорожкам, контрастные водные ножные ванны, полоскание горла прохладной водой и пр. Одна из наиболее эффективных методик - нетрадиционная методика контрастного воздушного закаливания, предложенной Ю.Ф. Змановским, автором оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» - бодрящая гимнастика в пульсирующем режиме. Данная оздоровительная процедура охватывает всех детей группы одновременно, легко вписывается в режим дня ДО и требует минимальных организационно-технических затрат.

В отличие от обычной бодрящей гимнастики, целью которой является осуществление постепенного мягкого перехода детского организма от сна к активному бодрствованию, цель бодрящей гимнастики в пульсирующем режиме: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений, сохранить и укрепить здоровье детей.

Эта цель предусматривает решение следующих задач:

  1. 1.Создать интерес к закаливающим процедурам, положительный эмоциональный настрой.
  2. 2.Тренировать и укреплять терморегуляционый, опорно-двигательный аппарат.
  3. 3.Совершенствовать и развивать координационные движения, функции дыхательного аппарата.
  4. 4.Способствовать профилактике плоскостопия, нарушения осанки и простудных заболеваний.

Бодрящая гимнастика в пульсирующем режиме проводится в группе после дневного сна, продолжается она 12-15 минут и имеет характер перебежек из ’’холодной’’ комнаты (группа) в ’’теплую’’ (спальня). Разница температур достигается путем интенсивного проветривания группы и составляет 3-40 на начальном этапе, а через 3 месяца 10-120. Модель взаимодействия тепло-холод обеспечивает выработку быстрых целесообразных терморегуляционных реакций, что позволяет детскому организму адаптироваться к резким изменениям температуры, являющимся частой причиной простудных заболеваний, и обеспечивает тот уровень повышения защитных сил, который вообще способно дать закаливание.

Комплексы бодрящих гимнастик составляются в игровой форме. Например: «Как медведь весну встречал», «Мы ищем клад», «Наша армия родная»  и др. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей оздоровительной процедуре, положительно влияющей на эмоциональный тонус детей. Можно использовать детские песни. При выполнении упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы они выполнялись без принуждения и сопровождались положительными эмоциями детей. Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой  выполнения отдельных оздоровительных процедур.

Для того чтобы разнообразить содержание комплексов в структуру бодрящих гимнастик можно включить:

  1. vразличные виды ходьбы, маршировки, построения и перестроения, способствующие ориентации детей в пространстве;
  2. vциклические упражнения: бег, прыжки, позволяющие вырабатывать ценнейшее физическое качество – выносливость;
  3. vразучивание и выполнение новых физических упражнений, танцевальных элементов, развивающих, прежде всего, координационные возможности;
  4. vупражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;
  5. vпальчиковые игры, положительно влияющие на функционирование речевых зон;
  6. vразнообразные подвижные игры, игры-забавы, хороводы способствующие повышению двигательной активности, проявлению положительных эмоций. Участие детей в таких играх позволяет освоить им жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, лазании, равновесии, прыжках, метании;
  7. vигры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим;
  8. vэлементы массажа и самомассажа – система приемов дозированного механического воздействия на кожу, что повышает защитные свойства организма и усиливает циркуляцию крови в массируемом участке тела;
  9. vметодики дыхательных гимнастик Б. Толкачева – сочетание простых физических упражнений с озвученным выдохом, методику парадоксального дыхания А. Стрельниковой (акцент на активном коротком вдохе) или методику К. Бутейко – задержка дыхания.

Примерная схема проведения бодрящей гимнастики в пульсирующем режиме. Дети просыпаются под спокойную музыку или звуки природы, выполняют 3-4 упражнения в постели, несколько ОРУ, для различных групп мышц около кроватей, по дорожкам здоровья или массажным коврикам перебегают в группу, где выполняют циклические упражнения: ходьбу, бег, прыжки. Затем следует перебежка в спальню, где  можно провести пальчиковую гимнастику, после чего дети опять перебегают в группу, где проводится подвижная игра. Для ее проведения используются помещения спальни и группы (холодной и теплой комнат). Заканчивается оздоровительная процедура дыхательной гимнастикой.

Характер деятельности детей в теплом помещении отличается от деятельности в холодном, более спокойным темпом, чтобы дети не перегревались. Длительность пребывания в каждой комнате 1-1,5 минуты. Количество перебежек не менее 6.

Для достижения положительного результата необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. vОсуществление закаливания только при полном здоровье ребенка.
  2. vПостепенность и увеличение интенсивности закаливающих воздействий.
  3. vСистематичность и последовательность проведения.
  4. vУчет индивидуальных особенностей ребенка (детям, перенесшим  ОРВИ, контрастная воздушная ванна в течении 3-ех дней проводится в половинном объеме).
  5. vНедопустимость проведения закаливания при отрицательных эмоциональных реакциях на него.

На эффективность проведения бодрящей гимнастики влияет качественная и продуманная работа по подготовке необходимых пособий и инвентаря, которые помогают проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. С этой целью используют, как фабричное спортивное оборудование (кегли, обручи, мячи, скакалки и т.д.), так и нестандартное, изготовленное самостоятельно оборудование (гантели, снегоступы, султанчики, моталочки, лохматики, тренажеры для дыхания, массажные рукавички, дорожки здоровья и т.д.). Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции. Материалы для изготовления таких пособий разнообразны и малозатратны: футляры для ’’киндерсюрпризов’’, пластиковые бутылочки, использованные фломастеры, разные пуговицы и т.д.

Выстроенная система проведения бодрящей гимнастики в пульсирующем режиме позволяет укрепить здоровье детей при помощи интеграции физкультурных и оздоровительных мероприятий, обеспечивая при этом, систематическую тренировку детского организма при максимально сокращенном времени, отведенном на закаливание в общем режиме дня дошкольной организации.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР