Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7440208
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности».
Содержание - Дошкольное образование

Васильева Алена Валерьевна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 58 г. Йошкар-Олы «Золотой ключик», Республика Марий Эл.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Обучение через систему занятий в детском саду перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Во время продуктивной деятельности мы ориентируем детей на результат, подчёркивая определённую направленность работы. При решении общей цели задания дети проявляют чувство товарищества и взаимопомощи. Важно, чтобы эта деятельность была доступна и интересна всем детям.

 


Дата публикации: 01.12.2016


НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ включает целый комплекс задач:

* Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

* формирование бережного отношения к природе и всему живому;

* воспитание уважения к труду;

* развитие интереса к народным традициям и промыслам;

* формирование элементарных знаний о правах человека;

* расширение представлений о городах России;

* знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

* развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

* формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И эти яркие впечатления отражаются в его творческих работах.

Продуктивная детская деятельность – это деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности, мы строили свою работу в

соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

* Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России;

* «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

* принцип этнокультурной соотнесённости, ориентирующей на приобщение к истокам культуры своей малой Родины;

* непрерывность и преемственность педагогического процесса;

* дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

* рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту;

* деятельностный подход;

* бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;

* широкого включения выполненных детьми работ в жизнь группы, дошкольного учреждения, города.

* развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Основываясь на этих принципах, мы выделили цель своей работы:

Создание условий для формирования у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и чествование достижений народа своей страны через воспитание потребности к творческому труду.

Задачи:

1. Способствовать формированию у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и чествование достижений народа своей страны.

2. Развивать интерес к традициям родного края, родной страны, соблюдать их и сохранять.

3. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшему поколению, уважительному отношению к старшему поколению.

4. Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города, страны.

5. Расширять представления детей о возможностях их полезного участия в общественной жизни.

6. Развивать духовный, творческий потенциал ребёнка, создавая условия для творческого труда.

7. Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: в спорте, в труде, в искусстве, в профессии, в культуре, в науке, в образовании, в службе.

8. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения своей страны, подвиг её народа в Великую Отечественную войну.

9. Способствовать формированию толерантности по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

10. Воспитывать трепетное отношение к природе и её ресурсам.

11. Воспитывать потребность к творческому труду.

Наша работа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями стали Российские праздники (День Победы, День семьи и др.), международные праздники (Международный женский день 8 марта, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Радость общения, как главная черта праздника, понимается детьми дошкольного возраста, поэтому у них возникают чувства сопереживания, желание участвовать в праздничном событии.

Во время продуктивной деятельности мы ориентируем детей на результат, подчёркивая определённую направленность работы. Дети начинают понимать, что узор надо сделать красивый, чтобы порадовать маму, бабушку подарком к празднику 8 марта. Не только проявляется устойчивый интерес к результатам своего творчества, но и обогащается жизненный опыт детей, формируются их взаимоотношения с окружающей действительностью. Например, выполнение работ с включением элементов марийского орнамента ко Дню Республики Марий Эл (скатерти, салфетки, полотенца, платочков). При выполнении таких работ дети узнают о декоративно-прикладном искусстве своего родного края, проявляют интерес к работам народных мастеров. При этом происходит обогащение словаря дошкольников. Ко Дню Победы дети изготавливают подарки ветеранам. Среди этих ветеранов могут быть дедушки и бабушки самих детей. И это очень важно. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. А дети могут выразить своё уважение и свою благодарность через творчество.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Поэтому задачи по нравственно-патриотическому воспитанию мы объединили в тематические блоки.

1блок - «Я и Моя семья». Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. Это темы: «День пожилых людей» (1 октября), «День матери» (последнее воскресенье ноября), «Международный женский день 8 марта», «День семьи, любви и верности» (8 июля).

2 блок - «Культура и традиции». Знакомим детей с традициями и бытом Республики Марий Эл. Знакомим с историей, географией, народным промыслом, культурой, бытом и т.д. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. Относятся такие темы, как: «Пасха» (переходящая дата), «День Республики Марий Эл» (4 ноября), «День города Йошкар-Олы» (6 августа).

3 блок - «Родина моя - Россия». Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город — частица России, поскольку во всех уголках нашей страны, больших и маленьких, есть много общего:

* повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

* везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

* повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

* люди берегут и охраняют природу;

* есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

В этот блок входят темы: «Праздник весны и труда» (1 мая), «Международный день защиты детей» (1 июня), «День России» (12 июня).

4 блок - «Этих дней не смолкнет слава». Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов. В этот блок входят темы: «День защитника Отечества» (23 февраля), «День Победы» (9 мая) .

5 блок - «Вижу чудное приволье…». Расширяем представления детей о природных ресурсах родного края, воспитываем чувство ответственности, бережное отношение к природе. В этот блок входят темы: «День Земли» (20 марта), «Синичкин день» (12 ноября) - в этот день люди укрепляют на деревьях кормушки.

Практическая творческая работа с детьми является важным звеном общегосударственной программы воспитания подрастающего поколения, важной формой общения поколений, передачи опыта старших младшим. В этой работе важно, что установка на выполнение общего замысла, доступного, понятного и привлекательного детскому коллективу, дисциплинирует, ориентирует поисковую деятельность детей и создаёт предпосылки нравственного, духовного сплочения общим эмоционально-психологическим настроением. При решении общей цели задания дети проявляют чувство товарищества и взаимопомощи. Важно, чтобы эта деятельность была доступна и интересна всем детям.

Вывод: нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности способствует формированию у воспитанников высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, развивает интерес к традициям родного края, страны; учит заботливому отношению к родным и близким людям, к природе; воспитывает потребность к творческому труду.

Скачать презентацию

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР