Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7453956
Статья «Возможности использования песочной терапии для формирования здорового психологического климата у воспитанников младшего дошкольного возраста».
Содержание - Дошкольное образование

Шушунова Мария Александровна, воспитатель, МБОУ «Детский сад д.Воронино» д.Воронино, Томского района Томской области. 
Игры с песком– одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. В песочной среде могут проигрываться реальные жизненные ситуации (в виде сюжетно-ролевых игр), проблемы, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.


Дата публикации: 23.03.2017


«ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Для определения актуальности открытия экспериментальной лаборатории по работе с кинетическим песком, было проведено исследование с воспитанниками второй младшей группы и их родителями.

Для родителей была разработана анкета, целью которой было выявление проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей.. Среди различных психологических проблем, которое выявило анкетирование и наблюдение, можно выделить проблему работы с детьми с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Эта проблема волнует и педагогов, и родителей, а ее актуальность подтверждается большим количеством детей с похожими признаками гиперактивности.

В каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям, взаимодействовать в команде. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателя: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. И во второй младшей группе нашего детского сада есть такой процент детей.

Нужно не забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов.

Одним из методов коррекции обнаруженных нарушений является интегративная модифицированная терапия на основе кинетического песка. Преимуществом данного метода является полифункциональность: игры с кинетическим песком могут решать как коррекционные и развивающие задачи, так и использоваться для отработки актуального эмоционального состояния. А также песочная терапия имеет огромный потенциал как один из диагностических проективных методов и может использоваться в комплексе мероприятий в работе как с детьми, так со взрослыми.

Также можно отметить, что игры с песком– одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. В песочной среде могут проигрываться реальные жизненные ситуации (в виде сюжетно-ролевых игр), проблемы, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Он может здесь найти решение или изменить свое отношение к конфликтным ситуациям со сверстниками или взрослыми. Также, игра с песком полезна для развития мелкой моторики рук, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

1. существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

2. в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

3. в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

4. совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

5. песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

Песочная терапия — один из методов психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

Новизна использования данного направления работы заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов арт-педагогики. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Канадский нейрохирург Уальдер Пенфильд разработал карту мозга человека. Обратите внимание на то, как связаны нервные окончания рук с мозгом человека. На пальцах наших рук находится огромное количество нервных окончаний, при активировании которых активно включаются и «загораются» различные части головного мозга.

Для эффективности реализации проекта рекомендуются группы из 4-5 человек. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Цель данного проекта: сформировать положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком.

Задачи: развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребёнка, коррекция его эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, кинетический песок не просто детская игрушка, а полезный инструмент, который может помочь нашему мозгу высвободить и выплеснуть полезную креативную энергию. Кроме этого, он прекрасно успокаивает нервы, и с его помощью формируются СК нывыки

Предполагаемый результат: дети познакомятся с основными принципами работы с песком, освоят способы работы, научатся создавать собственные песочные композиции, в результате чего у них будут более активно развиваться познавательные и творческие способности, воображение, тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика, совершенствоваться речевые коммуникативные навыки, расширяться словарный запас.

Итак, Песочная терапия — один из методов психотерапии. Песочная терапия помогает детям для:

* Развития познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение) и сенсорной сферы (мелкая моторика рук).

* Развития и улучшения самоконтроля.

* Улучшения межличностного взаимодействия и контакта с окружающими.

* Снятия тревожности и чрезмерного беспокойства.

* Улучшения эмоционального фона.

* Формирования положительной самооценки и т.д.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР