Конспект занятия «В гости к ежонку». |
Содержание - Дошкольное образование |
Крылова Наталья Николаевна, воспитатель; Ельцова Наталья Анатольевна, воспитатель; Раевская Анастасия Александровна, воспитатель. МАДОУ Детский сад №86, г. Сыктывкар.
Дата публикации: 08.06.2017
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «В гости к ежонку»
Цель: развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи формирование навыков пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц. Задачи: - Совершенствовать слоговой анализ; активизировать внимание, память, воображение, аналитические способности познакомить с многозначным словом «игла», с использованием проблемной ситуации. - Развитие слухового и зрительного внимания детей. - Учить самостоятельно, подбирать короткие и длинные слова. Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание колющих предметов, предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение». Оборудование: Фланелеграф, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида, крыша дома, блюдце с молоком; набор колющих предметов: колючка, кактус, булавка; схемы для графического плана). Предварительная работа: Просматривание энциклопедии про животных; изучение лексической темы «Дикие животные»; рисование, ручной труд по теме «Еж»; загадывание загадок о животных; прослушивание рассказов Бориса Тюрина «О ежах», сказки Братья Гримм «Заяц и еж»; «Жил был ежик». Ход занятия: 1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания. Педагог: Дети, отгадайте загадку.
Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках – это Ёжик 2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей. Рассматривание ежа на картине. Постановка проблемного вопроса. - А, что это у ежа из спины торчат? (Иголки) - А, зачем ежу швейные иголки, он, что одежду будет шить? (Рассуждения детей) - Какие иголки вы ещё знаете? (Иголки у елки) - Почему все эти иглы называют, одним словом? Давайте подведем итог нашего рассуждения. - Какие иголки торчат у ежа? - Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Ежик иголками защищается от врагов.) - Как он спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.) - Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко) - Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой). Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы. З. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти. Воспитатель читает рассказ М. Пришвина «Еж». - О чем говорится в этом рассказе? Чем вам нравится этот рассказ? Ответы трех-четырех детей. 4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением. - Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.) - Кого они нашли? (Они нашли ежа.) - Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.) - Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) - Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.) - Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку.) - Что они ему дали? (Ребята дали ему молока) - Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.) 5. Физкультминутки «В лес за грибами». Координация речи с движением. Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними. За грибами в лес пошли Много там грибов нашли. Встретили косого зайку, Убежал от нас зазнайка Мишка ел в кустах малину И отдал нам половину Дятел тукал – тук да тук, Раздавался громкий стук. 3. Игра «Что приготовить зайчатам на обед? ». (При проведении игры желательно использовать картину «Братья - зайчата» из пособия «Звучащее слово».) Воспитатель. Жили-были два братца-зайчонка. Как их звали? Придумайте сами. Кличка одного братца обозначалась коротким словом. Как его назовем? (Зац, Вили, Тили, Мили, Рус., а для клички второго зайчонка подберите длинное слово. (Шустрик, Озорник) Мили любил все, что называлось короткими словами, а Шустрик, наоборот, то, что называлось длинными словами. Много хлопот было у мамы-зайчихи с приготовлением обеда: что готовить каждому - не знает. Поможем, дети, выбрать ей названия для первого блюда. - Что стал бы есть Мили? Не забудьте, что названия должно быть короткими. (Суп, уху, борщ, щи.) - Что можно приготовить для Шустрика? Помните, что названия должно быть длинными. (Свекольник, рассольник.) - Какое второе блюдо могла бы мама-зайчиха приготовить для Мили? (Плов, рагу, кашу, яйца.) - А для второго зайчонка? (Котлеты, тефтели, макароны, отбивные, антрекоты.) - Что мог бы получить Мили на третье? (Сок, чай, морс.) - А Шустрик (Лимонад, простоквашу, ряженку, снежок) Очень помогли вы маме-зайчихе своими ответами. 7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах. - Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите. Дети договаривают начатые педагогом фразы. 8. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно-логического мышления, диалогической речи. - Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте их разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше? Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку - план рассказа. 9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму. - Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут. 10. Итог. - Чем занимались? Что запомнили? Чему вы сегодня научились? Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка. Закрепление изученного материала вне занятия: • Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа. • Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «В гости к ежонку»
Цель: развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи формирование навыков пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц. Задачи: - Совершенствовать слоговой анализ; активизировать внимание, память, воображение, аналитические способности познакомить с многозначным словом «игла», с использованием проблемной ситуации. - Развитие слухового и зрительного внимания детей. - Учить самостоятельно, подбирать короткие и длинные слова. Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание колющих предметов, предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение». Оборудование: Фланелеграф, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида, крыша дома, блюдце с молоком; набор колющих предметов: колючка, кактус, булавка; схемы для графического плана). Предварительная работа: Просматривание энциклопедии про животных; изучение лексической темы «Дикие животные»; рисование, ручной труд по теме «Еж»; загадывание загадок о животных; прослушивание рассказов Бориса Тюрина «О ежах», сказки Братья Гримм «Заяц и еж»; «Жил был ежик». Ход занятия: 1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания. Педагог: Дети, отгадайте загадку.
Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках – это Ёжик 2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей. Рассматривание ежа на картине. Постановка проблемного вопроса. - А, что это у ежа из спины торчат? (Иголки) - А, зачем ежу швейные иголки, он, что одежду будет шить? (Рассуждения детей) - Какие иголки вы ещё знаете? (Иголки у елки) - Почему все эти иглы называют, одним словом? Давайте подведем итог нашего рассуждения. - Какие иголки торчат у ежа? - Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Ежик иголками защищается от врагов.) - Как он спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.) - Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко) - Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой). Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы. З. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти. Воспитатель читает рассказ М. Пришвина «Еж». - О чем говорится в этом рассказе? Чем вам нравится этот рассказ? Ответы трех-четырех детей. 4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением. - Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.) - Кого они нашли? (Они нашли ежа.) - Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.) - Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) - Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.) - Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку.) - Что они ему дали? (Ребята дали ему молока) - Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.) 5. Физкультминутки «В лес за грибами». Координация речи с движением. Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними. За грибами в лес пошли Много там грибов нашли. Встретили косого зайку, Убежал от нас зазнайка Мишка ел в кустах малину И отдал нам половину Дятел тукал – тук да тук, Раздавался громкий стук. 3. Игра «Что приготовить зайчатам на обед? ». (При проведении игры желательно использовать картину «Братья - зайчата» из пособия «Звучащее слово».) Воспитатель. Жили-были два братца-зайчонка. Как их звали? Придумайте сами. Кличка одного братца обозначалась коротким словом. Как его назовем? (Зац, Вили, Тили, Мили, Рус., а для клички второго зайчонка подберите длинное слово. (Шустрик, Озорник) Мили любил все, что называлось короткими словами, а Шустрик, наоборот, то, что называлось длинными словами. Много хлопот было у мамы-зайчихи с приготовлением обеда: что готовить каждому - не знает. Поможем, дети, выбрать ей названия для первого блюда. - Что стал бы есть Мили? Не забудьте, что названия должно быть короткими. (Суп, уху, борщ, щи.) - Что можно приготовить для Шустрика? Помните, что названия должно быть длинными. (Свекольник, рассольник.) - Какое второе блюдо могла бы мама-зайчиха приготовить для Мили? (Плов, рагу, кашу, яйца.) - А для второго зайчонка? (Котлеты, тефтели, макароны, отбивные, антрекоты.) - Что мог бы получить Мили на третье? (Сок, чай, морс.) - А Шустрик (Лимонад, простоквашу, ряженку, снежок) Очень помогли вы маме-зайчихе своими ответами. 7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах. - Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите. Дети договаривают начатые педагогом фразы. 8. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно-логического мышления, диалогической речи. - Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте их разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше? Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку - план рассказа. 9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму. - Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут. 10. Итог. - Чем занимались? Что запомнили? Чему вы сегодня научились? Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка. Закрепление изученного материала вне занятия: • Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожку - плана рассказа. • Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».