Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7441804
Конспект занятия «В гости к ежонку».
Содержание - Дошкольное образование

Крылова Наталья Николаевна, воспитатель; Ельцова Наталья Анатольевна, воспитатель; Раевская Анастасия Александровна, воспитатель. МАДОУ Детский сад №86, г. Сыктывкар. 
Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

 

 


 

Дата публикации: 08.06.2017


 

Конспект  ОД по речевому развитию  в старшей  группе

«В гости к ежонку»

 

 Цель: развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи формирование навыков пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.

 Задачи:

  - Совершенствовать слоговой анализ; активизировать внимание, память, воображение, аналитические способности познакомить с многозначным словом «игла», с использованием проблемной ситуации.

-  Развитие слухового и зрительного внимания детей.

 -   Учить самостоятельно, подбирать короткие и длинные слова.

 Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание колющих предметов, предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

 Оборудование: Фланелеграф, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида, крыша дома, блюдце с молоком; набор колющих предметов: колючка, кактус, булавка; схемы для графического плана).

 Предварительная работа:

Просматривание  энциклопедии про животных; изучение лексической темы «Дикие животные»; рисование, ручной труд по теме «Еж»; загадывание загадок о животных; прослушивание рассказов Бориса Тюрина «О ежах», сказки Братья Гримм «Заяц и еж»; «Жил был ежик».

 Ход занятия:

 1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания.

 Педагог: Дети, отгадайте загадку.

 

Нет ушей, не видно ножек.

Шар в колючках – это

Ёжик

 2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

 Рассматривание ежа на картине.

 Постановка проблемного вопроса.

 - А, что это у ежа из спины торчат? (Иголки)

 - А, зачем ежу швейные иголки, он, что одежду будет шить? (Рассуждения детей)

 - Какие иголки вы ещё знаете? (Иголки у елки)

 - Почему все эти иглы называют, одним словом?

 Давайте подведем итог нашего рассуждения.

 - Какие иголки торчат у ежа?

 - Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Ежик иголками защищается от врагов.)

 - Как он спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)

 - Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко)

 - Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься.

 А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой).

 Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

З. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

 Воспитатель читает рассказ М. Пришвина «Еж».

 - О чем говорится в этом рассказе? Чем вам нравится этот рассказ?

 Ответы трех-четырех детей.

 4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

 - Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

 - Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

 - Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

 - Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.)

 - Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

 - Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку.)

 - Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)

 - Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)

 5. Физкультминутки «В лес за грибами». Координация речи с движением.

 Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними.

 За грибами в лес пошли

 Много там грибов нашли.

 Встретили косого зайку,

 Убежал от нас зазнайка

 Мишка ел в кустах малину

 И отдал нам половину

 Дятел тукал – тук да тук,

 Раздавался громкий стук.

 3. Игра «Что приготовить зайчатам на обед? ».

 (При проведении игры желательно использовать картину «Братья - зайчата» из пособия «Звучащее слово».)

 Воспитатель. Жили-были два братца-зайчонка. Как их звали? Придумайте сами. Кличка одного братца обозначалась коротким словом. Как его назовем? (Зац, Вили, Тили, Мили, Рус., а для клички второго зайчонка подберите длинное слово. (Шустрик, Озорник)

 Мили любил все, что называлось короткими словами, а Шустрик, наоборот, то, что называлось длинными словами. Много хлопот было у мамы-зайчихи с приготовлением обеда: что готовить каждому - не знает. Поможем, дети, выбрать ей названия для первого блюда.

 - Что стал бы есть Мили? Не забудьте, что названия должно быть короткими. (Суп, уху, борщ, щи.)

 - Что можно приготовить для Шустрика? Помните, что названия должно быть длинными. (Свекольник, рассольник.)

 - Какое второе блюдо могла бы мама-зайчиха приготовить для Мили? (Плов, рагу, кашу, яйца.)

 - А для второго зайчонка? (Котлеты, тефтели, макароны, отбивные, антрекоты.)

 - Что мог бы получить Мили на третье? (Сок, чай, морс.)

 - А Шустрик (Лимонад, простоквашу, ряженку, снежок)

 Очень помогли вы маме-зайчихе своими ответами.

 7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

 - Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

 Дети договаривают начатые педагогом фразы.

 8. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно-логического мышления, диалогической речи.

 - Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте их разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше? Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку - план рассказа.

 9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

 Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

 - Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут.

 10. Итог.

 - Чем занимались? Что запомнили? Чему вы сегодня научились? Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

 Закрепление изученного материала вне занятия:

 • Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа.

 • Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

 

 

 

 

Конспект  ОД по речевому развитию  в старшей  группе

«В гости к ежонку»

 

 Цель: развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи формирование навыков пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.

 Задачи:

  - Совершенствовать слоговой анализ; активизировать внимание, память, воображение, аналитические способности познакомить с многозначным словом «игла», с использованием проблемной ситуации.

-  Развитие слухового и зрительного внимания детей.

 -   Учить самостоятельно, подбирать короткие и длинные слова.

 Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание колющих предметов, предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

 Оборудование: Фланелеграф, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида, крыша дома, блюдце с молоком; набор колющих предметов: колючка, кактус, булавка; схемы для графического плана).

 Предварительная работа:

Просматривание  энциклопедии про животных; изучение лексической темы «Дикие животные»; рисование, ручной труд по теме «Еж»; загадывание загадок о животных; прослушивание рассказов Бориса Тюрина «О ежах», сказки Братья Гримм «Заяц и еж»; «Жил был ежик».

 Ход занятия:

 1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания.

 Педагог: Дети, отгадайте загадку.

 

Нет ушей, не видно ножек.

Шар в колючках – это

Ёжик

 2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

 Рассматривание ежа на картине.

 Постановка проблемного вопроса.

 - А, что это у ежа из спины торчат? (Иголки)

 - А, зачем ежу швейные иголки, он, что одежду будет шить? (Рассуждения детей)

 - Какие иголки вы ещё знаете? (Иголки у елки)

 - Почему все эти иглы называют, одним словом?

 Давайте подведем итог нашего рассуждения.

 - Какие иголки торчат у ежа?

 - Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Ежик иголками защищается от врагов.)

 - Как он спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)

 - Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко)

 - Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься.

 А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой).

 Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

З. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

 Воспитатель читает рассказ М. Пришвина «Еж».

 - О чем говорится в этом рассказе? Чем вам нравится этот рассказ?

 Ответы трех-четырех детей.

 4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

 - Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

 - Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

 - Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

 - Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.)

 - Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

 - Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку.)

 - Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)

 - Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)

 5. Физкультминутки «В лес за грибами». Координация речи с движением.

 Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними.

 За грибами в лес пошли

 Много там грибов нашли.

 Встретили косого зайку,

 Убежал от нас зазнайка

 Мишка ел в кустах малину

 И отдал нам половину

 Дятел тукал – тук да тук,

 Раздавался громкий стук.

 3. Игра «Что приготовить зайчатам на обед? ».

 (При проведении игры желательно использовать картину «Братья - зайчата» из пособия «Звучащее слово».)

 Воспитатель. Жили-были два братца-зайчонка. Как их звали? Придумайте сами. Кличка одного братца обозначалась коротким словом. Как его назовем? (Зац, Вили, Тили, Мили, Рус., а для клички второго зайчонка подберите длинное слово. (Шустрик, Озорник)

 Мили любил все, что называлось короткими словами, а Шустрик, наоборот, то, что называлось длинными словами. Много хлопот было у мамы-зайчихи с приготовлением обеда: что готовить каждому - не знает. Поможем, дети, выбрать ей названия для первого блюда.

 - Что стал бы есть Мили? Не забудьте, что названия должно быть короткими. (Суп, уху, борщ, щи.)

 - Что можно приготовить для Шустрика? Помните, что названия должно быть длинными. (Свекольник, рассольник.)

 - Какое второе блюдо могла бы мама-зайчиха приготовить для Мили? (Плов, рагу, кашу, яйца.)

 - А для второго зайчонка? (Котлеты, тефтели, макароны, отбивные, антрекоты.)

 - Что мог бы получить Мили на третье? (Сок, чай, морс.)

 - А Шустрик (Лимонад, простоквашу, ряженку, снежок)

 Очень помогли вы маме-зайчихе своими ответами.

 7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

 - Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

 Дети договаривают начатые педагогом фразы.

 8. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно-логического мышления, диалогической речи.

 - Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте их разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше? Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку - план рассказа.

 9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

 Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

 - Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут.

 10. Итог.

 - Чем занимались? Что запомнили? Чему вы сегодня научились? Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

 Закрепление изученного материала вне занятия:

 • Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожку - плана рассказа.

 • Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР