Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7723113
Инновационные методы взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей, имеющих нарушения в речи.
Содержание - Дошкольное образование

Никифорова Инна Резвановна, Учитель-логопед, МБДОУ ДС №7» Лисичка Анжеро – Судженский городской округ, Кемеровская область. 
Материал предназначен как для учителей-логопедов ДОУ, так и для педагогов.


Дата публикации: 11.09.2017


Инновационные методы

взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей,

имеющих нарушения в речи.

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей у учителя- логопеда даёт наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо дефекта у ребёнка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:

· Родители не слышат недостатков речи своих детей;

· Взрослые не придают нарушениям речи серьёзного значения, полагая, что с возрастом всё пройдёт само собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Именно в детском саду ребёнку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребёнком.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи их детей, в нашем учреждении эффективно используются такие формы работы:

ü Родительские собрания.

Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Необходимо акцентировать внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Также родители получают информацию, как заниматься дома, как вести индивидуальные тетради.

ü Мастер классы для родителей по ознакомлению органов артикуляционного аппарата.

Родителям предлагается перед зеркалом выполнять основные артикуляционные упражнения, убеждаясь, что это нелегко, тем более для ребёнка. Поэтому им потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребёнком домашнего задания,

а ему - помощь и похвала за труд.

ü Информационные буклеты.

Содержат краткий информационный материал по коррекции речевых нарушений.

ü Папки передвижки.

Содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по лексическим темам для практического использования с детьми дома.

ü Домашние тетради по автоматизации звуков.

Позволяют в домашних условиях автоматизировать звуки и вводить их

в самостоятельную речь.

ü Консультирование по запросам родителей.

Включает в себя: констатацию динамики речевого развития, (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.

ü День открытых дверей.

Родителям предлагается посетить занятие логопеда, где ребёнок демонстрирует свои знания, умения и навыки, приобретённые за время обучения на логопункте.

ü Праздники и развлечения совместно с родителями.

В течение учебного года для детей и родителей проводятся различные увеселительные мероприятия. Я принимаю в них активное участие, дети и родители слышат правильную речь и уместную интонацию не только на занятиях, но и в часы досуга.

ü Проектировочная деятельность.

Когда звук у ребёнка автоматизирован в слогах, словах и предложениях предлагаю родителям совместно со своим ребёнком изготовить букву из природного материала и сочинить сказку о букве. У детей с тяжёлыми нарушениями речи наряду с несформированностью всех компонентов нарушены внимание и словесно-логическое мышление, а это в свою очередь ведёт к трудностям овладения связной речью. Именно этот метод работы облегчает процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания.

ü Уголок для родителей.

Кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии "В кабинете логопеда" (которые периодически обновляются), как позаниматься дома по лексической теме и т.д.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удаётся добиться самого главного – хороших результатов в речевом развитии наших воспитанников.

Литература

1. Глушкова Г.В., Гризик Т.И., Кузнецова Г.В., Доронова Т.А. / Вместе с семьей. М.: Просвещение, 2005.

2. Давыдова О.И., Богословец Л.Г. Работа с родителями. М., 2005.

3. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание, 2000, N2, с.44-49.

4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание N1, 2004.

5. Лынская, М. И. Информационные технологии в работе с безречевыми детьми [Текст] / М. И. Лынская //Логопед. - 2011. - №3. - с. 12-17.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР