Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7440097
Обобщение опыта работы по теме: «Развивающее обучение дошкольников посредством конструирования из мягкого материала».
Содержание - Дошкольное образование

Чернякова Ольга Вячеславовна, воспитатель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №6 «Солнышко» г. Дзержинский Московская область. 
В работе рассматриваются приемы активизации продуктивной деятельности детей. В результате конструктивной деятельности у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают строить и применять простейшие образцы — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.


Дата публикации: 21.09.2017


Обобщение опыта работы по теме: «Развивающее обучение дошкольников посредством конструирования из мягкого материала».

С введением ФГОС речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Жизнь современных дошкольников в детском саду предельно насыщена, довольно строго регламентирована и требует от них физических затрат, психологических и интеллектуальных сил. При этом ребенку необходимы наслаждение интересными делами, играми, впечатлениями, имеющие эмоционально положительную окраску. Чем больше у дошкольника впечатлений, тем шире его интересы, тем он любознательнее.

В современном обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка, включение его в различные виды деятельности, где мы, педагоги, можем формировать у дошкольников предпосылки к УУД. Это совокупность таких универсальных действий, которые обеспечат в дальнейшем умение учиться и самосовершенствоваться.

Особое место в настоящее время занимает конструктивно-модельная деятельность. Она относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлена на получение определенного продукта и носит творческий и развивающий характер.

Мною была поставлена цель:

Конструктивная деятельность делится на два типа:

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы), имеющих разные способы крепления;

Художественное конструирование - это моделирование объекта и создание художественного образа. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «сказочный лес» и т.п.

В качестве нестандартного креативного материала в работе со своими воспитанниками я использую детали авторского конструктора Г. В. Урадовских для составления фоновых композиций. С одной стороны, он отвечает всем требованиям, которые предъявляются к конструктору (безопасен, приятен на ощупь), с другой – охватывает большой круг образовательных, развивающих и воспитательных задач:

от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий: речевого развития, коммуникативных и регуляторных способностей.

Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани (флис, фетр), и «рабочего поля» — стенд. Число и размер деталей увеличивается с возрастом детей. При конструировании из этих деталей используются такие приемы, как приложение, наложение и их пространственное объединение. Соединяются детали с поверхностью фонового стенда благодаря его ворсистой текстуре – забытый фланелеграф. Это дает возможность быстро собирать и разбирать модели, исправлять неудачное решение и опробовать другие его варианты, При этом работа доставляет приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям.

Конструктор Г. В. Урадовских может быть использован в работе с детьми разных возрастов. И даже малыши могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций.

Источником замысла детей конечно является окружающая жизнь: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов и явлений. Именно поэтому надо стремиться к тому, чтобы создавать условия для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи. И по-своему их передавать в образах.

Если ребёнку просто предложить мягкий конструктор, то ему, естественно, трудно будет понять, что с ним делать. Поэтому я работала поэтапно, использовала свои определённые приемы.

На первых порах элементы мягкого конструктора дети выбирали в случайном порядке. Постепенно они перешли к осознанному выбору количества деталей, их формы, цвета, величины. Затем пробовали располагать их на стенде, объединяя определенным образом.  Детали данного конструктора (геометрические фигуры) подсказывали нужный способ действия, помогали обнаружить ошибки, конструировать разнообразные композиции разной тематики.

Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, я успешно применяю в качестве образца рисунки и схемы, отображающие общий вид предмета (эталон).

Постепенно я предлагала детям собрать образец определенной модели заменяя одни детали на другие. И давала детям такой материал, в котором просто отсутствовали отдельные детали, и их следовало заменить имеющимися (возможные варианты). 

А еще использовала задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций (побуждала к фантазированию). В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования предыдущей: например, «поезд» перестроить в «домик», а «ракету» перестроить в «самолет» или что-то другое. 

Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом.

В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают строить и применять простейшие образцы — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами, у детей в дальнейшем возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования.

Алгоритм выполнения модели из мягкого конструктора.

Давно доказана взаимосвязь продуктивной деятельности ребенка и его речи. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов, побуждают детей говорить. После прочтения сказок с помощью элементов мягкого конструктора дети изображают персонажей, придумывают новую историю, заучивают тексты, моделируя сюжет;

Также авторский конструктор я использую как подготовительный этап к аппликации, побуждаю детей при помощи конструктора ориентироваться на плоскости (верх, низ, справа, слева, середина и т.д.), моделировать расположение деталей будущей работы.

 Сюжетные композиции и творческие работы детей обогащают предметно пространственную среду нашей группы.

Игры «Стигис» вызвали интерес у родителей детей. В век компьютеров и планшетов фланелеграф стал спасением и увлекательным досугом в кругу семьи.

Преимущество игры состоит в том, что ребенок постепенно осваивает вместе со взрослым композицию сказки, которая легко выстраивается с помощью фигурок сказочных героев на панно (модификации фланелеграфа). Взрослый сам может управлять процессом словесного творчества, постепенно передавая инициативу ребенку, позволяя ему выбирать героев, задавать сюжетную линию, распределять героев в пространстве, осуществлять диалоги. Простота взаимодействия с фигурками дает возможность ребенку изменить ход сказки, ввести других сказочных персонажей, в конечном итоге сочинить свою сказку.

Ж. Пиаже считал: «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение.  Можно смело утверждать, что мягкий конструктор Г. В. Урадовских представляет собой «потенциальное поле успешности» для каждого ребенка.


Литература:

Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду М.,1971

Парамонова Л.А., Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей // Дошкольное воспитание, 1985, №9

Куцакова Л.В., Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР