Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста «В горнице моей светло». |
Содержание - Дошкольное образование |
Кузменченко Анна Владимировна, музыкальный руководитель МДОБУ № 35 х. Родниковский Новокубанского района Краснодарского края. Дата публикации: 11.10.2017 Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста «В горнице моей светло» Возрастная направленность: старшая группа. Программные задачи. Воспитательные: создать условия для приобщения к культуре родной стороны, уважения к культуре народа. Развивающие: обеспечить развитие речевой культуры, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в фольклоре, развивать художественно-образное мышление при восприятии разнохарактерных песен. Обучающие: способствовать формированию умения, передавать эмоциональную окраску песен выразительными средствами исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком в оживленном темпе. Оборудование: кассеты с фонограммой музыкальных произведений, магнитофон, музыкальные инструменты, платок.
Ход занятия Хозяюшка наводит порядок в доме. Хозяйка: Ой, сколько забот у хозяюшки. Она и прибирает, она и угощает. Одна за все отвечает! Тут раздается стук в дверь. Гости: Дома ли хозяюшка? Хозяйка: Дома, дома. Гости: Можно ли в твою светлицу войти? Хозяйка: Можно. Заходите, гости дорогие. На пороге негоже стоять. (Нужно перейти порог, показывая уважение к гостям). Приветствие гостей и хозяюшки по старинному русскому обычаю – поклоном. Так люди в старину проявляли уважение друг к другу. Гости: Здравствуй, хозяюшка! Доброго здоровьица! Хозяйка: День добрый! Милости просим! Будьте как дома. Домом жить - не лукошко шить, Домом жить – обо всем тужить. Гости-то мои в дому, Что оладушки в меду. Я гостей своих буду величать, Да песней веселой потешать! Запевает песню «К нам гости пришли». Гости подпевают и поют вместе с хозяюшкой. Хозяйка: Усаживайтесь, гости дорогие за столы дубовые, за скатерти беленые. Всем ли слышно? Всем ли видно? Гости: Видно, видно. Хозяйка: Ребята, а где я пекла пироги? Гости: В печи. Хозяйка: Правильно. Вот посмотрите, это печь. В старину печь была центром избы. Она давала тепло, в ней готовили пищу. Она охраняла стариков и детей от дурного глаза, от злых духов. Иногда в большой печи мылись и парились, использовали ее при лечении разных заболеваний. На печи были почетные места. Обычно там находились старики и дети. Давайте мы с вами споем русскую народную прибаутку «Бай, качи, качи». Исполнятся русская народная прибаутка «Бай, качи, качи». Хозяйка: Одним из развлечением того времени было отгадывание загадок. Давайте и мы сейчас попробуем это сделать.
Не ест, а хватает. Что схватит, отдает. Сам в угол идет. (Ухват) 4. Медный бес на стол залез. (Самовар) 5. Я на кухне самый нужный Для семьи большой и дружной! Я готов служить всегда, И стоит на мне еда. Все тарелки, ложки, кружки – Мои верные подружки, Не посыпятся на стол – С ними вместе друг их (Стол) Хозяйка: Всегда из крестьянских изб доносилось веселье, смех. Люди любили попеть песни, потанцевать. Давайте и мы сейчас встанем в круг и потанцуем, как раньше танцевали наши бабушки и дедушки. Исполняется русский народный танец-игра «Передача платочка». Хозяйка: В те далекие времена у людей не было грамоты, старики и дети собирались по вечерам и передавали из уст в уста что-то новое: песни, загадки, пословицы. Каждый, кто мог, добавлял что-то свое: поточнее, поскладнее. И вот так эти песни дошли и до нас. Они были разные: веселые и напевные, грустные и задорные. Вот послушайте одну из таких песен. Звучит русская народная песня «В горнице моей светло». Хозяйка: Какая мелодия у песни? (Ответы детей) Какой характер у песни? (Ответы детей) Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Ответы детей) Хозяйка: Еще любимым жанром русского народа были частушки: маленькие четырех строчные песенки на разные темы: (шуточные, веселые, любовные). 1. Старину мы уважаем, Старину мы бережем. О кубанском нашем крае Песни звонкие поём. 2. Говорят частушки, вроде, Далеко уже не в моде. Разве дело только в моде, Если любят их в народе. 3. Я плясать-то не умею, Как попало топаю, Почему я не умею? С малых лет работаю? 4. Шила милому кисет, Вышла рукавица. Меня милый похвалил, Какая мастерица. 5. Я сидела на комоде, Шила юбочку по моде. По бокам карманчики, любили мальчики. 6. Сапоги сшил из рубахи, А рубаху из сапог, Дом построил из опилок, Вышел славненький домок. 7. Девочки – беляночки, Чем вы набелилися? Мы вчера коров доили, Молочком облилися. 8. Мы частушки вам пропели, Хорошо ли плохо ли А теперь мы вас попросим, Чтобы вы похлопали. Хозяйка: Да, любили люди и петь, и загадки загадывать, и танцевать. А еще употребляли слова, которые сейчас не употребляют. Давайте вспомним эти слова.
10.Крыныца - колодец Хозяйка: А теперь, гости дорогие, ответьте на мои вопросы. Для чего кланялись в старину? (В знак уважения к хозяевам.) Зачем нужна была печь в доме? (Давала тепло; для приготовления пищи; для мытья; при лечении разных заболеваний; для отдыха.) Как назывались маленькие четырех строчные песенки различного содержания? (Частушки) Кто в старину сочинял частушки, песни, загадки? (Народ) Хозяйка: Песнями да плясками сыт не будешь. Славится наш русский народ не только весельем, а гостеприимством да угощением знатным. Приглашаю вас к столу пить чай с пирогами. Угощайтесь на здоровье! |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».