Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7442691
Дополнительная образовательная программа кружка «Песочная фантазия» для детей 4-5 лет (кинетический песок)
Содержание - Дошкольное образование

Евдокимова Екатерина Вячеславовна, воспитатель МАДОУ№36 г. Печора, Республика Коми. 
Занятия рассчитаны на 3-5 летних детей. За основу взята программа Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке». В учебном процессе включают самые разнообразные игровые материалы с песком, которые позволяют сделать занятия доступными, содержательными, интересными, познавательными и развивающими. Такое нестандартное решение способствует прекрасному тонизирующему и здоровье сберегающему действию, а также положительно влияет на эмоционально-личностную сферу дошкольников.

 


Дата публикации: 23.10.2017


 

Дополнительная образовательная программа

кружка «Песочная фантазия» для детей 4-5 лет (кинетический песок)

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 36 общеразвивающего вида» г. Печора

 

 

Автор программы: Евдокимова Е.В.

 

Введение.

Нормативно-правовое обеспечение дополнительной образовательной программы 

Раздел 1. Целевой

1.1. Пояснительная записка 

1.1.1. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации ДОП ДО 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию ДОП 

1.1.3 Возрастные особенности контингента детей, посещающих кружок «Песочную фантазию»         

1.1.4. Особенности осуществления образовательного процесса

1.1.5.Планируемые результаты освоения образовательной программы                                                   

1.1.6. Способы определения результативности                                                                                              

1.1.7. Условия работы с детьми                                                                                                                        

1.1.8. Оборудование «педагогической песочницы»                                                                                       

1.1.9.Организация игр – занятий с песком                                                                                                 

Раздел 2. Содержательный

2.1.1. Учебно – тематический план программы дополнительного образования «Песочная фантазия»

Литература                                                                                                                                             

                                                                                               

Введение

Нормативно-правовое обеспечение основной образовательной  программы дошкольного образования

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

5. Устав МАДОУ «Детский сад № 36 общеразвивающего вида» г. Печора.

Раздел 1. Целевой

1.1.   Пояснительная записка

Песочная терапия-одна из разновидностей игротерапии. К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей куча песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Через свои ощущения , через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом. Казалось бы все очень просто - ребенок строит что-то  из песка, без сожаления разрушает созданные и самим творения, и снова строит………Но именно это простое действие хранит уникальную тайну-нет ничего такого, что было бы неповторимо разрушено- на  смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну , малыш достигает состояния равновесия, уходят страхи и тревоги. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойства песка- возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся высказывать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком-это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Песочная терапия прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования. Почему именно песок, спросите Вы ? Песок является природным материалом, с древних времен используемым человеком. Песок и вода естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ни во взаимодействие. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать все, что угодно и быть Мастером своего мира.

В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, восприятие, память, воображение. Воображение- один из важнейших мыслительных процессов. Развивая воображение, совершенствуются познавательные процессы и способность к творчеству, формируется личность ребенка.

 Занятия рассчитаны на 3-5 летних детей. За основу взята программа Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке». В учебном процессе включают самые разнообразные игровые материалы с песком, которые позволяют сделать занятия доступными, содержательными, интересными, познавательными и развивающими. Такое нестандартное решение способствует прекрасному тонизирующему и здоровье сберегающему действию, а также положительно влияет на эмоционально-личностную сферу дошкольников.

 

1.1.1. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации дополнительной образовательной программы кружка «Песочная фантазия»

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.
            Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Основная цель программы это снятие психоэмоционального и психофизического  напряжения, развитие тактильной чувствительности, сформировать положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком, развитие зрительного и тактильное восприятия, развитие мышление и речи, развитие слуховой и зрительной памяти, развитие коммуникативных навыков и воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Бусы», «Ежик», «Сова», «Грибы и ягоды», «Человечек», «Кот» превращает развивающие занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.

Задачи программы:

1. Изучение правил поведения при игре с песком (работа в команде).

2. Формирование представлений детей о свойствах влажного (сырого) песка;

3. Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят;

4. Воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей;

5.Создание мини-альбома, в результате совместной деятельности детей и руководителя кружка (альбом с фотографиями);

6. Установление контакта и доверия с детьми;

7. Объединение участников в группу;

8. Снижение психофизического и  психоэмоционального  напряжения;

9. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с  учётом развития сюжета;

10. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;

11. Актуализация эмоций;

12. Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;

13.Развитие коммуникативных навыков;

14.Развитие тактильного и зрительного восприятия;

15.Развитие мышление и речи;

16.Развитие слуховой и зрительной памяти;

17.Вспитание доброжелательное отношение к окружающим.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная  программа:

*  соответствует принципу от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

соответствует принципу развивающего обучения, выражается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

соответствует принцип индивидуализации, который обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

*  обеспечивает  единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса обучения детей плаванию;

*  принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

* строится с учетом принципа интегрированного подхода, реализуется в сотрудничестве руководителя кружка с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов творческой деятельности;

* предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной двигательной деятельности;

* основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для  них является игра.

Следуя положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, воспитатель ДОУ придерживается  следующим основным принципам построения  воспитательно – образовательного процесса при  реализации дополнительной образовательной программы:

* Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

* Системность в отборе  образовательного материала, интеграция задач образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»).

 

1.1.3. Возрастные особенности контингента детей, посещающих кружок «Песочную фантазию»

Возрастная группа

Количество детей

Средняя группа

от 4 до 5 лет

14

1.1.4. Особенности осуществления образовательного процесса

 

За основу взята программа Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке».

  

1.1.5.Планируемые результаты освоения образовательной программы

 

К концу учебного года дети (4-5) лет могут:

 

•          Считать в пределах 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?»

•          Сравнивать две группы предметов, используя счёт.

•          Сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними.

•          Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

•          Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ).

•          Знать правую и левую руку.

•          Правильно произносить все звуки родного языка.

•          Использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.

•          Составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.

•          Понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.

•          Правильно называть существительные в единственном и множественном числе.

•          Правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над, и т.д.

•          Пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.

•          Знать, как зовут родителей.

•          Уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отличаются.

•          Называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одежда, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды.

•          Знать названия некоторых профессий.

•          Знать и уметь находить в окружающей обстановке девять цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, коричневый, чёрный, голубой, розовый.

•          Знать и уметь рассказывать несколько сказок.

•          Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зелёный сигнал светофора.

 

1.1.6. Способы определения результативности.

 

В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы,(см. приложение № 1).  Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.

1.1.7. Условия работы с детьми.

1. Согласие и желание ребенка.

2. Творческий подход к проведению занятий.

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком,  индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.

3.Содержание дополнительной образовательной программы.

1.1.8. Оборудование «педагогической песочницы».

1. Пластиковый прямоугольный поднос, дно и борта которых  голубого/синего цвета  или белого цвета(дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 3-5 см.

2. Кинетический песок – инновационный материал для детского творчества. Абсолютно безопасен для детей – аллергиков.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

• лопатки, стеки;

•разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

 • миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

• бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы.

            Формочки "Castle Molds"

1.1.9.Организация игр – занятий с песком.

 

1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).

Игры-занятия проводятся с подгруппой детей нескольких малых песочницах.

Педагог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть пчёлка Майя, колобок или иная игрушка.

 Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Педагог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Педагог сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе со взрослым — «рука в руке».

2. Игра с пчёлкой Майей или другим сказочным персонажем.

 Пчёлка Майя или другой сказочный персонаж  приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли. При работе со старшими дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью сказочного персонажа  обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Пчёлка хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.

Способы работы с песком:

1.         Лепка объёмных фигур.

2.         Вырезание формами (конструирование).

3.         Наполнение фигурных форм.

Организационный момент:

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:

В ладошки наши посмотрите,

В них доброту, любовь найди.

Чтоб злодеев побеждать

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А ещё желательно

Делать всё внимательно! (А.Густышкин)

3. Правила поведения в песочнице

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

После игры надо помочь Майе убрать все игрушки на свои места.

После игры в песке надо помыть ручки.

4. Упражнение вводное «Здравствуй, Песок!»

Цель: снизить психофизическое напряжение.

Педагог от имени пчелы просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребёнок:

         Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

         Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу

         Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной

         Перетираем песок между пальцами и ладонями

         В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения:

«приятно - неприятно»

«колючее – шершавое - гладкое»

Катаем гладкий и массажный мяч

4. Ритуал прощания

-Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем пчёлке Майе, чем мы занимались.

Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.

-Пчёлка Майя любит вас, а вы её?

Дети обнимают пчёлку и говорят: «Как я тебя люблю».

-До свидания, я буду вас ждать.

Раздел 2. Содержательный

2.1.1. Учебно – тематический план программы дополнительного образования «Песочная фантазия»

Месяц

Кол.зан.

Лексическая тема

Сентябрь

1

Знакомство с песком. Свойства песка.

2

Геометрические фигуры «Бусы»

Октябрь

3

Осень. Сбор урожая «Ёжик»

4

Осень. Сад-огород «Овощи и фрукты»

5

Осень. Лес «Грибы и ягоды»

6

Осень «Листопад», «Сова»

Ноябрь

7

Человек (части тела)

8

Домашние животные «Овечка», «Поросёнок»

9

Домашние животные «Кот»

10

Древний мир «Динозавры»

Декабрь

11

Зима. Зимние забавы «Снеговик»

12

Зима «Ёлка»

13

Узоры на песке «Орнамент»

14

Узоры на песке «Песочный круг»

Январь

15

Морской мир. Обитатели моря.

16

Морской мир «Рыбка», «Кит»

17

Морской мир «Осьминог», «Медуза»

18

Морской мир «Морской лес», «Краб»

Февраль

19

Большая стройка. Строитель «Замок»

20

Транспорт «Машины»

21

Транспорт «Весёлый паровоз»

22

23 февраля. Военный «Танк»

Март

23

Накрываем стол. Кулинар «Торт»

24

8 марта «Цветы для мамы»

25

Накрываем стол «Бутерброд»

26

Части суток «Солнце и месяц»

Апрель

27

Небо. Лётчик «Вертолёт»

28

Космос. Космонавт «Ракета», «Комета»

29

Весна. Дикие животные «Медведь», «Заяц»

30

Лужок «Дерево», «Куст»

Май

31

Лужок. Насекомые «Бабочка – гусеница»

32

Лужок. Цветы «Цветочная поляна»





































Литература

1.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.

2.Лыкова И., Лепка из пластилина. Изд.: Дидактика – Карапуз, 2000-2007 г.

3.Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.

4.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.

5.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 72 с. (Психологическая служба).

6.Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. – 136 с. (Психологическая служба).

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР