Дополнительная образовательная программа кружка «Песочная фантазия» для детей 4-5 лет (кинетический песок) |
Содержание - Дошкольное образование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Евдокимова Екатерина Вячеславовна, воспитатель МАДОУ№36 г. Печора, Республика Коми.
Дата публикации: 23.10.2017
Дополнительная образовательная программа кружка «Песочная фантазия» для детей 4-5 лет (кинетический песок) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36 общеразвивающего вида» г. Печора
Автор программы: Евдокимова Е.В.
Введение. Нормативно-правовое обеспечение дополнительной образовательной программы Раздел 1. Целевой 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации ДОП ДО 1.1.2. Принципы и подходы к формированию ДОП 1.1.3 Возрастные особенности контингента детей, посещающих кружок «Песочную фантазию» 1.1.4. Особенности осуществления образовательного процесса 1.1.5.Планируемые результаты освоения образовательной программы 1.1.6. Способы определения результативности 1.1.7. Условия работы с детьми 1.1.8. Оборудование «педагогической песочницы» 1.1.9.Организация игр – занятий с песком Раздел 2. Содержательный 2.1.1. Учебно – тематический план программы дополнительного образования «Песочная фантазия» Литература
Введение Нормативно-правовое обеспечение основной образовательной программы дошкольного образования 1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. 5. Устав МАДОУ «Детский сад № 36 общеразвивающего вида» г. Печора. Раздел 1. Целевой 1.1. Пояснительная записка Песочная терапия-одна из разновидностей игротерапии. К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей куча песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Через свои ощущения , через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом. Казалось бы все очень просто - ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные и самим творения, и снова строит………Но именно это простое действие хранит уникальную тайну-нет ничего такого, что было бы неповторимо разрушено- на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну , малыш достигает состояния равновесия, уходят страхи и тревоги. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойства песка- возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся высказывать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком-это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Песочная терапия прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования. Почему именно песок, спросите Вы ? Песок является природным материалом, с древних времен используемым человеком. Песок и вода естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ни во взаимодействие. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать все, что угодно и быть Мастером своего мира. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, восприятие, память, воображение. Воображение- один из важнейших мыслительных процессов. Развивая воображение, совершенствуются познавательные процессы и способность к творчеству, формируется личность ребенка. Занятия рассчитаны на 3-5 летних детей. За основу взята программа Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке». В учебном процессе включают самые разнообразные игровые материалы с песком, которые позволяют сделать занятия доступными, содержательными, интересными, познавательными и развивающими. Такое нестандартное решение способствует прекрасному тонизирующему и здоровье сберегающему действию, а также положительно влияет на эмоционально-личностную сферу дошкольников.
1.1.1. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации дополнительной образовательной программы кружка «Песочная фантазия» Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.Основная цель программы это снятие психоэмоционального и психофизического напряжения, развитие тактильной чувствительности, сформировать положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком, развитие зрительного и тактильное восприятия, развитие мышление и речи, развитие слуховой и зрительной памяти, развитие коммуникативных навыков и воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Бусы», «Ежик», «Сова», «Грибы и ягоды», «Человечек», «Кот» превращает развивающие занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.Задачи программы: 1. Изучение правил поведения при игре с песком (работа в команде).2. Формирование представлений детей о свойствах влажного (сырого) песка; 3. Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят; 4. Воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей; 5.Создание мини-альбома, в результате совместной деятельности детей и руководителя кружка (альбом с фотографиями); 6. Установление контакта и доверия с детьми; 7. Объединение участников в группу; 8. Снижение психофизического и психоэмоционального напряжения; 9. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; 10. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности; 11. Актуализация эмоций; 12. Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения; 13.Развитие коммуникативных навыков; 14.Развитие тактильного и зрительного восприятия; 15.Развитие мышление и речи; 16.Развитие слуховой и зрительной памяти; 17.Вспитание доброжелательное отношение к окружающим. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа: * соответствует принципу от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. * соответствует принципу развивающего обучения, выражается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность. * соответствует принцип индивидуализации, который обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. * обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса обучения детей плаванию; * принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; * строится с учетом принципа интегрированного подхода, реализуется в сотрудничестве руководителя кружка с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов творческой деятельности; * предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной двигательной деятельности; * основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра. Следуя положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, воспитатель ДОУ придерживается следующим основным принципам построения воспитательно – образовательного процесса при реализации дополнительной образовательной программы: * Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. * Системность в отборе образовательного материала, интеграция задач образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»).
1.1.3. Возрастные особенности контингента детей, посещающих кружок «Песочную фантазию»
1.1.4. Особенности осуществления образовательного процесса
За основу взята программа Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке».
1.1.5.Планируемые результаты освоения образовательной программы
К концу учебного года дети (4-5) лет могут:
• Считать в пределах 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?» • Сравнивать две группы предметов, используя счёт. • Сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними. • Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. • Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ). • Знать правую и левую руку. • Правильно произносить все звуки родного языка. • Использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили. • Составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений. • Понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано. • Правильно называть существительные в единственном и множественном числе. • Правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над, и т.д. • Пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отвечать на вопросы по содержанию текста. • Знать, как зовут родителей. • Уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отличаются. • Называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одежда, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды. • Знать названия некоторых профессий. • Знать и уметь находить в окружающей обстановке девять цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, коричневый, чёрный, голубой, розовый. • Знать и уметь рассказывать несколько сказок. • Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зелёный сигнал светофора.
1.1.6. Способы определения результативности.
В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы,(см. приложение № 1). Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования. 1.1.7. Условия работы с детьми. 1. Согласие и желание ребенка. 2. Творческий подход к проведению занятий. Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы. 3.Содержание дополнительной образовательной программы. 1.1.8. Оборудование «педагогической песочницы». 1. Пластиковый прямоугольный поднос, дно и борта которых голубого/синего цвета или белого цвета(дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 3-5 см. 2. Кинетический песок – инновационный материал для детского творчества. Абсолютно безопасен для детей – аллергиков. 3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями): • лопатки, стеки; •разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; • миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать); • бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы. Формочки "Castle Molds" 1.1.9.Организация игр – занятий с песком.
1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей). Игры-занятия проводятся с подгруппой детей нескольких малых песочницах. Педагог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть пчёлка Майя, колобок или иная игрушка. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения. Педагог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать. Педагог сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе со взрослым — «рука в руке». 2. Игра с пчёлкой Майей или другим сказочным персонажем. Пчёлка Майя или другой сказочный персонаж приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли. При работе со старшими дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью сказочного персонажа обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице. Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Пчёлка хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия. Способы работы с песком: 1. Лепка объёмных фигур. 2. Вырезание формами (конструирование). 3. Наполнение фигурных форм. Организационный момент: Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление: В ладошки наши посмотрите, В них доброту, любовь найди. Чтоб злодеев побеждать Мало просто много знать. Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А ещё желательно Делать всё внимательно! (А.Густышкин) 3. Правила поведения в песочнице Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. После игры надо помочь Майе убрать все игрушки на свои места. После игры в песке надо помыть ручки. 4. Упражнение вводное «Здравствуй, Песок!» Цель: снизить психофизическое напряжение. Педагог от имени пчелы просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка. Ребёнок: Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной Перетираем песок между пальцами и ладонями В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…» Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «приятно - неприятно» «колючее – шершавое - гладкое» Катаем гладкий и массажный мяч 4. Ритуал прощания -Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем пчёлке Майе, чем мы занимались. Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе. -Пчёлка Майя любит вас, а вы её? Дети обнимают пчёлку и говорят: «Как я тебя люблю». -До свидания, я буду вас ждать. Раздел 2. Содержательный 2.1.1. Учебно – тематический план программы дополнительного образования «Песочная фантазия»
Литература 1.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с. 2.Лыкова И., Лепка из пластилина. Изд.: Дидактика – Карапуз, 2000-2007 г. 3.Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с. 4.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с. 5.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 72 с. (Психологическая служба). 6.Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. – 136 с. (Психологическая служба).
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».