Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872357
Статья «Познавательно – исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС».
Содержание - Дошкольное образование

Веретенникова Любовь Ивановна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Камызинский детский сад «Улыбка», село Камызино, Красненского района Белгородской области. 
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Различные формы познавательно- исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживают опыты и  экспериментирование. В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

 


Дата публикации: 30.10.2017


Статья

"Познавательно – исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении  в рамках реализации ФГОС»

 

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

 Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось

 ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал

 В.А. Сухомлинский

 

            В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Различные формы познавательно- исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживают опыты и  экспериментирование.

            В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.

            При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес кразличного рода исследовательской деятельности - экспериментированию. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

            Практика показала, что дети с удовольствием « превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

            Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними. Экспериментирование   зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное манипулирование , с вещами, в ходе которого возникает  восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту  познавательно-исследовательская деятельность выделяется  в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

            Экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательных областей. В первую очередь связаны между собой экспериментирование и речевое развитие . Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Связь детского экспериментирования с художественно-эстетическим  развитием  тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.  

            Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

            Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

            Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя этапы:

·         постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

·         целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

·         выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

·         проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

·         анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

·         формулирование выводов.

Существуют разные формы работы с детьми:                                             

·        группая

·        подгрупповая

·        индивидуальная

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

·         эвристические беседы;

·         постановка и решение вопросов проблемного характера;

·         наблюдения;

·         моделирование (создание моделей об изменениях в неживой  природе);

·         опыты;

·         фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

·         «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

·         подражание голосам и звукам природы;

·         использование художественного слова;

·         дидактические игры;

·         трудовые поручения, действия.    

 

            В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем.
            В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества.

            В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

 

Список литературы

1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

3. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006

 

4. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.

 

Статья

"Познавательно – исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС»

 

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось

ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал

В.А. Сухомлинский

 

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Различные формы познавательно- исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживают опыты и экспериментирование.

В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес кразличного рода исследовательской деятельности - экспериментированию. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием « превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать

сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними. Экспериментирование зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное манипулирование , с вещами, в ходе которого возникает восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность выделяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательных областей. В первую очередь связаны между собой экспериментирование и речевое развитие . Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Связь детского экспериментирования с художественно-эстетическим развитием тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя этапы:

· постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

· целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

· выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

· проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

· анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

· формулирование выводов.

Существуют разные формы работы с детьми:

· группая

· подгрупповая

· индивидуальная

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

· эвристические беседы;

· постановка и решение вопросов проблемного характера;

· наблюдения;

· моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

· опыты;

· фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

· «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

· подражание голосам и звукам природы;

· использование художественного слова;

· дидактические игры;

· трудовые поручения, действия.

 

В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества.

В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

 

Список литературы

1.Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003

2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

3.Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006

4.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР