Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872280
Программа деятельности консультационного центра «Вместе с мамой, вместе с папой»
Содержание - Дошкольное образование

Данная программа разработана специалистами Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» г. Сыктывкара: педагог-психолог Мингалева Ирина Алексеевна; музыкальный руководитель Птахина Татьяна Геннадьевна; инструктор по физической культуре Жданова Екатерина Андреевна; воспитатель Верижникова Татьяна Александровна; под руководством директора Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Романенко Светланы Николаевны и старшего воспитателя Стоговой Наталии Викторовны с целью оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям детей раннего дошкольного возраста, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. В программе отражены формы работы с родителями и детьми, виды совместной деятельности, этапы, цели и задачи работы с детьми и родителями.

 


Дата публикации: 09.11.2017 

 

 


 

Программа деятельности консультационного центра «Вместе с мамой, вместе с папой»


СОДЕРЖАНИЕ

  1. 1.Пояснительная записка

1.1.            Актуальность

1.2.            Цель и задачи

1.3.            Разделы программы

1.4.            Требования к организации взаимодействия взрослых и детей 

1.5.            Структура игрового дня

  1. 2.Календарно-тематическое планирование

2.1.            1 этап, цель и задачи работы с родителями

2.2.            2 этап, цель и задачи работы с родителями

2.3.            3 этап, цель и задачи работы с родителями

  1. 3.Литература

Пояснительная записка.

Актуальность.

Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы для развития человека как личности. В период до трех лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды.

У родителей возникает мысль о том, что чем раньше начать развитие различных способностей ребенка, тем лучшие результаты это принесет. Мода на раннее развитие малыша вызывает у родителей настойчивое стремление как можно раньше научить его читать, считать, развивать у него логическое мышление, память и внимание, что, по их мнению, поможет «вырастить гения». Но у современных родителей, имеющих детей раннего возраста, в их воспитательной практике возникает существенное противоречие. С одной стороны, это понимание того, что ребенка необходимо обучать, а не только присматривать и ухаживать за ним. А с другой стороны – отсутствие у родителей информативных представлений и достоверных знаний о возрастных возможностях и потребностях ребенка, педагогически и психологически оправданных методах его воспитания и обучения, эффективной организации повседневного общения с ним. Это приводит к тому, что попытки родителей взаимодействовать с ребенком, придать этому взаимодействию развивающий характер сводится к дрессуре, механическому приобретению знаний и умений, зачастую не пригодных для усвоения ребенком раннего возраста. 

Между тем, уникальность раннего возраста определяется совсем другими основаниями. Это период формирования доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром, в том числе, со взрослыми.

Эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, оказания родителям действенной помощи в воспитании детей до 3-х лет является игра, которую следует рассматривать не только как особую деятельность ребенка, но и как особое содержание усвоения, социально-педагогическую форму организации детской жизни. В игровых ситуациях происходит реальный процесс развития и обучения ребенка. А взрослый получает возможность с одной стороны направлять данный процесс, а с другой – обеспечивать саморазвитие подрастающей личности.

Помочь родителям в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста призваны учреждения дошкольного образования. Однако, в силу различных обстоятельств, не все родители имеют возможность или желание посещать детский сад. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в РФ» для таких родителей обеспечена возможность получения дошкольного образования в форме семейного образования.

Настоящая программа деятельности консультационного центра «Вместе с мамой, вместе с папой» (далее Программа) разработана специалистами Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» г. Сыктывкара (далее ДОУ):

Педагог-психолог Мингалева Ирина Алексеевна;

Музыкальный руководитель Птахина Татьяна Геннадьевна;

Инструктор по физической культуре Жданова Екатерина Алексеевна;

Воспитатель Верижникова Татьяна Александровна;

под руководством директора Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Романенко Светланы Николаевны и старшего воспитателя Стоговой Наталии Викторовны с целью оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Программа разработана в соответствии:

  • Øс ч. 1 ст. 8, ч.1 ст. 17, ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
  • Øс СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • Øс Уставом ДОУ.

Программа предназначена для работы с детьми от двух до трех лет и их родителями. Срок освоения программы 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, что составляет 54 занятия в год (с октября по май). В работе центра предусмотрены зимние каникулы и итоговая диагностика нервно-психического развития в мае. В качестве инструментария для диагностики используется пособие «Диагностика развития раннего возраста», Печоры К. Л., Пантюхиной Г. В.

Цель программы: создавать условия для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Задачи работы с родителями:

  1. 1.Обеспечивать психолого-педагогическое просвещение, социально-психологическое обучение и консультирование родителей по вопросамразвития детско-родительских отношений на основе их содержательного игрового взаимодействия.
  2. 2.Ознакомить  родителей с современными видами игровых средств обучения, способам их применения в условиях семейного воспитания.

Задачи работы с детьми:

  1. 1.Формировать у ребенка потребность и умение устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослым и самостоятельно.
  2. 2.Развивать у детей интерес к играм и игрушкам, формировать игровые умения и навыки, осваивая различные формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  3. 3.Стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек.

Ожидаемый результат: родители:

ü  знают особенности и факторы риска психофизического развития детей раннего возраста;

ü  знают эффективные способы и формы взаимодействия с детьми;

ü  знают виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал;

ü  умеют создавать игровую среду в соответствии с возрастом и интересами ребенка;

ü  умеют эффективно организовать игровое взаимодействие с ребенком;

ü  используют игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребенка.

Программа включает следующие разделы:

  • ØАдаптационные игры.
  • ØИгры, направленные на сенсорное развитие.
  • ØИгры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности.
  • ØИгры, направленные на ознакомление с окружающим.
  • ØИгры, направленные на физическое развитие
  • ØИгры, направленные на социальное развитие.
  • ØИгры-развлечения, музыкальные игры.

Адаптационные игры.

Задачи работы с детьми:

  • формировать доверительные взаимоотношения со взрослыми на телесно-игровом и предметно игровом уровне;
  • корректировать психоэмоциональное напряжение;
  • формировать и развивать умение ориентироваться в игровом помещении, пространстве игры, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;
  • развивать интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.

Задачи работы с родителями:

  • учить формировать доверительные взаимоотношения со своим ребенком, стимулировать и поддерживать у ребенка интерес к действиям взрослого и сверстника, желание подражать взрослому и сверстнику и обмениваться действиями в игровых ситуациях;
  • помогать осваивать приемы профилактики и преодоления психоэмоционального напряжения с помощью игровых ситуаций.

Игры, направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие.

Задачи работы с детьми:

  • формировать и развивать умение находить источник звука, узнавать и вызывать музыкальные звуки, внимательно рассматривать игрушки, предметы;
  • формировать и развивать умение выделять сенсорные признаки предметов по образцу, слову, называть некоторые из них;
  • формировать и развивать умение реагировать на слова взрослого «такой», «не такой», «другой», группировать предметы по сенсорным признакам, образуя множества;
  • формировать и развивать умение выделять количественные признаки: «один-много», «много-мало»;
  • формировать и развивать умение узнавать предметы на ощупь, на вкус, по запаху;
  • вызывать интерес к предметному миру, желание научиться способам выявления свойств предметов и материалов, действовать с предметами;
  • формировать практические способы ориентировки в свойствах предметов: пробы, наложение, приложения, действия, позволяющие выявить свойства материалов и веществ;
  • развивать зрительное и слуховое сосредоточение, ориентировки на форму, цвет, величину, расположение предметов;
  • знакомить со свойствами воды, песка, теста, бумаги, ткани, крема, клея, красок.

Задачи работы с родителями:

  • учить обогащать чувственный опыт ребенка, использовать игровые ситуации для организации познания свойств и признаков предметов, взаимодействовать с предметным миром;
  • учить вызывать и поддерживать интерес у детей к свойствам и признакам предметов, материалов, веществ;
  • учить организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленные на познание сенсорных характеристик объектов;
  • учить подбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности.

Задачи работы с детьми:

  • развивать соотносящие действия, зрительно-двигательные координации;
  • учить играть с автодидактическими игрушками: матрешкой, пирамидкой, вкладышами, строительным материалом;
  • учить удерживать клубок и одновременно наматывать нитку на клубок;
  • осваивать умение выполнять действия с мозаикой и строительным материалом;
  • учить вдевать шнурок в отверстие, нанизывать бусы на проволоку;
  • учить раскладывать мелкие предметы в емкости, сортируя их по форме, цвету;
  • формировать желание действовать целенаправленно, выполняя соотносящие действия;
  • учить пересыпать крупу ложкой, наливать воду в тазик чашкой, ловить игрушки в тазике сачком, приближать игрушки, потянув за тесемку, звонить в колокольчик, катать каталку, стучать палочкой по барабану, использовать стул для доставания предметов.

Задачи работы с родителями:

  • учить обогащать предметно-практический опыт ребенка, организовывать познание назначения, функций предметов непосредственного окружения;
  • учить создавать условия для переноса ребёнком освоенных действий в разнообразные игровые и предметно-практические ситуации;
  • вызывать и поддерживать интерес у детей к функциям предметов;
  • учить организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленные на освоение ребёнком предметных действий;
  • учить выбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные на ознакомление с окружающим.

Задачи работы с детьми:

  • учить выделять и называть животных, птиц, растений, природные явления, предметы обихода, людей;
  • знакомить с объектами окружающего мира, их характерными особенностями и признаками;
  • наблюдать за объектами живой и неживой природы, эмоционально откликаться в процессе наблюдения, отвечать на вопросы по содержанию наблюдаемого.

Задачи работы с родителями:

  • учить организовывать наблюдение, рассматривание объектов окружающего мира;
  • учить использовать игры и игровые ситуации для ознакомления для ознакомления ребёнка окружающим миром;
  • учить выбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные на социальное развитие.

Задачи работы с детьми:

  • формировать эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками, вызывать интерес к ровеснику;
  • учить повторять за взрослыми движения, действия, звуки, слова по показу;
  • учить выполнять вместе со сверстниками простые действия;
  • учить складывать кубики в кузов машины, кружиться за руки, передавать друг другу предметы, действовать по очереди, не толкаться, ждать;
  • учить запомнить место расположения предметов, игр, игрушек, убирать их на место после игры, понимать слово «можно», «нельзя». «не мешай», «помоги».

Задачи работы с родителями:

  • учить организовывать сюжетные игры, включаться в игру детей и развивать ее сюжет;
  • учить организовывать сюжетную игру ребенка со сверстником, вводить в игры ребенка приметы-заместители;
  • учить выбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры-развлечения, музыкальные игры.

Задачи работы с детьми:

  • формировать и развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать музыкальный слух: тембровый, динамический, звуковысотный, ритмический;
  • формировать интерес к восприятию вокальной и инструментальной музыки;
  • развивать интерес к музыкальным играм, играм забавам, вызывать желание участвовать в них. Формировать умение передавать повадки животных и птиц в движениях, подражать действиям взрослого, выполняя под музыку простые танцевальные движения: хлопки, притопы, кружение, действия с предметами (платочки, ленты на кольцах, султанчики);
  • формировать интерес и желание наблюдать за действиями героев сказок и инсценировок в различных видах театра.

Задачи с родителями:

  • учить использовать игры-шутки, игры-забавы, музыкальные игры для создания положительного эмоционального фона во взаимоотношениях с ребенком;
  • показывать ребенку разные виды театра;
  • использовать музыку в разнообразных игровых ситуациях.

Игры, направленные на физическое развитие

Задачи работа с детьми:

  • учить действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры.
  • учить менять направление и характер движения во время ходьбы и бега.
  • учить разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать), сжимать и разжимать мячик в ладошке, бегать за мячом приносить мячи разных размеров, катать мяч.
  • совершенствовать навыки ходьбы, ползания, подлезания, перелезания, перешагивания через препятствия.
  • развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость, равновесие, координацию движений.
  • учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Задачи с родителями:

  • учить создавать игровые ситуации для организации двигательной активности ребенка, использовать игры и игровые ситуации для стимулирования и удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности, подбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Для освоения программного содержания в работе с детьми раннего возраста применяют три взаимосвязанных метода работы: наглядный, словесный, метод практической деятельности. Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики – приемы показа, проговаривания, сопряженных и отраженных действий, создания сюрпризных моментов, проблемных, предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в процессе игр, организованных взрослым (индивидуальных и подгрупповых), и самостоятельных игр детей.

Требования к организации игрового взаимодействия взрослого с ребенком:

  1. 1.Поддерживать все проявления активности ребенка.
  2. 2.Создавать коммуникативные паузы для стимулирования самостоятельной речевой продукции ребенка.
  3. 3.Организовывать эмоционально насыщенные игровые ситуации.
  4. 4.Обеспечивать неоднократное повторение знакомых игр как в течении игрового дня, так и в течении более длительного периода работы с ребенком.
  5. 5.Учитывать состояние ребенка на момент игрового взаимодействия, его игровые интересы и предпочтения.
  6. 6.Предусматривать профилактику и торможение у детей отрицательных эмоций, снятие нервно-психического напряжения.

Примерная структура игрового дня:

  1. 1.Встреча детей.
  2. 2.Приветствие. Сюрпризный или игровой момент.
  3. 3.Игры:
  • адаптационные, направленные на ознакомление с окружающим миром;
  • направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие; направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности;
  • направленные на музыкальное развитие (дидактические, хороводные, сюжетные);
  • направленные на физическое развитие; направленные на социальное развитие;
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) родителей с детьми.
  1. 4.Самостоятельные игры детей вместе с родителями. Индивидуальные сюжетные игры с детьми. Обучение родителей руководству свободной деятельностью детей. Индивидуальное консультирование родителей.

Данная структура дня позволяет эффективно взаимодействовать всем специалистам ДОУ в процессе игровой поддержки ребенка, максимально разнообразить игровые ситуации с учетом возрастных особенностей, интересов и индивидуальных предпочтений детей, а также мобильно реагировать на возникающие запросы родителей.

 

Календарно-тематическое планирование занятий.

Этап 1 (октябрь-декабрь)

Цель: формировать у родителей позитивный образ своего ребенка, адекватные представления о его возрастных и индивидуальных особенностях, способах регуляции его эмоциональных состояний, готовность к взаимодействию со специалистами, другими семьями в процессе совместного участия в играх и игровых ситуациях.

Задачи работы с родителями:

  1. 1.Научить:
  • Øформировать доверительные отношения со своим ребёнком;
  • Øстимулировать и поддерживать у ребенка интерес к действиям взрослого и сверстника, желание подражать взрослому и сверстнику и обмениваться действиями в игровых ситуациях;
  • Øвызывать и поддерживать интерес у детей к свойствам и признакам предметов, материалов, веществ; создать благоприятную речевую среду, использовать в игровых ситуациях речевые образцы, в том числе литературные и фольклорные тексты для обогащения и активизации детской речи; разрешать проблемы в поведении ребенка с использованием игровых ситуаций.
  1. 2.Помочь освоить приемы профилактики и преодоления психоэмоционального напряжения с помощью игровых ситуаций.

Планирование работы с детьми

№ занятия

Сюжет игрового дня

1.

Знакомство. Части тела (1)

2.

Знакомство. Части тела (2)

3.

Моя любимая игрушка (1)

4.

Моя любимая игрушка (2)

5.

Бабушкины сказки (1)

6.

Бабушкины сказки (2)

7.

Семья (1)

8.

Семья (2)

9.

Петушок и его семья (1)

10.

Петушок и его семья (2)

11.

Зайка и его друзья (1)

12.

Зайка и его друзья (2)

13.

Есть на свете чудный терем (1)

14.

Есть на свете чудный терем (2)

15.

Мамины помощники (1)

16.

Мамины помощники (2)

17.

Звонкие песенки (1)

18.

Звонкие песенки (2)

19.

Зимушка-зима (1)

20.

Зимушка-зима (2)

21.

Новогодние встречи

22.

Праздник Новогодней Ёлки

 

 

Примерное содержание занятия

 

Сюжет игрового дня

Задачи занятия

Перечень игр, игровых упражнений

1

Знакомство

Части тела (1)

  1. Создавать положительный эмоциональный фон в группе. Формировать продуктивный контакт родителей с детьми. Снижать эмоциональное напряжение, учить ориентироваться в игровом помещении, в пространстве игры.
  2. Формировать доверительные взаимоотношения со взрослыми на предметно-игровом уровне.  Учить играть с пирамидкой, ориентироваться в своем теле, познакомить с функциональным назначением рук и ног.
  3. Создавать психологический комфорт средствами музыкального воспитания, радостное настроение при выполнении игровых действий под музыку.
  4. Учить детей прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

 1.Социальное развитие «Привет, привет, дружок»


2.Социальное развитие «Потягушечки – потянушечки»


3.Игры с пирамидкой «Дай ладошечку, моя крошечка»


4.Музыкальная игра «Здравствуйте, детки»


5.Игра на двигательную активность «Ловкие котята»


6.Продуктивная деятельность «Нарисуй ладошку, мама»

 

Зимние каникулы длятся 2 последние недели декабря и три первые недели января.

 

Этап 2. (Январь-март)

Цель: учить родителей приемам использования разнообразных видов игр, игрушек и игровых ситуаций в процессе воспитания, обучения и развития ребенка.

Задача работы с родителями:

  1. 1.Научить:
  • ØОбогащать чувственный опыт ребенка.
  • ØИспользовать игровые ситуации для организации познания свойств и признаков предметов, взаимодействия с предметным миром, развития личности ребенка, его самосознания и эмоций; игры и игровые ситуации для стимулирования, удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности и ознакомления ребенка с окружающим миром; игры-шутки, игры-забавы, музыкальные игры для создания положительного эмоционального фона во взаимоотношениях с ребенком; музыку в разнообразных игровых ситуациях.
  • ØВызывать у ребенка речевую активность, стимулировать у него стремление создавать собственный речевой продукт, вступать в диалог.
  • ØОсваивать приемы развития артикуляционного аппарата, неречевого и речевого слуха, ролевого взаимодействия, обыгрывание разных видов образных и технических игрушек, игрушек забав и театрализованных игрушек, включение этих игрушек в другие виды деятельности.
  • ØСтимулировать и поддерживать у ребенка социальный интерес с помощь игровых ситуаций.
  • ØСоздавать проблемные игровые ситуации.
  • ØВводить в игры ребенка предметы-заместители.
  1. 2.Помочь освоить приемы проведения подвижных и пальчиковых игр, направленных на развитие крупной и мелкой моторики.

 

Планирование работы с детьми

№ занятия

Сюжет игрового дня

1.

Зимние забавы (1)

2.

Зимние забавы (2)

3.

Веселое путешествие (1)

4.

Веселое путешествие (2)

5.

Кукла в гости к нам пришла (1)

6.

Кукла в гости к нам пришла (2)

7.

Как у нашей кошки хороши сапожки (1)

8.

Как у нашей кошки хороши сапожки (2)

9.

Мой веселый звонкий мяч (1)

10.

Мой веселый звонкий мяч (2)

11.

Птичка прилетела, на ладошку села (1)

12.

Птичка прилетела, на ладошку села (2)

13.

Подарок для любимой мамы сделают ребята (1)

14.

Подарок для любимой мамы сделают ребята (2)

15.

Кукольный домик (1)

16.

Кукольный домик (2)

17.

Девочки и мальчики (1)

18.

Девочки и мальчики (2)

19.

Весенняя капель (1)

20.

Весенняя капель (2)

21.

Вместе весело играть (1)

22.

Вместе весело играть(2)

 

Этап 3 (апрель-май)

Цель: формировать у родителей у родителей умения по организации игровой среды и игрового взаимодействия с ребенком.

Задачи работы с родителями:

  1. 1.Научить:
  • Øорганизовать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленные на познание сенсорных характеристик объектов;
  • Øсоздавать игровые ситуации, игры для организации двигательной активности ребенка;
  • Øподбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
  1. 2.Помочь освоить приемы обучения ребенка правилам поведения и деятельности в игровых ситуациях.

 

Планирование работы с детьми

№ занятия

Сюжет игрового дня

1.

Солнечные зайчики (1)

2.

Солнечные зайчики (2)

3.

Просыпайся, Мишка (1)

4.

Просыпайся, Мишка (2)

5.

Соберем букет для мамы (1)

6.

Соберем букет для мамы (2)

7.

Воробьишка-хвастунишка (1)

8.

Воробьишка-хвастунишка (2)

9.

На лесной лужайке (1)

10.

На лесной лужайке (2)

 

Литература.

  1. Веракса Н. Е. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, изд-е 3-е, исправленное и дополненное / Н. Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Ларечина Е. В.  Развивающие занятия для родителей и детей / Е. В. Ларечина – СПб.: Речь; М.: Сфера,2012 – 127 с.
  3. Кремлякова А. Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ / А. Ю. Кремлякова – СПб: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013. – 96 с.
  4. Афонькина Ю. А.  Психолого-педагогическая поддержка детей второго года жизни в период адаптации к ДОУ / Ю. А. Афонькина. - Мурманск, 2008.
  5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет / Э. Г. Пилюгина – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.
  6. Монина Г. Б. Игры для детей от года до трех лет / Г. Б. Монина, Е. В. Ларечина – СПб.: Речь, 2008 – 256с.
  7. Литвинова М. Ф. Играют непоседы: игры и упражнения для детей от 1.5 до 3 лет: Методическое пособие / М. Ф. Литвинова М. Ф. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 124 с.
  8. Печора К. Л. Диагностика развития раннего возраста / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина –  М.: ТЦ Сфера, 2017 – 80 с.
  9. Петрова В. А. Малыш.: программа развития музыкальности у детей раннего возраста (3-й год жизни) / В. А. Петрова. – М.: Центр Гармония, 1998.
  10. Сауко Т. Н. Топ-хлоп, малыши!: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет / Т. Н. Сауко, А. И. Буренина – СПб.: Ленинградский областной институт усовершенствования учителей, 2001.
  11. Степанкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Э. А. Степанкова. – М.: Мозаика- Синтез, 2016 – 144 с.

 

skachat

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР