Данная программа разработана специалистами Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» г. Сыктывкара: педагог-психолог Мингалева Ирина Алексеевна; музыкальный руководитель Птахина Татьяна Геннадьевна; инструктор по физической культуре Жданова Екатерина Андреевна; воспитатель Верижникова Татьяна Александровна; под руководством директора Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Романенко Светланы Николаевны и старшего воспитателя Стоговой Наталии Викторовны с целью оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям детей раннего дошкольного возраста, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. В программе отражены формы работы с родителями и детьми, виды совместной деятельности, этапы, цели и задачи работы с детьми и родителями.
Дата публикации: 09.11.2017
Программа деятельности консультационного центра «Вместе с мамой, вместе с папой»
СОДЕРЖАНИЕ
- 1.Пояснительная записка
1.1. Актуальность
1.2. Цель и задачи
1.3. Разделы программы
1.4. Требования к организации взаимодействия взрослых и детей
1.5. Структура игрового дня
- 2.Календарно-тематическое планирование
2.1. 1 этап, цель и задачи работы с родителями
2.2. 2 этап, цель и задачи работы с родителями
2.3. 3 этап, цель и задачи работы с родителями
- 3.Литература
Пояснительная записка.
Актуальность.
Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы для развития человека как личности. В период до трех лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды.
У родителей возникает мысль о том, что чем раньше начать развитие различных способностей ребенка, тем лучшие результаты это принесет. Мода на раннее развитие малыша вызывает у родителей настойчивое стремление как можно раньше научить его читать, считать, развивать у него логическое мышление, память и внимание, что, по их мнению, поможет «вырастить гения». Но у современных родителей, имеющих детей раннего возраста, в их воспитательной практике возникает существенное противоречие. С одной стороны, это понимание того, что ребенка необходимо обучать, а не только присматривать и ухаживать за ним. А с другой стороны – отсутствие у родителей информативных представлений и достоверных знаний о возрастных возможностях и потребностях ребенка, педагогически и психологически оправданных методах его воспитания и обучения, эффективной организации повседневного общения с ним. Это приводит к тому, что попытки родителей взаимодействовать с ребенком, придать этому взаимодействию развивающий характер сводится к дрессуре, механическому приобретению знаний и умений, зачастую не пригодных для усвоения ребенком раннего возраста.
Между тем, уникальность раннего возраста определяется совсем другими основаниями. Это период формирования доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром, в том числе, со взрослыми.
Эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, оказания родителям действенной помощи в воспитании детей до 3-х лет является игра, которую следует рассматривать не только как особую деятельность ребенка, но и как особое содержание усвоения, социально-педагогическую форму организации детской жизни. В игровых ситуациях происходит реальный процесс развития и обучения ребенка. А взрослый получает возможность с одной стороны направлять данный процесс, а с другой – обеспечивать саморазвитие подрастающей личности.
Помочь родителям в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста призваны учреждения дошкольного образования. Однако, в силу различных обстоятельств, не все родители имеют возможность или желание посещать детский сад. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в РФ» для таких родителей обеспечена возможность получения дошкольного образования в форме семейного образования.
Настоящая программа деятельности консультационного центра «Вместе с мамой, вместе с папой» (далее Программа) разработана специалистами Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» г. Сыктывкара (далее ДОУ):
Педагог-психолог Мингалева Ирина Алексеевна;
Музыкальный руководитель Птахина Татьяна Геннадьевна;
Инструктор по физической культуре Жданова Екатерина Алексеевна;
Воспитатель Верижникова Татьяна Александровна;
под руководством директора Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Романенко Светланы Николаевны и старшего воспитателя Стоговой Наталии Викторовны с целью оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Программа разработана в соответствии:
- Øс ч. 1 ст. 8, ч.1 ст. 17, ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Øс СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
- Øс Уставом ДОУ.
Программа предназначена для работы с детьми от двух до трех лет и их родителями. Срок освоения программы 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, что составляет 54 занятия в год (с октября по май). В работе центра предусмотрены зимние каникулы и итоговая диагностика нервно-психического развития в мае. В качестве инструментария для диагностики используется пособие «Диагностика развития раннего возраста», Печоры К. Л., Пантюхиной Г. В.
Цель программы: создавать условия для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Задачи работы с родителями:
- 1.Обеспечивать психолого-педагогическое просвещение, социально-психологическое обучение и консультирование родителей по вопросамразвития детско-родительских отношений на основе их содержательного игрового взаимодействия.
- 2.Ознакомить родителей с современными видами игровых средств обучения, способам их применения в условиях семейного воспитания.
Задачи работы с детьми:
- 1.Формировать у ребенка потребность и умение устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослым и самостоятельно.
- 2.Развивать у детей интерес к играм и игрушкам, формировать игровые умения и навыки, осваивая различные формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- 3.Стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек.
Ожидаемый результат: родители:
ü знают особенности и факторы риска психофизического развития детей раннего возраста;
ü знают эффективные способы и формы взаимодействия с детьми;
ü знают виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал;
ü умеют создавать игровую среду в соответствии с возрастом и интересами ребенка;
ü умеют эффективно организовать игровое взаимодействие с ребенком;
ü используют игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребенка.
Программа включает следующие разделы:
- ØАдаптационные игры.
- ØИгры, направленные на сенсорное развитие.
- ØИгры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности.
- ØИгры, направленные на ознакомление с окружающим.
- ØИгры, направленные на физическое развитие
- ØИгры, направленные на социальное развитие.
- ØИгры-развлечения, музыкальные игры.
Адаптационные игры.
Задачи работы с детьми:
- формировать доверительные взаимоотношения со взрослыми на телесно-игровом и предметно игровом уровне;
- корректировать психоэмоциональное напряжение;
- формировать и развивать умение ориентироваться в игровом помещении, пространстве игры, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;
- развивать интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.
Задачи работы с родителями:
- учить формировать доверительные взаимоотношения со своим ребенком, стимулировать и поддерживать у ребенка интерес к действиям взрослого и сверстника, желание подражать взрослому и сверстнику и обмениваться действиями в игровых ситуациях;
- помогать осваивать приемы профилактики и преодоления психоэмоционального напряжения с помощью игровых ситуаций.
Игры, направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие.
Задачи работы с детьми:
- формировать и развивать умение находить источник звука, узнавать и вызывать музыкальные звуки, внимательно рассматривать игрушки, предметы;
- формировать и развивать умение выделять сенсорные признаки предметов по образцу, слову, называть некоторые из них;
- формировать и развивать умение реагировать на слова взрослого «такой», «не такой», «другой», группировать предметы по сенсорным признакам, образуя множества;
- формировать и развивать умение выделять количественные признаки: «один-много», «много-мало»;
- формировать и развивать умение узнавать предметы на ощупь, на вкус, по запаху;
- вызывать интерес к предметному миру, желание научиться способам выявления свойств предметов и материалов, действовать с предметами;
- формировать практические способы ориентировки в свойствах предметов: пробы, наложение, приложения, действия, позволяющие выявить свойства материалов и веществ;
- развивать зрительное и слуховое сосредоточение, ориентировки на форму, цвет, величину, расположение предметов;
- знакомить со свойствами воды, песка, теста, бумаги, ткани, крема, клея, красок.
Задачи работы с родителями:
- учить обогащать чувственный опыт ребенка, использовать игровые ситуации для организации познания свойств и признаков предметов, взаимодействовать с предметным миром;
- учить вызывать и поддерживать интерес у детей к свойствам и признакам предметов, материалов, веществ;
- учить организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленные на познание сенсорных характеристик объектов;
- учить подбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности.
Задачи работы с детьми:
- развивать соотносящие действия, зрительно-двигательные координации;
- учить играть с автодидактическими игрушками: матрешкой, пирамидкой, вкладышами, строительным материалом;
- учить удерживать клубок и одновременно наматывать нитку на клубок;
- осваивать умение выполнять действия с мозаикой и строительным материалом;
- учить вдевать шнурок в отверстие, нанизывать бусы на проволоку;
- учить раскладывать мелкие предметы в емкости, сортируя их по форме, цвету;
- формировать желание действовать целенаправленно, выполняя соотносящие действия;
- учить пересыпать крупу ложкой, наливать воду в тазик чашкой, ловить игрушки в тазике сачком, приближать игрушки, потянув за тесемку, звонить в колокольчик, катать каталку, стучать палочкой по барабану, использовать стул для доставания предметов.
Задачи работы с родителями:
- учить обогащать предметно-практический опыт ребенка, организовывать познание назначения, функций предметов непосредственного окружения;
- учить создавать условия для переноса ребёнком освоенных действий в разнообразные игровые и предметно-практические ситуации;
- вызывать и поддерживать интерес у детей к функциям предметов;
- учить организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленные на освоение ребёнком предметных действий;
- учить выбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
Игры, направленные на ознакомление с окружающим.
Задачи работы с детьми:
- учить выделять и называть животных, птиц, растений, природные явления, предметы обихода, людей;
- знакомить с объектами окружающего мира, их характерными особенностями и признаками;
- наблюдать за объектами живой и неживой природы, эмоционально откликаться в процессе наблюдения, отвечать на вопросы по содержанию наблюдаемого.
Задачи работы с родителями:
- учить организовывать наблюдение, рассматривание объектов окружающего мира;
- учить использовать игры и игровые ситуации для ознакомления для ознакомления ребёнка окружающим миром;
- учить выбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
Игры, направленные на социальное развитие.
Задачи работы с детьми:
- формировать эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками, вызывать интерес к ровеснику;
- учить повторять за взрослыми движения, действия, звуки, слова по показу;
- учить выполнять вместе со сверстниками простые действия;
- учить складывать кубики в кузов машины, кружиться за руки, передавать друг другу предметы, действовать по очереди, не толкаться, ждать;
- учить запомнить место расположения предметов, игр, игрушек, убирать их на место после игры, понимать слово «можно», «нельзя». «не мешай», «помоги».
Задачи работы с родителями:
- учить организовывать сюжетные игры, включаться в игру детей и развивать ее сюжет;
- учить организовывать сюжетную игру ребенка со сверстником, вводить в игры ребенка приметы-заместители;
- учить выбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
Игры-развлечения, музыкальные игры.
Задачи работы с детьми:
- формировать и развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать музыкальный слух: тембровый, динамический, звуковысотный, ритмический;
- формировать интерес к восприятию вокальной и инструментальной музыки;
- развивать интерес к музыкальным играм, играм забавам, вызывать желание участвовать в них. Формировать умение передавать повадки животных и птиц в движениях, подражать действиям взрослого, выполняя под музыку простые танцевальные движения: хлопки, притопы, кружение, действия с предметами (платочки, ленты на кольцах, султанчики);
- формировать интерес и желание наблюдать за действиями героев сказок и инсценировок в различных видах театра.
Задачи с родителями:
- учить использовать игры-шутки, игры-забавы, музыкальные игры для создания положительного эмоционального фона во взаимоотношениях с ребенком;
- показывать ребенку разные виды театра;
- использовать музыку в разнообразных игровых ситуациях.
Игры, направленные на физическое развитие
Задачи работа с детьми:
- учить действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры.
- учить менять направление и характер движения во время ходьбы и бега.
- учить разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать), сжимать и разжимать мячик в ладошке, бегать за мячом приносить мячи разных размеров, катать мяч.
- совершенствовать навыки ходьбы, ползания, подлезания, перелезания, перешагивания через препятствия.
- развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость, равновесие, координацию движений.
- учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Задачи с родителями:
- учить создавать игровые ситуации для организации двигательной активности ребенка, использовать игры и игровые ситуации для стимулирования и удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности, подбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
Для освоения программного содержания в работе с детьми раннего возраста применяют три взаимосвязанных метода работы: наглядный, словесный, метод практической деятельности. Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики – приемы показа, проговаривания, сопряженных и отраженных действий, создания сюрпризных моментов, проблемных, предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в процессе игр, организованных взрослым (индивидуальных и подгрупповых), и самостоятельных игр детей.
Требования к организации игрового взаимодействия взрослого с ребенком:
- 1.Поддерживать все проявления активности ребенка.
- 2.Создавать коммуникативные паузы для стимулирования самостоятельной речевой продукции ребенка.
- 3.Организовывать эмоционально насыщенные игровые ситуации.
- 4.Обеспечивать неоднократное повторение знакомых игр как в течении игрового дня, так и в течении более длительного периода работы с ребенком.
- 5.Учитывать состояние ребенка на момент игрового взаимодействия, его игровые интересы и предпочтения.
- 6.Предусматривать профилактику и торможение у детей отрицательных эмоций, снятие нервно-психического напряжения.
Примерная структура игрового дня:
- 1.Встреча детей.
- 2.Приветствие. Сюрпризный или игровой момент.
- 3.Игры:
- адаптационные, направленные на ознакомление с окружающим миром;
- направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие; направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности;
- направленные на музыкальное развитие (дидактические, хороводные, сюжетные);
- направленные на физическое развитие; направленные на социальное развитие;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) родителей с детьми.
- 4.Самостоятельные игры детей вместе с родителями. Индивидуальные сюжетные игры с детьми. Обучение родителей руководству свободной деятельностью детей. Индивидуальное консультирование родителей.
Данная структура дня позволяет эффективно взаимодействовать всем специалистам ДОУ в процессе игровой поддержки ребенка, максимально разнообразить игровые ситуации с учетом возрастных особенностей, интересов и индивидуальных предпочтений детей, а также мобильно реагировать на возникающие запросы родителей.
Календарно-тематическое планирование занятий.
Этап 1 (октябрь-декабрь)
Цель: формировать у родителей позитивный образ своего ребенка, адекватные представления о его возрастных и индивидуальных особенностях, способах регуляции его эмоциональных состояний, готовность к взаимодействию со специалистами, другими семьями в процессе совместного участия в играх и игровых ситуациях.
Задачи работы с родителями:
- 1.Научить:
- Øформировать доверительные отношения со своим ребёнком;
- Øстимулировать и поддерживать у ребенка интерес к действиям взрослого и сверстника, желание подражать взрослому и сверстнику и обмениваться действиями в игровых ситуациях;
- Øвызывать и поддерживать интерес у детей к свойствам и признакам предметов, материалов, веществ; создать благоприятную речевую среду, использовать в игровых ситуациях речевые образцы, в том числе литературные и фольклорные тексты для обогащения и активизации детской речи; разрешать проблемы в поведении ребенка с использованием игровых ситуаций.
- 2.Помочь освоить приемы профилактики и преодоления психоэмоционального напряжения с помощью игровых ситуаций.
Планирование работы с детьми
№ занятия
|
Сюжет игрового дня
|
1.
|
Знакомство. Части тела (1)
|
2.
|
Знакомство. Части тела (2)
|
3.
|
Моя любимая игрушка (1)
|
4.
|
Моя любимая игрушка (2)
|
5.
|
Бабушкины сказки (1)
|
6.
|
Бабушкины сказки (2)
|
7.
|
Семья (1)
|
8.
|
Семья (2)
|
9.
|
Петушок и его семья (1)
|
10.
|
Петушок и его семья (2)
|
11.
|
Зайка и его друзья (1)
|
12.
|
Зайка и его друзья (2)
|
13.
|
Есть на свете чудный терем (1)
|
14.
|
Есть на свете чудный терем (2)
|
15.
|
Мамины помощники (1)
|
16.
|
Мамины помощники (2)
|
17.
|
Звонкие песенки (1)
|
18.
|
Звонкие песенки (2)
|
19.
|
Зимушка-зима (1)
|
20.
|
Зимушка-зима (2)
|
21.
|
Новогодние встречи
|
22.
|
Праздник Новогодней Ёлки
|
Примерное содержание занятия
№
|
Сюжет игрового дня
|
Задачи занятия
|
Перечень игр, игровых упражнений
|
1
|
Знакомство
Части тела (1)
|
- Создавать положительный эмоциональный фон в группе. Формировать продуктивный контакт родителей с детьми. Снижать эмоциональное напряжение, учить ориентироваться в игровом помещении, в пространстве игры.
- Формировать доверительные взаимоотношения со взрослыми на предметно-игровом уровне. Учить играть с пирамидкой, ориентироваться в своем теле, познакомить с функциональным назначением рук и ног.
- Создавать психологический комфорт средствами музыкального воспитания, радостное настроение при выполнении игровых действий под музыку.
- Учить детей прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
|
1.Социальное развитие «Привет, привет, дружок»
2.Социальное развитие «Потягушечки – потянушечки»
3.Игры с пирамидкой «Дай ладошечку, моя крошечка»
4.Музыкальная игра «Здравствуйте, детки»
5.Игра на двигательную активность «Ловкие котята»
6.Продуктивная деятельность «Нарисуй ладошку, мама»
|
Зимние каникулы длятся 2 последние недели декабря и три первые недели января.
Этап 2. (Январь-март)
Цель: учить родителей приемам использования разнообразных видов игр, игрушек и игровых ситуаций в процессе воспитания, обучения и развития ребенка.
Задача работы с родителями:
- 1.Научить:
- ØОбогащать чувственный опыт ребенка.
- ØИспользовать игровые ситуации для организации познания свойств и признаков предметов, взаимодействия с предметным миром, развития личности ребенка, его самосознания и эмоций; игры и игровые ситуации для стимулирования, удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности и ознакомления ребенка с окружающим миром; игры-шутки, игры-забавы, музыкальные игры для создания положительного эмоционального фона во взаимоотношениях с ребенком; музыку в разнообразных игровых ситуациях.
- ØВызывать у ребенка речевую активность, стимулировать у него стремление создавать собственный речевой продукт, вступать в диалог.
- ØОсваивать приемы развития артикуляционного аппарата, неречевого и речевого слуха, ролевого взаимодействия, обыгрывание разных видов образных и технических игрушек, игрушек забав и театрализованных игрушек, включение этих игрушек в другие виды деятельности.
- ØСтимулировать и поддерживать у ребенка социальный интерес с помощь игровых ситуаций.
- ØСоздавать проблемные игровые ситуации.
- ØВводить в игры ребенка предметы-заместители.
- 2.Помочь освоить приемы проведения подвижных и пальчиковых игр, направленных на развитие крупной и мелкой моторики.
Планирование работы с детьми
№ занятия
|
Сюжет игрового дня
|
1.
|
Зимние забавы (1)
|
2.
|
Зимние забавы (2)
|
3.
|
Веселое путешествие (1)
|
4.
|
Веселое путешествие (2)
|
5.
|
Кукла в гости к нам пришла (1)
|
6.
|
Кукла в гости к нам пришла (2)
|
7.
|
Как у нашей кошки хороши сапожки (1)
|
8.
|
Как у нашей кошки хороши сапожки (2)
|
9.
|
Мой веселый звонкий мяч (1)
|
10.
|
Мой веселый звонкий мяч (2)
|
11.
|
Птичка прилетела, на ладошку села (1)
|
12.
|
Птичка прилетела, на ладошку села (2)
|
13.
|
Подарок для любимой мамы сделают ребята (1)
|
14.
|
Подарок для любимой мамы сделают ребята (2)
|
15.
|
Кукольный домик (1)
|
16.
|
Кукольный домик (2)
|
17.
|
Девочки и мальчики (1)
|
18.
|
Девочки и мальчики (2)
|
19.
|
Весенняя капель (1)
|
20.
|
Весенняя капель (2)
|
21.
|
Вместе весело играть (1)
|
22.
|
Вместе весело играть(2)
|
Этап 3 (апрель-май)
Цель: формировать у родителей у родителей умения по организации игровой среды и игрового взаимодействия с ребенком.
Задачи работы с родителями:
- 1.Научить:
- Øорганизовать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленные на познание сенсорных характеристик объектов;
- Øсоздавать игровые ситуации, игры для организации двигательной активности ребенка;
- Øподбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.
- 2.Помочь освоить приемы обучения ребенка правилам поведения и деятельности в игровых ситуациях.
Планирование работы с детьми
№ занятия
|
Сюжет игрового дня
|
1.
|
Солнечные зайчики (1)
|
2.
|
Солнечные зайчики (2)
|
3.
|
Просыпайся, Мишка (1)
|
4.
|
Просыпайся, Мишка (2)
|
5.
|
Соберем букет для мамы (1)
|
6.
|
Соберем букет для мамы (2)
|
7.
|
Воробьишка-хвастунишка (1)
|
8.
|
Воробьишка-хвастунишка (2)
|
9.
|
На лесной лужайке (1)
|
10.
|
На лесной лужайке (2)
|
Литература.
- Веракса Н. Е. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, изд-е 3-е, исправленное и дополненное / Н. Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Ларечина Е. В. Развивающие занятия для родителей и детей / Е. В. Ларечина – СПб.: Речь; М.: Сфера,2012 – 127 с.
- Кремлякова А. Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ / А. Ю. Кремлякова – СПб: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013. – 96 с.
- Афонькина Ю. А. Психолого-педагогическая поддержка детей второго года жизни в период адаптации к ДОУ / Ю. А. Афонькина. - Мурманск, 2008.
- Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет / Э. Г. Пилюгина – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.
- Монина Г. Б. Игры для детей от года до трех лет / Г. Б. Монина, Е. В. Ларечина – СПб.: Речь, 2008 – 256с.
- Литвинова М. Ф. Играют непоседы: игры и упражнения для детей от 1.5 до 3 лет: Методическое пособие / М. Ф. Литвинова М. Ф. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 124 с.
- Печора К. Л. Диагностика развития раннего возраста / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 80 с.
- Петрова В. А. Малыш.: программа развития музыкальности у детей раннего возраста (3-й год жизни) / В. А. Петрова. – М.: Центр Гармония, 1998.
- Сауко Т. Н. Топ-хлоп, малыши!: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет / Т. Н. Сауко, А. И. Буренина – СПб.: Ленинградский областной институт усовершенствования учителей, 2001.
- Степанкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Э. А. Степанкова. – М.: Мозаика- Синтез, 2016 – 144 с.
|