Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7451669
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ТНР, нарушением зрения. Тема: Слова-признаки. Лексическая тема «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах».
Содержание - Дошкольное образование

Мулерова Светлана Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ № 201 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово, Кемеровской области. 
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ТНР, нарушением зрения. Тема: Слова-признаки. Лексическая тема «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах». Это второе подгрупповое занятие из трех, по данной лексической теме. На занятии расширяются представления детей об окружающем мире, о труде людей на полях осенью, необходимости и важности их труда, совершенствуется грамматический строй речи, идет развитие связной речи, фонематических представлений, мелкой, общей, артикуляционной моторики, внимания, памяти, мышления, слухового и тактильного восприятия, обогащение словаря, формирование целостного восприятия.


Дата публикации: 22.11.2017

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР, НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

ТЕМА: СЛОВА-ПРИЗНАКИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОВОЩИ.ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И В ОГОРОДАХ».

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей об окружающем мире, о труде людей на полях осенью, необходимости и важности их труда. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже). 

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, мелкой, общей, артикуляционной моторики, внимания, памяти, мышления, слухового и тактильного восприятия. Обогащение словаря. Формирование целостного восприятия: зрительная оценка деталей, частей, интеграция в целостный образ. Развитие зрительного внимания, повышение способности зрительного поиска. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы.

Воспитательные цели. Воспитание активности, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование. телефон, компьютерная презентация, компьютер, запись с криками ворон, магнитофон, полоска картона (желтого цвета) и 2 кружка (красного и синего цвета) на каждого ребенка, наборное полотно, картинки с овощами, «воронье перо» с загадкой, 2 контейнера с нарезанным луком и огурцом, закрытые крышкой, индивидуальные зеркала, мяч, корзинки желтого и оранжевого цвета на каждого ребенка, натуральные овощи на подносе, накрытые тканью, пособие для развития прослеживающей функции(«Птицы в огороде»), соломенная кукла «Гоша», «овощи»-разрезные картинки, альбом для раскрашивания «Овощи».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, дети! Давайте с вами поиграем. (Дети выходят на ковер.) Ребята, представьте себе, что вы маленькие семена овощей, присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал, семена росли и стали растениями. (Дети показывают, как семена росли.) Медленно поднимите руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи.

Логопед. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Дети. Осенью.

Логопед. Что люди собирают осенью в огороде?

Дети. Люди собирают овощи (урожай).

Логопед. Зачем они это делают? (ответы детей).

Логопед. А теперь сядет за стол тот, кто ответит на вопрос полным предложением:

– Какой твой любимый овощ?

– Про какой овощ можно сказать “фиолетовый”?

– Какой овощ ставят снежной бабе вместо носа?

– Какой овощ растет на кустике, а не в самой земле?

– Какой овощ заставляет плакать человека?

– Какого цвета тыква?

- Из какого овоща делают сок красного цвета?

- Какой овощ нужно выкапывать из земли?

2. Сообщение темы. Логопед. Сегодня наше занятие, как вы уже догадались, будет посвящено овощам. Мне пришла СМС-ка («читает» в телефоне). Мое знакомое пугало, («Пугало»-слайд на компьютере) пишет:

 - Злые вороны утащили моего внучка Гошу, вместе с подарком для ребят и не отдадут его, пока дети не выполнят все их задания. Помогите вернуть Гошу!

Логопед. Дети, поможем бедному Пугалу, спасем Гошу от злых ворон?

Дети. Поможем!

3. Дифференциация понятий «слово» - «звук».

Логопед. Чтобы выполнить задание злых ворон, давайте вспомним: чем мы обозначаем слова?

Дети. Слова мы обозначаем полосками.

Логопед. А звуки?

Дети. Звуки обозначаем кружками разных цветов.

Логопед. Кружками какого цвета обозначаем гласные звуки?

Дети. Гласные звуки мы обозначаем кружками красного цвета.

Логопед: А согласные?

Дети. Согласные звуки мы обозначаем кружками синего цвета.

(на столах у детей полоска и 2 кружка на каждого ребенка)

Логопед. Услышите слово - поднимаете полоску, услышите гласный звук-поднимайте красный кружок, согласный звук – синий кружок. (огород, помидор, У, А, К, М, овощи, В, О, кабачок).

 4. Ознакомление со словами –признаками предметов.

Логопед. Ребята, мы с вами знаем много слов, которые обозначают названия предметов. Сегодня узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете, форме, величине предмета? Надо задать вопрос: “какой?”, “какая?”, “какое?”

Выставляются большой и маленький помидоры. (картинки)

Логопед. Какой это по размеру  помидор? (показывает на большой помидор).

Дети. Это большой помидор.

Логопед. А этот?

Дети. Это маленький помидор.

Логопед. Какого цвета помидоры?

Дети. Справа зеленый помидор, а слева- красный.

Выкладываются две морковки.

Логопед. Какая морковь?

Дети. Оранжевая, длинная, треугольная.

Выставляются картинки огурцов.

Логопед. Какие огурцы?

Дети. Зеленые, овальные, крупные.

Логопед. Чтобы узнать о форме, цвете, величине предмета, надо задать вопросы: какой? какая? какие?

Мы называли слова, глядя на овощи, а ведь и через кожу мы получаем информацию (тактильные ощущения). Кожей мы чувствуем горячее и холодное, сухое и мокрое, твердое и мягкое, гладкое и шершавое, острое и тупое. Давайте узнаем овощи на ощупь (выставляется поднос, накрытый тканью, с натуральными овощами). Дети ощупывают, подбирают определения (картошка- твердая, большая, округлая; баклажан- гладкий, овальный, длинный; лук- круглый, твердый, маленький и т.д ).

5. Образование относительных прилагательных.

Логопед. Кроме того, наш нос может нам многое рассказать. Дети встают полукругом, закрывают глаза, логопед подносит к носу каждого ребенка контейнеры, в одном- нарезанный лук, в другом - нарезанный огурец.

Логопед. Я кладу руку вам на плечо, и вы, не открывая глаз, делаете вдох носом, плечи не поднимайте. Попробуйте по запаху определить, какой овощ перед вами. (Дети делают вдох, определяют овощ).

Логопед. Что можно приготовить из лука, огурца?

Дети. Из лука можно приготовить луковый суп, луковый соус, луковый маринад. Из огурца можно приготовить огуречный салат и т.д.

Логопед. Молодцы, хорошо справились с этим заданием!

6. Физминутка (упражнение на координацию движений «Овощи»).

В огород пойдем,                                     Дети шагают на месте

Урожай соберем.

Мы морковку натаскаем,                      Выполняют движения по тексту

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.                              Идут на месте.

7. Дыхательное упражнение «Овощи- толстячки и овощи- худышки»

И.П. основная стойка- стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1-на вдохе втянуть щеки (овощи- худышки);

2- на выдохе надуть щеки (овощи- толстячки). Повторяем 3-4 раза.

8. Зрительная гимнастика (Развитие зрительного внимания, повышение способности зрительного поиска - пособие «Птицы в огороде» на доске)

Логопед. Посмотрите, птичья стая клюет овощи!  Какая птица сидит в нижнем левом углу? Что она склевала? Проследите взглядом по цветной линии и отвечайте полным ответом.

Ребенок. В нижнем левом углу сидит сорока, она склевала горох.

Логопед. Какая птица прилетела в верхний правый угол? Что она клюет?

Ребенок. В верхний правый угол прилетела ворона и клюет помидор.

Логопед. Кто сидит в нижнем правом углу? Что он ест?

Ребенок. В правом нижнем углу сидит воробей, ест кукурузу.

Логопед: Какая птица находится в верхнем левом углу и чем она лакомится?

Ребенок. В верхнем левом углу сидит галка и лакомится огурцом.

Демонстрируется запись на магнитофоне вороньих криков.

9. Отгадывание загадки (на «вороньем пере» -загадка).  

Логопед. Вороны улетели и уронили перо, а на нем загадка. Они требуют, чтобы мы ее разгадали.

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. Что это?

Дети. Это капуста!

10. Пальчиковая гимнастика

Логопед. Давайте засолим капусту на зиму для ворон, чтобы они подобрели.

Тук! Тук! Тук!                                     Ритмические удары ребром ладоней по столу.

Раздается в доме стук.           

Мы капусту нарубили,

Перетерли,                                         Хватательные движения обеими руками.

Посолили                                         Указательный и средний пальцы трутся о большой.

И набили плотно в кадку –             Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке.                        Отряхивают руки.

11.Общая артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики) (Слайды к упражнениям на компьютере, дети берут индивидуальные зеркала, садятся за столы.)

Логопед. Вороны хотят услышать свой любимы звук [Р], но прежде чем мы его произнесем, давайте потренируем свой язычок.

Упражнение «Лошадки», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Грибок» «Гармошка», «Автомат», «Моторчик».

12. Упражнение «Разноцветные корзинки» (развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [Р-Л])

Логопед. Договорите последнее слово, поднимайте орррранжевую корзинку, если услышите звук [р]  и желлллтую, если услышите звук[Л].

Собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка... (свёкла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную…. (морковку).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще…. (петрушку)».

 Ор-ор-ор, сорвали красный… (помидор).

Ох-ох-ох собираем мы … (горох)

Жан-жан-жан, лежит на грядке … (баклажан).

Помогает деду внук — собирает с грядок… (лук).

13. Упражнение «Скажи наоборот» (С мячом, обогащение экспрессивной речи.)

Логопед. Сравните по вкусу- лук горький, а горошек?

Дети. Сладкий!

Логопед. Сравните по цвету- чеснок и редьку.

Ребенок: Чеснок белый, а редька черная.

Логопед. Сравните по размеру- горох и  тыкву.

Ребенок. Горох мелкий, а тыква крупная.

Логопед. Сравните по размеру- редис и капусту.

Ребенок. Редис мелкий, а капуста крупная.

14. Развитие мелкой моторики. (Зрительная оценка деталей, частей, интеграция в целостный образ).

Логопед. Последнее задание от злых ворон. Собрать разрезанные картинки и сказать, как собирают ваш овощ. (Дети собирают разрезанную картинку и составляют предложения).

Ребенок. Я собрал картофель, его выкапывают из земли лопатой.

Ребенок. У меня морковь, ее выдергивают из земли за ботву.

Ребенок. Кочан капусты срезают ножом.

Ребенок. Огурцы собирают руками.

Ребенок. Помидоры срывают с кустиков. И т.д.

15. Итог.

Логопед. Мы выполнили все задания злых ворон, они подобрели и отпустили внука Гошу, который принес нам подарок. (демонстрируется соломенная кукла «Гоша», которая остается с детьми и подарок - альбом для раскрашивания «Овощи».)

 птицы

 

Пособие для развития прослеживающей функции («Птицы в огороде»),

 кукла Гоша

Соломенная кукла «Гоша».


Литература:

1. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей «ТЦ Сфера» 2014

2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР Детство- пресс 2008

3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов М.2003

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР