Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872654
Статья (из опыта работы, методические рекомендации) “Дидактическая игра как средство изучения татарского языка”
Содержание - Дошкольное образование

Мухаметзяова Гульнур Харисовна, воспитатель по обучению татарского языка высшей квалификационной категории. МАДОУ «Детский сад №268» города Казани, Республика Татарстан. 
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее обучать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста. Если раньше в обучении татарского языка большое внимание уделяли теории, то сейчас идет обращение к практике, мультимедийности, обучения с помощью игр, дидактических игр, сказок, мультфильмов, то есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования, и самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие.


Дата публикации: 11.12.2017


 

Картинки по запросу игры в доу 

   Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. 
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее обучать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста. Если раньше в обучении татарского языка большое внимание уделяли теории, то сейчас идет обращение к практике, мультимедийности, обучения с помощью игр, дидактических игр, сказок, мультфильмов, то есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования, и самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие:
*Каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Дети должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую.
 *Игра - не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей
 *Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
 *Игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим  правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
Учебно методический комплект является основой дидактических игр по обучению детей татарскому языку, потому что дидактическая игра – основной метод и форма организованного обучения, и самостоятельного закрепления пройденного материала.
Использование дидактических игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг - другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. Разработанные дидактические игры на интерактивной доске, увлекают и в непринужденной обстановке погружают ребенка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.
Объем словарного запаса по новому УМК составляет для детей 4-7 лет 167 слов, что соответствует возрастным особенностям дошкольника. Объем доступен для усвоения детьми 4-7 лет, направлен на общение детей, а не только на увеличение словарного запаса. Поэтому для обогащения словарного запаса и закрепления активных слов и речевых  образцов  я на каждом занятии  использую дидактические игры. Такие как:  «Бармак  уены», «Кого не стало?, Чего не стало?», «Покажи и назови», «Положи в корзину», «Я начну, а ты продолжи”.
       Цели дидактических игр:
Развитие устной  монологической и диалогической речи на двух государственных языках.
Расширение у детей словарного запаса по тематическим принципам.

В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок желает играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов. Приведем примеры игр.

Игра Встречаем гостей. Дидактическая задача: формировать у детей умение классифицировать предметы по цвету; закреплять знания о посуде; развивать связную речь, способность определять существенные признаки предметов; воспитывать любознательность, терпение, способность наблюдать за действиями товарища, прививать вкус.

Игровые правила: Цвет скатерти и чашки должны совпадать.

Игровые действия: Детям предлагается выбрать цвета. По выбранному цвету необходимо найти чайную пару и скатерть.

Воспитатель проводит краткую беседу до начала игры, в процессе который уточняется, что значит чайная пара (чашка и тарелка).

Другой вариант игры закрепляющий: Воспитатель сам распределяет цвета. Дети выполняют всё, как указано выше.

Игра В гостях у сказки. Дидактическая задача: формировать зрительно-двигательную координацию и чувство восприятия пространства; развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий, развивать память, связную речь; воспитывать интерес к изучению татарского языка, усидчивость, дружеские взаимоотношения, доброжелательность, способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Игровые правила: Найти персонажей определенной сказке.

Игровые действия: Детям дается персонажи из двух сказок. Из них необходимо выбрать и составить одну сказку.

До начало игры  воспитатель с детьми вспоминает сказки. Перечисляют его персонажей.

Другой вариант игры закрепляющий: Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и составляют сказку.

На занятиях по обучению татарскому языку можно предложить детям среднего возраста игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» (татарский вариант). Следует добиваться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Также проводить индивидуальную работу с детьми, поощрять желание играть небольшие роли. Дети должны научиться правильно произносить слова и словосочетания на татарском языке, отвечать на поставленные вопросы, следить за развитием действия.

С детьми старших групп можно предложить инсценировку небольших сказок, также на татарском языке («Три медведя», «Кто что любит», «Лиса и гусь» и др.). При этом большое внимание следует уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз – это обогащает речь. Вместе сочинять маленькие истории, поддерживать коллективное придумывание диалогов с использованием красочных, ярких картинок.

В подготовительной группе также можно продолжить над инсценировками, согласно УМК. Это те же сказки: «Репка», «Теремок» (татарский вариант), «Кто что любит» (татарская народная сказка, проводятся татарские народные игры, такие как «Түбәтәй», «Яшел яулыгым», «Су анасы», «Менә сиңа уң кулым» и. др. А также разучивание песен, хороводов, речевых упражнений, базой для которых являются считалки, кричалки, потешки, прибаутки.

Технические средства также играют немаловажную роль в изучении татарского языка. Прослушивание песен, мелодий разных народов развивает у детей эстетический вкус, учит узнавать музыкальные национальные особенности.

Вместе с детьми можно просматривать татарские мультфильмы, анимационные сюжеты, которые скачиваются с сайта montatarstan.ru. После просмотра рекомендуется обсудить увиденное, пересказать сюжет. Когда дети слышат знакомые слова, они радуются и повторяют их.

Особенно радует наличие сборника мультфильмов, созданных по мотивам стихотворений татарского поэта Г.Тукая. При изучении его творчества просмотр мультфильмов в непринужденной обстановке позволяет лучше запоминать содержание произведений и повысить интерес у детей к творчеству поэта, а также обогащает речь ребенка.

Хочется обратить внимание и на работу в тетрадях, т.к. они занимают особое место в обучении татарскому языку и позволяют привлечь родителей. Опыт показывает, что результаты обучения второму (татарскому) языку в детстве зависят от степени заинтересованности родителей в овладении детьми вторым языком.

Помогают в работе информационные стенды в групповых помещениях на двух языках. Большое значение имеет регулярная информация о ходе усвоения второго языка (родители могут дополнительно заниматься дома). На нашем сайте в edu.tatar.ru выкладывается необходимая информация.

Таким образом, тематика двуязычия становится одним из важных дополнительных знаний системы дошкольного воспитания. Радует и отношение воспитателей, которые отнеслись к изучению татарского языка ответственно и с пониманием. Мы верим в успех.


Используемая литература:

  1. Мещерякова В.Н., Абитова Г.А. Татарский язык – язык Родины.
  2. Поддьяков Н. « Игровая позиция » - важнейшее качество личности дошкольника. // Дошкольное воспитание. – Москва, 2010. - №8. – С.66
  3. Шаехова Р.К, Региональная программа дошкольного образования.
  4. Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей татарскому языку. М: Просвещение 2012г.
  5. Зарипова З.М.. Кидрячева Р.Г., «Говорим по- татарски»

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР