Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7437507
Статья: «Формирование межкультурной коммуникации и толерантности детей в рамках взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения».
Содержание - Дошкольное образование

Рахманова Земфира Зенатьевна, воспитатель первой квалификационной категории. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Усадская прогимназия» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. 
Статья о методах и формах работы по воспитанию толерантности у детей, о культуре межчеловеческих взаимоотношений. Предназначена для учителей школ и воспитателей ДОУ.


Дата публикации: 29.01.2018


ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Промедление может обернуться чем угодно,

ибо время приносит с собой как зло,

 так и добро, как добро, так и зло.

Николо Макиавелли

 

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Наряду с культурой политической, материальной, духовной существует культура межчеловеческих взаимоотношений.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости всегда существовал и продолжает существовать.

У нас в прогимназии вполне комфортно чувствуют себя татары, русские, узбеки, туркмены, чуваши, армяне, так как наряду с учебным процессом высоко поставлено духовно-нравственное воспитание учащихся. Но иногда встает проблема межличностных отношений в классе или группе.

В психолого-педагогической практике накоплено немало методов и форм работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов), классных часов, совместных родительских собраний, организацией деятельности органов ученического самоуправления.

Такие формы работы применяются и в нашей прогимназии.

Приведу пример рядового родительского собрания по теме «Толерантность» с участием учеников.

Собрание было проведено в форме дискуссионного клуба.

Учащиеся, как и родители, принимали активное участие в дискуссии на заданную тему, имели возможность высказать свое мнение. Они познакомились с определениями агрессии и насилия, узнали 8 возможных категорий агрессии, две из которых, скорее всего, заканчиваются насилием.

От теории агрессивности и причин формирования агрессивных форм поведения классный руководитель плавно перешла к решающей роли семьи в социализации личности ребенка, дала понятие о критических периодах в развитии ребенка, а особенно подросткового. Педагог объяснила процедуру рассмотрения дел, связанных с агрессией и насилием в учебном заведении, какие меры воздействия применяются к ученику и родителям, а также ознакомила с Декларацией принципов толерантности, сказала, как звучит определение слова «толерантность» на разных языках земного шара.

Результатом собрания стала небольшая творческая работа учащихся «Дерево толерантности». После чего классный руководитель задала последний вопрос: «Что общего в тех определениях, которые вы сформулировали?». Дети ответили: «Уважение к людям и умение делать добро».

Таким образом, цель проведения такого собрания была достигнута.

Еще один пример собрания «Виды культур» с родителями дошкольников, которое было проведено в форме устного журнала.

После вступительного слова воспитатель предложила поговорить о культуре. Ознакомив родителей с четырьмя видами культур (правовая, экологическая, экономическая и социальная), она сделала акцент на социальной культуре, которая отражает совокупность ценностей взаимодействия между людьми по разным основаниям. Социальная культура оказывает влияниена становление основных личностных качеств и свойств, формирование которых возможно уже в дошкольном возрасте. Далее воспитатель раскрыла характеристики разновидностей социальной культуры:

1.Народная культура способствует становлению эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2.Национальная культура способствует становлению у ребенка национального самосознания.

3.В сфере ближайшего окружения ребенка (в семье, в группе детского сада, в населенном пункте, в регионе) имеются люди и других национальных культур. Люди разных национальностей, проживающие на одной территории, являющиеся гражданами одного государства, имеющие единый государственный язык, составляют этнос. Ценности, которыми они руководствуются в своем поведении и взаимоотношениях с другими людьми (мировоззренческие установки, государственные праздники, традиции, государственный язык) являются содержанием этнической культуры

В семье, где есть представители разных национальностей, очень важно довести до ребенка ценности культуры каждой из них, сформулировать толерантное, уважительное отношение к ним.

Поскольку семья является уменьшенной моделью всего общества, то именно в ней изначально формируется терпимое, принимающее отношение к людям других народностей, наций и этносов, а также к бесконфликтному взаимодействию с ними.

4.Особое значение в дошкольном возрасте приобретает сфера социальных отношений между родными, близкими людьми, отражающая основные компоненты семейно-бытовой культуры, такие как нормы и правила поведения, родственные связи, возрастную, половую и статусную иерархию взаимодействия, традиции, обычаи, родословную. Для ребенка ценности социальных отношений в семье являются доминирующими, определяющими в структуре мировоззренческих ориентаций, являются фундаментом собственной линии поведения в перспективном видении своих взаимоотношений в будущей семье. Семейно–бытовая культура является основой становления важнейших личностных качеств и образований таких как гуманность, гостеприимство, родовая честь, уважение к семейным реликвиям, бережного к ним отношения, стремление к их преумножению, благородства, милосердия, патриотизма, трудолюбия. 

5.Нравственно-этическая культура, при овладении которой у ребенка формируются такие личностные качества,  как милосердие, гуманность, коллективизм, ответственность, решительность, самостоятельность, открытость, толерантность, уважение к старшим, почтительность.

6. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность и воспринимать других людей с позиции половых различий. С этого времени существенное место в его социальном развитии занимает психосексуальная культура. Данная культура является содержательной основой становления мужского и женского достоинства, чести, стремления к адекватному выполнению половой роли, выражению себя в общении с другими людьми, в соблюдении соответствующих норм и правил поведения.

7. К концу дошкольного возраста ребенок начинает понимать, что все люди различаются по возрасту, полу, статусу, национальной принадлежности. Вместе с тем они все имеют свои права и обязанности, составляющие основу правовой культуры, которые отражены в законе, кодексах, декларации, конвенции. Выполнение прав и обязанностей во взаимоотношениях человека и государства являются одним из важнейших показателей цивилизации. Приобщение ребенка к основам правовой культуры способствуют становлению гражданственности, толерантности, уважительного отношения к закону, гражданской чести, правового самосознания.

Социальная культура как совокупность материальных и духовных ценностей, предопределяющих направленность взаимоотношений между людьми, является содержательной основой социального развития. Приобщение к ней осуществляется различными путями, важнейшим из которых является семейное воспитание. В семье ребенок овладевает основными нормами и правилами поведения, усваивает опыт социальных отношений; семья предопределяет формирование его ценностных ориентаций, способствующих становлению человеческого достоинства и социальной успешности.

Формирование толерантного поведения проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима глубокая общекультурная основа – нравственная культура, которую педагогический коллектив прогимназии воспитывает у детей, так как только она является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности.

 

Список использованных источников:

  1. Коломийченко Л. В., Оглезнева О. В. Формирование психолого – педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста. Г. Добрянка, 2005.
  2. Носова Е. А., Швецова Т. Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: Детство – Пресс,2009.
  3. Интернет-ресурсы. 
  4. Картинки по запросу толерантность доу
 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР