Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (статья). |
Содержание - Дошкольное образование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маркова Любовь Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ «Детский сад № 7 «Солнышко») Корсаковского городского округа Сахалинской области. Дата публикации: 06.02.2018 Опыт работы по теме «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля». Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка. Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте. Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фребеля». Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей. Основой «Даров Фребеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д. Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом.
Модуль № 1 – «Текстильные мячики». 12 штук – 6 пар мячиков одинаковых по цвету и обвязанных цветной нитью. 6 мячиков имеют нить – петельку для подвеса. Цвета: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зеленый (цвета радуги). С помощью данного модуля: - тренируется мелкая моторика рук; - развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка; - дети изучают цвета и формы; - ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и тд.); - с помощью мячиков подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны; - закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.
Модуль № 2 – «Основные тела». 6 штук, 3 пары геометрических фигур – шар, куб, цилиндр. 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса. Сборная подставка для подвешивания фигур. - знакомство с разными формами предмета; - сравнение фигур между собой, умение анализировать и выявлять особенность и качество каждой. - формирование самостоятельных исследовательских навыков; -изучение движения предмета по траектории и различным направлениям. -с помощью фигур, подвешенных на нитях, обучаем направлению движения предмета в различные стороны. Подобные занятия закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз) и формируют у ребёнка пространственную ориентацию. -развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка.
Модуль № 3 «Куб из кубиков» Модуль № 4 «Куб из брусков» Модуль № 5 «Кубики и призмы» Модуль№ 6 «Кубики, столбики, кирпичики» Модули 3 -4 представляют собой куб, разделённый на мелкие кубики. Маленькие кубики дают возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, количество частей знакомит с числом. Исследуя кубики. Ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью. Таким образом развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он изобразил. В игровой форме занятия с материалами помогут ребёнку развить на практике логические способности, умение рассуждать и делать выводы. 5-6 модули включают большое количество геометрических фигур, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций.
Модуль № 7 «Цветные фигуры» 8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты. -изучение различных плоскостных геометрических фигур; -сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме; - тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации; - подготовка руки к рисованию; - развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок. - развитие речевых способностей и игровой деятельности ребёнка.
Модуль № 8 «Палочки» 6 наборов палочек разной длины и разного цвета: синий, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, чёрный и белый. - тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации; -сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме, соотношение количества и размера; -обучение счёту, использование палочек в качестве счётного материала; - выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание); - развитие творческих способностей- составление различных узоров и картинок; - развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка.
Модуль № 9 «Кольца и полукольца» Деревянные кольца и полукольца трёх разных размеров и разных цветов: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный. - тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно- моторной координации; - развитие творческих способностей- составление различных узоров и картинок; - развитие игровой деятельности ребёнка.
Модуль № 10 «Фишки» Фишки: диаметр – 10 мм, высота – 5 мм. Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, белый, черный. - сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме. - обучение счету использование фишек в качестве счетного материала. - выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание) - развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок. - развитие игровой деятельности ребенка.
Модуль № 11 «Цветные тела» Цилиндры, шары и кубы с отверстием. Шнурок для нанизывания. Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый. - тренировка мелкой моторики рук. - развитие сенсомоторных навыков. - изучение различных геометрических форм. - развитие умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу. - развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.
Модуль № 12 «Мозаика. Шнуровка» Синее перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках и шнурки. Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный, белый. - тренировка мелкой моторики рук. - развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу - изучение комбинаций форм и цветов. - подготовка рук к рисованию. - развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.
Модуль № 13 «Башенки» Кубики – 12шт. Треугольные размеры (1/2 куба) – 12шт. Полуцилиндры – 12шт. Куб с вырезом под цилиндр – 8шт. -закрепление название геометрических фигур, конструирование. Объединение с модулями 3-6 позволит создать сложные конструкции. - развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.
Модуль № 14 «Арки и цифры» Дуги – 75 мм. Дуги – 50 мм. Дуги – 25 мм. 9 кубиков, с цифрами 0 – 1 – 2 – 3, 0 – 4 – 5 – 6, 0 – 7 – 8 – 9. - развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков. - развитие творческих способностей – состояние различных узоров и картинок. - подготовка руки к рисованию и письму. -развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребенка Цель нашей работы: развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фребеля». Задачи: - познакомить детей с сенсорными эталонами, их практическим использованием в конструктивной деятельности; - развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, основываясь на практическом опыте; - развивать физические качества детей младшего дошкольного возраста; - развивать творческое воображение детей младшего дошкольного возраста; - развивать навыки игрового взаимодействия со взрослыми и сверстками с использованием игрового набора «Дары Фребеля»; - способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фребеля». Гипотеза. Мы полагаем, что использование в образовательной процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фребеля» в разных видах детской деятельности - познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой будет способствовать положительной динамике развития детей младшего дошкольного возраста. Практическая часть Работу по развитию у детей младшего дошкольного возраста познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фребеля» мы построили в три этапа: 1– подготовительный; 2 – практический; 3 – обобщающий. На первом подготовительном этапе работы (июль 2017 года) мы провели мониторинг освоения детьми образовательной программы. Представляем вам некоторые результаты. Мониторинг развития у детей младшего дошкольного возраста усвоения сенсорных эталонов.
Так же на данном этапе проводился мониторинг речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Мониторинг физического развития детей младшего дошкольного возраста
Мониторинг творческой активности детей младшего дошкольного возраста
Мониторинг игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Так же на данном этапе работы мы изучили: - Педагогическую систему Ф. Фребеля; - Методические рекомендации Ю. В. Карповой, В. В. Кожевниковой, А. В. Соколовой по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО и в различных образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие». - Научные статьи и презентации; - Составили план работы с детьми по использованию игрового наборы «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми по образовательным областям. На втором этапе (август 2017 - декабрь 2017 года) практическом, мы организовали работу по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми 3-4 лет, систематизировав их по образовательным областям с учетом интеграции и тематического планирования. Использование игрового набора помогает нам сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребёнка, позволяет детям, играя, развиваться в различных видах деятельности. Игры с использованием набора «Дары Фребеля» помогают в решении разнообразных образовательных задач. Например, каждая из игр образовательной области Познавательное развитие, способствует решению задач из других образовательных областей, формируя универсальные качества мышления ребёнка. Во всех играх, а в особенности в игре «Волшебный мешочек», развивается способность обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы. В таких играх, как «Капризная принцесса», «Одного поля ягоды», дети проявляют оригинальность мышления через составление разнообразных вариантов одинаковых и разных предметов по форме, цвету, размеру и другим признакам. Особое значение знания о свойствах предметов приобретают в играх «Большая стирка», «Пир на весь мир», «Аптека», где дети из геометрических фигур создают разные предметы: одежду, продукты, лекарство, предметы быта и др. В каждой из подобранных игр развивается тот или иной вид памяти, а специально для тренировки кратковременной памяти, то есть способности сохранять свежие события и объединять их в непрерывную последовательность, предлагается игра «В мире фигур». Игра «Морские обитатели» ориентирует ребёнка на самостоятельную, исследовательскую работу через решение проблемной ситуации. При этом выше перечисленные игры подразумевают продуктивную, речевую, двигательную деятельность. Такие игры как «Аптека», «Космос», «Туристический автобус», «Аэропорт» могут использоваться как дидактические, так и сюжетно-ролевые. В образовательной области Речевое развитие при помощи игры «Волшебники» эффективно развиваются различные формы общения через расширение вербальных и невербальных средств. Стимулируют развитие у детей связной речи такие игры как «Путаница», «Небоскрёб», «Для чего ещё» в процессе конструирования и коллективной творческой деятельности. Приобщают к художественной литературе и драматизации литературных произведений игры «Красная шапочка», «Колобок». Все эти игры не только развивают звуковую культуру речи, активный словарный запас, диалогическую и монологическую речь, но и конструктивные, изобразительные навыки, любознательность, познавательную активность, формируют первичные представления о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях. В образовательной области Художественно - эстетическое развитие игровыми средствами «Даров Фрёбеля» мы формируем эстетическое отношение к окружающему миру через знакомство с основами композиции, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира в играх «Перышко курочки рябы», «Качели», «Бабочка». В играх «Рожица», «Грибок» формируем элементарные представления о видах искусства через создание различных картин мелкими предметами. Удачно реализуется самостоятельная творческая деятельность детей (изобразительная, конструктивная) в играх «Веточка мимозы», «Зайчик», «Снеговик». В образовательной области Социально-коммуникативное развитие в процессе дидактических и сюжетных игр, «Магазин», «Пароход» у детей формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества, развиваются элементарная самостоятельность, целенаправленность в собственных действий. В играх «Дорожное движение», «Костерок» дети усваивают основы безопасного поведения в быту, социуме и природе в процессе познавательно-исследовательской, конструктивной, двигательной и речевой деятельности. Игры «Золушка», «Магазин», «Путешествие», «Настроение» также как и все остальные формируют у детей готовность к совместной деятельности. Игры в образовательной области Физическое развитие не только формируют у детей физические качества, но и начальное представление о некоторых играх с правилами - «Волшебный шар», «Верёвочка». Игра «Умею-не умею» знакомит детей с ценностями здорового образа жизни. Игры «Лови-лови», «Тише мыши», «Карусели», «Ручеёк» способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развивают равновесие и координацию движений, крупной и мелкой моторики рук. Надо отметить, что все игры данной методики являются подвижными или малоподвижными, в каждой игре используется физкультминутка или Рече двигательная гимнастика. Главные помощники в нашей работе – это родители воспитанников. Они активно приветствуют появление «Даров Фребеля» в группе, заинтересованно изучают игры. Нами были оформлены для них консультации по использованию данного пособия так же в домашних условиях. Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты. По результатам промежуточного мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования выявлено, что уровень познавательного развития детей группы за полгода повысился на 38 % и составил 57 %, уровень речевого развития повысился на 30% и составил 60 %, уровень художественно-эстетического развития составил 41 %, что больше на 28 % по сравнению с началом учебного года, уровень физического и социально-коммуникативного развития повысился на 15 % и 27 % и составил 60 % и 52 % соответственно.
Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств фрёбель – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».