Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872629
Методическая разработка тематического занятия «Путешествие по здоровым сказкам» в рамках проекта «Сказкотерапия».
Содержание - Дошкольное образование

Жаворонкова Светлана Юрьевна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №31 комбинированного вида Красносельского района г.Санкт-Петербурга. 
Представленая тема работы-реализация проекта: «Сказкотерапия».В основе проекта «Сказкотерапия» лежат методы и приёмы здоровьесбережения на музыкальных занятиях, т.к. под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. Данная методическая разработка предназначена для воспитанников дошкольного старшего возраста ,разработана музыкальным руководителем, проведена совместно с воспитателем старшей группы ГБДОУ №31 Булгаковой Натальей Александровной.


Дата публикации: 24.11.2016


Тематическое занятие «Путешествие по здоровым сказкам» в рамках проекта «Сказкотерапия»

Цель:
-Выявление механизмов и методов внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к здоровому образу жизни.

-Приобщение детей следить за своим внешним видом. Правильно пользоваться мылом, водой и полотенцем, упражнять в выделении и обозначении словом цвета, формы, аромата мыла, формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях социокультурной, предметно-пространственной, развивающей среды, воспитывать желание быть опрятным, умение передавать свое отношение к положительным и отрицательным поступкам героев.

Оздоровительные задачи:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
-формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

-формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

-создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
-выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

-воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
-расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;

-воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Материал к занятию, оборудование: Мультимедийный проектор ,наглядные пособия таблицы гимнастики для глаз, мыло туалетное разного цвета и формы (твердое и жидкое),игрушка куклы- испачканный мальчик Ваня, иллюстрации по сказкам, 5 тазиков и полотенец, макет Репки в огороде на грядке, музыка по теме.

Предварительная работа: Рассматривание методического пособия « Чистота-залог здоровья». Чтение сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр»,» «Айболит»,русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к этим  сказкам, просмотр мультика «Мойдодыр, «Айболит», «Репка»:

Действующие лица:

Воспитатель (в роли Айболита)

Дети (2 Обезьянки, Митя, Дед, Бабка ,Внучка, Жучка, Кошка ,Мышка, Репка)
Ход  занятия:

(Под музыку из мультфильма «38 попугаев» дети проходят в музыкальный зал и садятся на стульчики)
Музыкальный руководитель
:

-Здравствуйте, ребята, хотели бы вы с мной начать путешествие по интересным сказкам (Ответы детей -Да).Вставайте возле своего стульчика, закрывайте глаза.

Повернулись вокруг себя, скажем волшебные слова «Раз, два, три—сказка в гости приходи»
                              
            (включается слайд со сказкой АЙБОЛИТ)

-Посмотрите, ребята, на эту картинку. В какую сказку мы попали (Ответ детей-«Айболит»)

-Правильно, эта сказка называется «Айболит»
                                                     (Звучит музыка, входит Айболит)
айб
Айболит:
Вот и милая страна,
Близко уж совсем она.
Мы прибыли все в Африку
Нам шлёт привет она.
                                   (Музыка меняется, из-за пальмы выходят больные обезьянки)
об
Айболит.
Вот они, мои больные обезьянки.
И у каждой что-то болит.
1 обезьянка :

Нос болит и голова,
 я дышу едва-едва.
 научить прошу я вас
 делать точечный массаж.
(Звучит релаксирующая музыка, Айболит проводит точечный массаж с детьми и обезьянками)

2 обезьянка:
 
Ой, болят мои глаза
 плохо видеть стали.
 Вы б гимнастику для глаз
 Мне бы показали.
                                      (Звучит музыка, Айболит проводит гимнастику для глаз)

стре
1обезьянка.
 Туловище всё болит
 да спина моя гудит
  упражнение для спины
  очень, дети, мне нужны.
2 обезьянка.
Упражненье покажите,
 им меня вы обучите
                       (Под музыку Айболит показывает упражнение для спины и туловища)
Айболит:
Вот и вылечил я их
вот и нет у нас больных.

Обезьянки(вдвоём):
Вот спасибо, тебе,
Вот спасибо тебе
Вот спасибо, тебе, Айболит 
                                              (Обезьянки садятся  на стульчики)

Музыкальный руководитель: Ну, что ребята, отправляемся дальше в путешествие. Вставайте у своего стульчика. Закрывайте глаза. Повернулись вокруг себя, скажем волшебные слова«Раз, два, три—сказка новая приди».
                                       (включается слайд к сказке «Мойдодыр»)

Айболит: Ребята, а куда я попал? к какой сказке мы пришли в гости? (ответ детей «Мойдодыр»)
                                   (Звучит  музыка, входит испачканный мальчик Митя.)

Айболит :А кто это? (ответ детей- Митя.)

Митя:
Ой, ой, ой. Одеяло убежало,
Улетела простыня
 И подушка как лягушка
 Ускакала от меня.

Айболит: Ребята! А почему мальчик грязный? (ответы детей- он не умывался и испачкал руки и лицо в грязи, не следил за своим внешним видом).

                                             (Айболит обращается к Мите)
Айболит:
Митя, а ты помнишь,
за что тебя ругал Мойдодыр
 и что он тебе говорил?
 «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
 Даже брюки, даже брюки,
 Убежали от тебя.

Музыкальный руководитель: Почему, ребята, Мойдодыр рассердился на Митю (ответ детей-он не захотел мыться)

Айболит: Ой. Ребята, Митя не знает что такое мыло! А мы сможем ему помочь? Давайте расскажем ему и покажем, как нужно пользоваться мылом и водой. А сначала давайте проведем физкультминутку для рук.

(Айболит проводит игровое упражнение «Веселые пальчики и ручки», «Водичка, водичка, умой моё личико» имитация движений мытья мелкой моторики. Дети выполняют совместно с воспитателем врассыпную. После физкультминутки дети садятся на места)

Айболит: -Посмотрите, сколько у меня мыла? Ребята, а какого цвета и формы мыло?
 (ответ детей -круглое, квадратное, желтое, белое, розовое)Предлагаю вам понюхать мыло, чем оно пахнет? (ответы детей- духами, конфетами, медом). Детям предлагается потрогать мыло. Какое оно?( Ответы детей- гладкое, твердое). А бывает еще и жидкое (показывает детям жидкое мыло).Мыло оказывается бывает разным-преразным. Но почему-то, отчего, же всегда черной бывает вода (ответы детей- от грязи).

         (Музыкальный руководитель показывает грязную куклу-мальчика Ваню).

Айболит: Посмотрите, ребята, и наша кукла тоже грязнуля. Давайте Ваню и Митю научим мыть руки. Но чем это можно сделать? (ответы детей- водой.) А вода течет от куда? (ответы детей -из крана).

Айболит: Значит мы нальем водички из крана в тазик и покажем Мите и  Ване как нужно мыть руки и лицо.

(выходят 4 детей и показывают как нужно мыть руки и лицо с мылом.
Потом предлагаем  2-3 детям эти движения проделать с куклой Ваней.)

ст

Айболит: Посмотрите детки, какими чистыми и красивыми стали Митя и Ваня, они

полюбили мыло и воду.

Музыкальный руководитель: Ребята, какой вам Ваня и Митя больше нравятся, когда они были грязными или теперь, когда умылись? (ответы детей- сейчас, потому что они стали чистыми и красивыми, опрятными, на них приятно посмотреть).

Музыкальный руководитель:

Рано утром на рассвете умываются мышата,

И котята, и утята, и жучки, и паучки.

Айболит: И вы, ребята, должны всегда быть чистыми и опрятными. Садись Митя к ребятам и продолжай с нами путешествие.

Музыкальный руководитель. Ну что же, пора нам дальше отправляться. Встаём у стульчиков и закрывайте глаза. Повернулись вокруг себя, скажем волшебные слова«Раз, два, три— сказка новая приди».(включается слайд к сказке «Репка»)

Айболит: Ребята, а куда я попал? К какой сказке мы пришли в гости? (ответы детей-в сказку «Репка»).

(Звучит музыка, входят герои сказки- Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Репка)

Айболит:

 Дед - хозяин и работник, он и  столяр, он и плотник.
 Чтоб семью свою кормить, вздумал репку посадить.
                                 (Ребёнок Репка садится на стульчик)

Дед:
Ух! Вот это репка! Засела в землю крепко (с энтузиазмом)
 Вырвать репку нужно, так возьмемся дружно!

                (Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка тянут репку)

Айболит:
 Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку,
 Дедка за  репку. Тянут- потянут, вытянуть не могут.

Дед: Надо Мышку нам позвать, чтобы репку доставать,

Бабка: Если б мы умнее были, за здоровьем бы следили.
Внучка: Были б крепче и сильней, с репкой б справились скорей!
Жучка: Мы любили отдыхать, очень долго утром спать.
Кошка: Мы не поливали грядки, вы не делали зарядки!

Айболит: Чтобы репку вам сорвать, надо точно Мышку звать!

(выбегает под музыку Мышка, прыгает, делает зарядку)

Мышка: Чем топтать без толку грядку,
              Становитесь на зарядку,
              Чтоб за дело браться, нужно сил набраться.
              Ребятишек  позовём и по кругу все пойдём

(звучит энергичная музыка, дети и все герои делают зарядку)

Мышка: Вам теперь понятно, что нужна зарядка?

Внучка: Ох, какая легкость в теле, прям сейчас бы полетела.

Мышка: Встали, выдохнуть, вдохнуть, а теперь пора тянуть!

                         (музыка замолкает. Все тянут репку)
Айболит: Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут- потянут, вытянули репку.

                           (все выстраиваются в очередь)

реп

Айболит: Вам понятно, что зарядка нужна не только для порядка?

Мышка: Повторите нам тогда, для чего она нужна?

Дед: для здоровья
Бабка:
для успеха.

Внучка: Для улыбок и для смеха.

Жучка: Это для души бальзам.

Кошка: Спорт всегда поможет вам!
                          (герои сказки Репка под музыку проходят на стульчики)
Айболит: Ребята, вы видели, как герои сказки занялись зарядкой, стали сильными и вытащили репку. Поэтому я желаю вам:
Чтобы щёки румянцем горели,
Чтобы вы никогда не болели.

Чтобы было здоровье в порядке,
Утро всегда начинайте с зарядки.
Будьте здоровы, ребята..До свидания!!

                                ( Под музыку Айболит уходит)

Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята. наше путешествие с Айболитом закончилось. Теперь вы знаете, чтобы быть здоровым и сильным- нужно обязательно закаляться, делать по утрам зарядку, мыть ручки и соблюдать правила гигиены, следить за чистотой своих вещей. Наше занятие  окончено. До свидания!

                              (Дети под музыку выходят из зала)


Заключение:
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, либо театрализованное представление детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.
          На основании таких выводов, я и строю свою работу с детьми, используя современные здоровье сберегающие технологии. Поэтому,  с дошкольниками необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.



Список используемой литературы:

1.Е.В.Белинская «Сказочные тренинги для дошкольников» СПб, Речь,2008.

2.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Формы и методы работы со сказками» Спб,Речь.2006.

3.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Основы сказкотерапии» СПБ,Речь,2006

4.Г.В.Паршукова «В сказочной стране», журнал «Дошкольное воспитание»,3/2008

 

 


 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР