Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7382138
«Использование наглядного моделирования с детьми дошкольного возраста в процессе конструирования».
Содержание - Дошкольное образование

Бронникова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №100» г. Пермь. 
Конструирование является важным и интересным видом детской деятельности, способствует развитию у ребенка наглядного моделирования. Конструирование оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.


Дата публикации: 28.02.2018


«Использование наглядного моделирования с детьми дошкольного возраста в процессе конструирования»

Конструирование является важным и интересным видом детской деятельности, способствует развитию у ребенка наглядного моделирования. Конструирование оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.

Цель: Содействовать формированию у детей дошкольного возраста конструкторских умений и навыков, способствовать развитию творческой самореализации.

            Задачи:

1. Научить анализировать постройки, рисунки, элементарные чертежи, выделяя основные части, функциональное назначение.

2. Сформировать представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость).

3. Научить преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции.

4. Совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету. Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри).

5. Научить строить, моделировать по элементарным чертежам и схемам, разбираться в несложных планах.

6. Научить создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу. Развить творчество, изобретательность, эстетический вкус в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления постройки дополнительными материалами.

          Конструирование создаёт большие возможности для умственного, нравственного, эстетического развития детей, совершенствует трудовую деятельность, обогащает словарный запас и представления детей об окружающем.

           «Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений». Н.Н. Подъяков.

            Подготовительный этап: Прежде чем приступить к конструированию построек, детям предлагается внимательно, рассмотреть окружающие здания, сооружения. В процессе наблюдения, обращаем внимание на общие детали домов – стены, крыши, окна, двери, на детали, которые были использованы для строительства заборов, ворот. Предлагаем пофантазировать и сравнить, на что похожи окружающие объекты. Можно услышать интересные сравнения воспитанников: небольшие домики похожи на большие скворечники, теремки, ограда - на решётку. Итогом данного этапа могут стать сообщения детей, подготовленные совместно с родителями, о домах, в которых живут сами.

Важная роль в развитии конструкторских умений способностей у детей принадлежит грамотному руководству воспитателя.

На начальном этапе обучения конструированию педагог воспитанникам предлагает готовый образец постройки. Цель данного этапа - показать способ выполнения постройки и определить внешний вид конструкции.

            На следующем этапе каждый ребенок индивидуально учится строить основной одноэтажный дом, учится доказывать необходимость каждой детали. Например: пол нужен, чтобы ножки не замерзли. Стенки крепкие, чтобы ветер не дул. Окно, чтобы светло было. Крыша – чтобы дождик не замочил.

На занятиях по конструктивной деятельности дети учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и находить различия.   Например: У каждого дома, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению.

            После того как дети освоили строительство по образцу, начинаем строить по фотографиям. Соотносим фотографию с построенным домом, потом дети и сами строят по выбранной фотографии или чертежу. Когда дети научились строить дом, предлагаем формировать понятие улица - ряд домов, соединенных между собой дорогой для машин.

          У детей старшего возраста интерес к строительным играм возрастает. Они охотно строят группами, многое могут делать самостоятельно. Игры становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний, приобретенный из непосредственных наблюдений окружающего мира, из средств массовой информации, из книг и рассказов взрослых. В определении замысла и развитии сюжета появляется самостоятельность. Детям нравится, что воспитатель от них требует значительно большего в работе, чем от малышей. У них появляются элементы самоконтроля: замечают свои ошибки, неточности в изображении и стараются исправить их, понимают, чему еще не научились, чем не овладели.Особое удовлетворение и радость вызывает у них успешно выполненная задача. Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать. Дети строят улицы, площади, набережные. Их знакомят с историей возникновения городов, деревень.

 бронн

Таким образом, использование наглядного моделирования в конструктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, речи, моторики, а так же развивает у детей способность к моделированию пространственных отношений, научных и математических навыков. Конструирование развивает у дошкольников представление о социальном окружении: от планирования и строительства собственной улицы, главной улицы своего города, микрорайона, до постройки известных достопримечательностей Москвы, Санкт – Петербурга.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Борякова,Н.Ю. Моделирование в детском саду: методическое пособие / Н.Ю. Борякова. - М.: Изд - во Владос, 2003. - 66 с.

2. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 9.

3. Говорова Р., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентировки у детей. // Дошкольное воспитание. - 1975. - № 9.

4. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду – М.: Просвещение, 1999.

5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1998.