Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872630
Из опыта работы методические рекомендации «Дидактические игры математического содержания как средство умственного развития дошкольника»
Содержание - Дошкольное образование

Громова Светлана Александровна, воспитатель МАДОУ детский сад №10 муниципального образования Каневской район Краснодарский край. 
Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подготовки ребенка к обучению математике, начиная с дошкольного возраста.


Дата публикации: 05.03.2018


Из опыта работы методические рекомендации

«Дидактические игры математического содержания как средство умственного развития дошкольника»

Картинки по запросу дидактические игры

       В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Поэтому у меня появилась необходимость заниматься поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных способностей каждого ребенка.

Передо мной возникла проблема, как развить познавательные интересы у детей с помощью дидактических игр математического содержания в непосредственно – образовательной деятельности и в повседневной деятельности дошкольников. Изучив литературу по данной теме, проведя и проанализировав свои исследования, я пришла к выводу, что дидактическая игра с математическим содержанием позволит не только активно включить ребёнка в непосредственно образовательную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Дидактические игры могут быть использованы, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Они должны в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Ведь благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых неусидчивых детей. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия. Поэтому я стала работать над темой: «Дидактические игры математического содержания как средство умственного развития дошкольников». Прежде всего, я поставила перед собой определенные цели и задачи.

Цель моей работы:

Создание дидактических и педагогических условий для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-формирование основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование;

-развитие у детей умения рассуждать, доказывать; развитие познавательных интересов, творческого воображения;

-воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Все дидактические игры я разделила на несколько групп:

1. Игры на закрепление количественных представлений.

2. Игры на закрепление временных представлений.

3. Игры на совершенствование ориентировки в пространстве.

4. Игры на расширение представлений о геометрических фигурах.

5. Игры на развитие логического мышления

6. Нетрадиционный игровой материал

7. Игрушки, наглядные материалы для проведения разнообразных игр.

   В группе организовала предметно - развивающую среду: «Веселый Математик». Это специально отведённое место в группе, где дети имеют возможность самостоятельно играть в любимые игры с математическим содержанием. В нём собраны дидактические настольно-печатные игры «Формы и размеры», «Всё о времени», разнообразные лото и др., пособия (счетные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, занимательные игры, домино, мозаики). Все игры подобраны в соответствии с задачами по формированию элементарных математических представлений. Постоянно использую такие игры как: блоки Дьенеша – они развивают умение анализировать, выделять характеристики геометрических форм и фигур. Игровая система «Соты Кайе» - развивает мышление, воображение, зрительную память. Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Математический планшет «Геоконт" - развивает творческие способности, тонкую моторику, дифференцированное восприятие, сенсомоторную память. Кубики Никитина хорошо развивают способность детей к анализу и синтезу. Игра в шашки – любимая игра в нашей группе. На этапе ознакомления с играми в уголке математики использую индивидуальную работу с детьми - обучаю игровым действиям, правилам. Затем объединяю детей в малые группы и ввожу игры в самостоятельную деятельность. Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур: игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор» и многие другие. Детям нравится составлять изображение по образцу. Они радуются своим результатам и стремятся выполнить задания еще лучше.

   В непосредственно образовательной деятельности по математике включаются различные методы активизации детей – моделирование (планы, фишки, модели времен года, месяцев, модель в виде часов, игры с элементами ТРИЗ. Также используются задания повышенной сложности, такие как зрительные диктанты, слуховые диктанты, логические ситуации, требующие умозаключений, построенные на основе логических схем, задачи на поиск недостающей фигуры, и др. логические задачи.

       Взаимодействие с родителями - важная составляющая успешной и эффективной работы. Родители знакомятся с материалами по математике на стенде и в папке - передвижке «Весёлый математик», где подробно в течение года описывается каждая дидактическая игра «Математической игротеки» и как в неё играть с детьми. В деятельности с детьми использую и сотворчество детей, педагога и родителей. Благодаря совместной деятельности по изготовлению математических игр, улучшились отношения между детьми и педагогами, между детьми и родителями: повысился интерес всех участников к математике, родители увидели в своих детях математические склонности, принимают активное участие в совместных играх с детьми в математической игротеке, так же проводятся дни открытых дверей, презентации новых дидактических игр.

     Совместная и систематическая работа по данной теме оказала положительную динамику в развитии умственных способностей дошкольников. У детей повысился уровень знаний, умений и навыков, появилась уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения.

   Таким образом, можно смело утверждать, что применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая   детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Список литературы

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Кн. для восп. дет. сада. - М.: Просвещение, 1991г.

2. Бондаренко А. К. Дидактическая игра в детском саду. М., Просвещение, 1991. - 160с.

3. Галева А. Дидактические игры и игровые занятия. Тбилиси, 1987г.

4. Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. / Дошкольное развитие №4 – 1988г.

5. Никитин Б. П. Развивающие игры. М. «Знание», 1994г.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР