Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872639
Проект по математическому развитию дошкольников «Удивительные кубики Б.П. Никитина».
Содержание - Дошкольное образование

Дейнега Лидия Владимировна, Степанова Елена Анатольевна, воспитатели МАДОУ детский сад №10 муниципального образования Каневской район Краснодарский край. 
Актуальность проекта заключается в том, что с помощью кубиков Б.П. Никитина у детей развивается не только математическое мышление, но и творческие способности, что соответствует современным требованиям ФГОС.


Дата публикации: 05.03.2018


Проект

по математическому развитию дошкольников

«Удивительные кубики Б.П. Никитина»

Картинки по запросу кубики Никитина

Номинация проекта:

-Дошкольный возраст.

Пояснительная записка.

Актуальность проекта заключается в том, что с помощью кубиков Б.П. Никитина у детей развивается не только математическое мышление, но и творческие способности, что соответствует современным требованиям ФГОС. Только инициативный, думающий человек способен на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Творческие люди, как правило, занимают активную жизненную позицию, что необходимо для развития общества и государства.

Проблема, решаемая при реализации проекта: с помощью математических развлеченийвозможно не только привлечь внимание детей к играм с кубиками Б.П. Никитина, но и создать предпосылки для воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.

Участниками проекта являются дети старшей группы компенсирующей направленности №12 МАДОУ детский сад №10.

Цель проекта: способствовать развитию у детей высокой познавательной мотивации, самостоятельной, активной инициативы в деятельности и общении.

Задачи: формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии); увеличение объема внимания и памяти; развитие образного мышления, воображения, творческих способностей.

Содержание проекта: Я работаю в старшей группе компенсирующей направленности с января 2015г. В процессе работы с детьми я заметила, что дети почти не обращают внимания на кубики Б.П. Никитина. А с помощью этих кубиков у детей развивается сообразительность и конструктивные способности, математическое мышление; в них можно играть и одному, и вдвоем, и небольшой группой детей, что очень удобно для организации игр. Поэтому, я решила в июле с помощью математических развлечений привлечь внимание детей к этим удивительным кубикам. В ходе работы над решением этой задачи родился проект «Удивительные кубики Б.П. Никитина». В проекте представлены четыре математических развлечения с участием сказочных героев. В ходе развлечений дети путешествуют по сказкам, помогают героям выполнить то или иное задание, с помощью кубиков «Сложи узор»,«Уникуб», «Кубики для всех», а также отгадывают загадки, решают математические задания. Сценарии всех развлечений составлены таким образом, что при проведении их педагог может обойтись без посторонней помощи.

Основные этапы проекта:

-составление поэтапного плана работы;

-разработка конспектов математических развлечений;

-изготовление схем к кубикам «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех»;

-разработка презентаций к развлечениям;

-реализация проекта.

В ходе реализации проекта использовались следующие педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие (дети находились в постоянном движении, использованы упражнения на умение соотносить свои действия с текстом), исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, использование художественного слова, дидактические игры с кубиками), личностно-ориентированная (индивидуальный подход, постановка задач и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результата, подготовка демонстрационного и раздаточного материала с учетом поставленных задач), игровая (каждое развлечение объединено общим сюжетом, персонажем).

В ходе реализации проекта были использованы следующие формы работы с детьми:

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Игровая

Приглашение в путешествие, дидактические игры

Коммуникативная

Отгадывание загадок, ответы на вопросы

Двигательная

Физминутки, подвижные игры

Восприятие художественной литературы

Загадывание загадок, чтение отрывков из стихотворений

Познавательно-исследовательская

Дидактические игры с кубиками «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех»

Ожидаемые результаты: предполагается, что в ходе проведения математических развлечений у детей повысится интерес к играм с кубиками Б.П. Никитина, дети не будут бояться преодолевать трудность, будут самостоятельно находить способы решения познавательных задач и стремиться к достижению поставленной цели, а также смогут переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Полученные результаты: в ходе проведенных мероприятий дети с живым интересом и сопереживанием откликались на просьбы о помощи, высказывали свои суждения, увлекались игрой с кубиками, не замечая, что учатся, познают новое. Даже самые пассивные из детей проявляли живой интерес к играм товарищей. Несколько детей стали даже сами придумывать новые узоры из кубиков «Сложи узор» и «Кубиков для всех». Многие дети рассказывали родителям об этих кубиках и просили им купить их. Таким образом, через возникший интерес у детей, удалось и у родителей вызвать интерес к кубикам Б.П. Никитина. Родители по очереди брали домой книгу «Б.П. Никитин. Интеллектуальные игры», интересовались, где можно приобрести эти кубики. Я считаю, что с помощью развлечений, соревнования, мне удалось привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина и успешно решить поставленные задачи.

 

Использованная литература:

  1. 1.Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.

       Б.П.Никитин «Интеллектуальные игры», Москва. 1994г.

 

                                                                                                                                  Приложение

Конспект математического развлечения для старшего дошкольного возраста

«Спешим на помощь Элли и Тотошке».

Цель: Привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина «Сложи узор».

Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание; развивать чувство сопереживания чужой проблеме, желание прийти на помощь, чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Доставить детям радость.

Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Сложи узор», два комплекта карточек со схемами цифр 5, 6, 7, платья, сапожка; карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, аудиозапись «Разминка» Алены Стихаревой.

Ход развлечения:

В: Ребята, мне сегодня пришло сообщение от Элли с Тотошкой с просьбой о помощи. Им нужно срочно попасть в Изумрудный город, а злая Гингема хочет помешать им. Она расставила на их пути ловушки-загадки, а Элии в детский сад не ходила и решить эти загадки она никак на может. Элли просит у вас помощи. Вы ей поможете? Загадки наверное сложные, раз их придумала сама Гингема. Вы справитесь? Элли обещала выйти с нами на связь и сама рассказывать нам о ловушках-загадках. Но прежде, чем выйти на связь с Элли, давайте сделаем небольшую разминку, чтобы набраться энергии и сил.

Звучит музыкальная разминка Алены Стихаревой.

Слайд №1 и голос за кадром: «Здравствуйте, ребята! Спасибо, что откликнулись на мою просьбу, без вашей помощи мне никак не справиться. Гингема загадала загадки и на них нужно не просто ответить словами, а еще и выложить ответ с помощью кубиков. Вот первая загадка:

В огороде пугало

Рукавами машет.

В огороде пугало

Разгоняет пташек.

Три спаслись на загородке.

В небеса взвилась одна.

А последняя не трусит-

Очень храбрая она.

Сколько же было птичек?

Дети делятся на две команды, отвечают на вопрос и выкладывают из кубиков цифру.

Слайд №2 и голос за кадром: «Вот молодцы! Слушайте следующую загадку:

Шесть грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес?

Слайд №3 и голос за кадром: Ай, да молодцы! А вот еще одна:

Гингема рыбу ловила.

Поймала не мало.

Два окунька, три карася,

Один ершок-и того в горшок.

Уху сварила, но никого не угостила.

Сколько же рыб она сварила?

Слайд №4 и голос за кадром: «Элли, подожди со своими вопросами. Ребята, наверное устали? А давайте поиграем! Хотите? Нет, не просто поиграем, а посоревнуемся, тем более, что вы уже разделились на две команды. А игра называется «Назови пять слов». Согласны? А сможете назвать пять слов на определенную тему? Тогда слушайте правила игры: по сигналу вы по очереди должны пройти вперед, сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей запинки произнести слово на заданную тему»

Проводится игра «Назови пять слов». Дети называют слова по темам: цифры, геометрические фигуры, дни недели, месяцы, имена, фамилии, профессии.

Слайд №5 и голос за кадром: «Тотошка, делу-время, потехе-час, нам ведь нужно попасть в Изумрудный город, а мы еще не выполнили все задания Гингемы. А она хочет еще, чтобы у нее и ее подружки к празднику было новое платье и сапожки. Что же нам делать?»

В: «Не расстраивайся, Элии, ребята что-нибудь придумают»

Педагог подводит ребят к мысли, что с помощью кубиков можно выложить платье и сапожки.

Слайд №6 и голос за кадром: «Ай, да молодцы, ребята! Теперь мы точно попадем в Изумрудный город! Прежде чем попращаться с вами и отправиться в путь, давайте еще раз поиграем! Под музыку вы будете танцевать, двигаться как пожелаете, а как только музыка закончится-вы увидите цифру. Цифра укажет вам, как вы должны стать-по одному, парами, втроем или вчетвером»

Проводится игра «Внимание!».

Слайд №7 и голос за кадром: «Огромное спасибо вам, ребята, за помощь! В знак благодарности примите от нас воздушные шарики. А нам с Тотошкой пора в путь. До свидания, ребята!»

В: Ребята, вам понравилось помогать Элли и Тотошке? А что вам больше всего понравилось? А какое задание вам показалось самым трудным, а самым легким? Я очень рада, что вы у меня оказались такие находчивые и дружные!

 

Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Цель: Привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина «Сложи узор», создать эмоционально - положительное настроение у детей.

Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание; развивать чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Активизировать литературную память у дошкольников.

Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Сложи узор», два комплекта карточек со схемами белки, лебедя, кота, Золотой рыбки, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, рукавичка с Золотой рыбкой.

Ход развлечения:

В: Ребята, завтра в нашей стране будет отмечаться день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина.

Слайд №1

В: Вы знаете, что он написал несколько замечательных сказок. Как называются эти сказки знаете? А хотите мы прямо сейчас отправимся в путешествие по сказкам этого замечательного поэта? Во время путешествия нас ждет много интересных вопросов и заданий. Справиться с ними сможете? Не испугаетесь трудных вопросов? Тогда в путь! А в страну сказок мы попадем только тогда, когда отгадаем загадки. Если загадку отгадаете, то на экране появиться картинка-отгадка. Я вам буду читать отрывок из сказки, а вы должны сказать, как эта сказка называется.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне лебеди»)

Слайд №2

Пошел старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Слайд №3

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелчка

Прыгнул поп до потолка…

(Сказка о попе и о работнике его Балде)

Слайд №4

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая, Не могла простить ее,

А на зеркальце свое

Долго дулась и сердилась…

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Слайд №5

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел…

(Сказка о золотом петушке)

Слайд №6

Слайд №7 и голос за кадром: «Ай, да молодцы, ребята! Надеюсь, вы меня узнали? Я всем известный кот ученый. Поздравляю вас, вы попали в страну сказок моего создателя - А.С. Пушкина. Теперь я вам буду задавать вопросы и если вы будете правильно на них отвечать, то мы с вами будем играть, а в конце путешествия вы получите сюрприз. Я смотрю у вас есть кубики необычные. А ну-ка, сделайте мой портрет»

Воспитатель предлагает разделиться на две команды и дети выполняют задание.

Слайд №8 и голос кота: «Ну что же, будем считать это разминкой. А теперь слушайте загадку:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Кто же в доме том живет

И орешки все грызет?

Но отгадать - это еще мало, Нужно выложить ответ с помощью кубиков.»

Дети выполняют задание.

Слайд №9 и голос кота: «Молодцы! А сейчас можете немного отдохнуть и поиграть в игру «Кто лишний?»

Воспитатель называет героев из разных сказок, а дети должны захлопать в ладоши тогда, когда услышат героев пушкинских сказок. Если названы герои других сказок, то дети должны затопать ногами.

Слайд №10 и голос кота: «Ответ на следующую загадку нужно так же выложить с помощью кубиков:

Тридцать три года жил я у моря,

Рыбу ловил со стихиями споря,

Невод тянул, выбиваясь из сил,

Но кого все же я отпустил?»

Дети выполняют задание.

Слайд №11 и голос кота: «Молодцы! А теперь рыбка пусть сама с вами поиграет.»

Воспитатель надевает на руку перчатку с Золотой рыбкой и проводит игру «Внимание!». Одной рукой педагог изображает поверхность воды, другой рукой-движения рыбки. Когда рыбка «выпрыгивает» из воды, дети должны подпрыгнуть.

В: Ребята, а теперь мою отгадайте загадку. Я думаю, ученый кот не обидится на меня.

То-красавица, то-птица! Красоте весь мир дивится!

Дети отгадывают загадку и выкладывают из кубиков изображение лебедя.

Слайд №12 и голос кота: «Ну, что тут сказать? Молодцы! Но прежде чем я попрощаюсь с вами и вы отправитесь домой, выполните еще последнюю мою просьбу. Я тут рассыпал иллюстрации к сказкам моего создателя, и они все перемешались. Надо бы их разобрать по сказкам. Справитесь с этим заданием? Ну, тогда приступайте!»

Дети рассматривают иллюстрации, определяют из каких они сказок и раскладывают их в разные папки.

Слайд №13 и голос кота: «Вы, ребята, молодцы! Мне очень приятно было с вами познакомиться. Теперь буду рассказывать всем своим друзьям о вас, какие вы находчивые и дружные. А сейчас, как и обещал, примите обещанный сюрприз-большую книгу сказок А.С. Пушкина. Ну а мне пора, до свидания, друзья!»

В: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказкам А.С. Пушкина? Что нового вы для себя узнали? Какие испытывали трудности? Что вам понравилось больше всего? А какую сказку вы хотели бы услышать из новой книги?

 

Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Буратино в гостях у ребят»

Цель: Формировать интерес у детей к кубикам Б.П. Никитина «Уникуб», создать эмоционально - положительное настроение у детей.

Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание, ловкость, быстроту реакции; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия.

Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Уникуб», два комплекта карточек со схемами шахматной доски, слоеного пирога, букв «н», «о», «б», два мяча, карточки с цифрами от 1 до 10, магнитофон, аудиозапись веселых мелодий.

Ход развлечения:

В: Ребята, сегодня с нами на связь должен выйти Буратино. Хотите с ним встретиться?

Слайд №1 и голос за кадром: «Привет, девчонки и мальчишки! Мне вчера Мальвина кубики подарила. Как играть рассказала, но не показала. А сегодня обещала проверить, как я усвоил урок. И вы ж ее знаете, если не отвечу урок, то она меня опять запрет в чулане, противная девчонка. Ребята, умоляю помогите!»

В: Ну, что, ребята, поможем Буратино? НО прежде, чем приступить к делу, давайте сделаем небольшую разминку для тела и ума.

Под веселую музыку проводится игра «Преодолей препятствия». На полу лежат мягкие цилиндры, квадратные и треугольные призмы. Детям дается задание: через цилиндры – перепрыгнуть, через квадратные призмы – перепрыгнуть, а треугольные призмы – обойти.

Слайд №2 и голос Буратино: «Как жаль, что меня нет сейчас рядом с вами, а то бы я то же порезвился! Ну ладно, к делу! Мальвина мне загадала загадки про буквы и нужно не просто ответить, а еще и выложить эти буквы из кубиков определенного цвета и посчитать сколько кубиков понадобилось. Вот первая загадка:

«Барабан», «баранка», «бак»,-

Без этой буквы им ни как.

Известно мне да и тебе,

Что эта буква – (буква «б»)

И эту букву нужно сделать синей»

Воспитатель предлагает детям для удобства разделиться на две команды. Дети выполняют задание.

Слайд №3 и голос Буратино: «Следующая загадка и ответ на нее нужно выложить из кубиков желтого цвета:

«Нитки», «нос», и слово «нет»

С этой буквы начинаются,

А еще она в «конфете»,

«Ножницах» и «дне» встречается (буква «н»)»

Дети выполняют задание.

Слайд №4 и голос Буратино: «Ай да, молодцы! Ну, теперь держись, Мальвина! Этот урок я тебе точно отвечу! Последняя загадка на эту тему, ответ нужно выложить из кубиков красного цвета:

«Облако», «очки», «оса»,

«Нож», «клоун» и «колбаса»…

Знают дети все давно,

Что с баранкой схожа…(«о»).

Дети выполняют задание.

Слайд №5 и голос Буратино: «Ох и устал я! Давайте отдохнем и поиграем с мячом в игру «Передай – не урони!»

Дети строятся в две колонны и по команде сначала передают мяч через голову позади стоящих, Когда мяч оказывается у последнего игрока, дети должны развернуться в другую сторону и передать мяч влево, поворачивая корпус.

Слайд №5 и голос Буратино: «Здорово повеселились! А еще меня Мальвина попросила сделать шахматную доску для девчонок. Сколько ни старался, ничего не получается. Выручайте, ребята»

Дети выполняют задание.

Слайд №6 и голос Буратино: «Вот спасибо! А давайте еще поиграем в какую-нибудь игру, только с цифрами. Как раз я их и повторю»

В: Ребята, давайте я вам буду говорить задание (подскоки, прыжки, приседания и т.д.) и показывать карточку с цифрой, которая будет вам подсказывать сколько раз нужно выполнить задание.

Под веселую музыку проводится игра «Посмотри и выполни».

Слайд №7 и голос Буратино: «Спасибо за повторение! Ребята, еще осталось самое сложное задание. Мальвина заказала слоеный пирог. Без вас мне никак не справиться.»

Дети выполняют задание, при необходимости педагог помогает.

Слайд №8 и голос Буратино: «Спасибо вам, ребята, без вашей помощи сидел бы я сегодня в чулане! Пойду сейчас к Мальвине и отвечу на все ее вопросы!

В знак благодарности я хочу вам подарить настольную игру «Мои любимые сказки».

В: Молодцы, ребята! Я надеюсь, что Буратино стал немного умнее. С какими заданиями вам было труднее всего справиться? А какие, показались самыми легкими? А что вам больше всего запомнилось и понравилось?

 

Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В поисках сюрприза»

Цель: Формировать интерес у детей к кубикам Б.П. Никитина «Кубики для всех», создать эмоционально - положительное настроение у детей.

Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание, ловкость, быстроту реакции; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Кубики для всех», два комплекта карточек со схемами, два мяча, карточки с цифрами от 1 до 10, магнитофон, аудиозапись веселых мелодий.

Ход развлечения:

В: Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, под дверью лежал вот этот конверт, а в нем загадочное письмо. Хотите узнать, что в нем написано?

«Здравствуйте, ребята! Я много наблюдал за вами и сделал вывод, что вы любите сюрпризы. Я долго думал, какой сюрприз вам приготовить и, наконец, придумал… Вы, наверное, сейчас спрашиваете какой же сюрприз? А это вы узнаете, когда отыщете его сами с помощью моих подсказок. Готовы отправиться на поиски сюрприза? Учтите, подсказки сложные. Не боитесь не справиться? Тогда скорее включайте ноутбук и я с вами выйду на связь!»

Слайд №1и голос за кадром: «Ну, здравствуйте, дорогие мои! Надеюсь, вы меня узнали? Я великий волшебник Гудвин. Сюрприз я спрятал, и найти вы его должны сами с помощью моих подсказок. А чтобы вы смогли использовать подсказки, я для вас приготовил кубики и схемы. Выложив подсказку из кубиков по схеме, вы узнаете, где лежит следующая подсказка и, таким образом, вы найдете сюрприз. Итак, схема с первой подсказкой лежит под коробкой с кубиками. Желаю вам удачи!»

В: Ребята, давайте для начала сделаем разминку для ума.

Проводятся игры «Какие фигуры поменялись местами», «Сосчитай!»

Слайд №2 (игра «Сосчитай!»).

Затем дети выкладывают из кубиков по схемам сапожок и собачку. Педагог подводит их к мысли: что бы это значило? Если дети не догадываются, то воспитатель снова подводит их к мысли, что сапожок может означать место, куда ребята ставят свою обувь (шкаф), а собачка – это метка на шкафчике.

В детском шкафу оказывается следующая подсказка – схемы стола и стула.

По аналогии дети пытаются догадаться, где может лежать следующая загадка. На стульчике под столом лежит последняя подсказка – схема робота. Возле робота в игровом уголке стоит корзина, в которой лежит новая настольная игра «Ассоциации».

Слайд №3 и голос Гудвина: «Ай, да, молодцы! Даже не думал, что вы такие смелые, находчивые, дружные и так быстро справитесь с моими нелегкими заданиями! Мне очень приятно было с вами познакомиться! К сожалению, мне пора возвращаться в свой Изумрудный город. До свидания, друзья!»

В: Вам понравилась новая игра? А какие задания Гудвина вам показались наиболее трудными? Какие легкими? А что бы вы еще хотели повторить?

Что вам запомнилось больше всего?

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР