Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381742
Из опыта работы методические рекомендации «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам кубанской культуры через музыкально – театрализованную деятельность».
Содержание - Дошкольное образование

Ковалева Ксения Валерьевна, Максимова Светлана Александровна, воспитатели МАДОУ детский сад №10 муниципального образования Каневской район Краснодарский край. 
Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.


Дата публикации: 05.03.2018


Из опыта работы методические рекомендации по

«Приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

через музыкально – театрализованную деятельность»


Похожее изображение

 

Театрализованная деятельность это форма

изживания впечатлений жизни – лежит глубоко в природе детей

и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

Петрова В.Г.


   Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к театру, литературе, музыке, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через театрализованную игру, фантазирование, сочинительство. Всё это детям может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Цель: актуализация театрализованных занятий и развлечений по русской народной культуре в работе с дошкольниками.

Задачи:

 -Приобщать детей дошкольного возраста к театральной культуре, знакомить с различными видами театров, народным творчеством и традициями русского народа, учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.

Развивать психофизические процессы (восприятие память, внимание, воображение);

- Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре русского народа.

I Этап работы – подготовительный                                                                                

- Изучение методической литературы

- Составление тематического плана

- Создание предметно-развивающей среды

- Подбор дидактических и наглядных пособий

II Этап работы – основной                                                             

III Этап - работа с родителями

 

Направление работы:

- Предметно-развивающая среда

- Знакомство с разными видами театров:

- ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР                                                                        

- ТЕАТР КАРТИНОК                                                                                

- КОНУСНЫЙ ТЕАТР                                                                                

- ТЕАТР ТОПОТУШКИ и ТЕАТР ТЕНЕЙ                                         

Народное творчество и традиции русского народа                         

Знакомство с народными традициями и культурой можно осуществлять с помощью игр-драматизаций. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Театральные игры                                                                               

Знакомлю детей с традициями русских народных праздников. Почему именно праздники? Праздник – это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей «МАСЛЕНИЦА».                                                                        

Патриотическое воспитание «Встреча с военным в преддверье 23 февраля. Ознакомление с русскими народными обычаями и обрядовыми праздниками, с народной игрой, происходит через игру на русских народных инструментах. Проводились беседы с детьми, рассматривали картины, иллюстрации с разными видами декоративного искусства». В нашем детском саду есть «Мини-музей», мы проводим экскурсии в музей для знакомства с бытом наших предков. Знакомство с элементами русского народного костюма.Играли в русские народные игры: «Перетяни канат», «Жмурки», «Петушки», «Ручеёк» …

В группе с детьми и родителями реализован проект посвящённый «Кубанскому народному творчеству».

Анализ полученных результатов:

В своих занятиях, беседах я использовала разные виды фольклора (сказки, песенки, запевки, заклички, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Старшие дошкольники по своей инициативе, самостоятельно для малышей проводили драматизацию сказки. Хорошо когда ребёнок соприкасается с историей народной культуры в том числе и Кубанской в процессе образовательной деятельности, просмотре презентаций, чтении художественной литературы и др., но гораздо важнее, когда он сам становится участником тех или иных событий, испытывая волнение и душевный трепет, это оставляет след в его сердце и останется навсегда. Воспитание бережного отношения к самому главному продукту питания на Кубани – хлебу является ключевой задачей. К хлебу у нас всегда относились очень бережно. Нельзя было выбрасывать хлеб, сорить хлебом, оставлять недоеденные куски – не то случится неурожай и голод. Для решения этой задачи я подобрала стихотворение В. Лукши (игра - драматизация «Легкий хлеб» по стихотворению В. Лукши).

Участие родителей в жизни ДОУ

Проводилась работа с родителями по наполняемости предметно-развивающей среды в театрализованном центре.

Вывод:                                                                                                

   Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования. Всё, что связано с народной культурой, человек должен узнавать и постигать на протяжении всей жизни. Дети легче познают информацию через театрализованную деятельность.

                                                                                    

        

 

Используемая литература                                                                    

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.-№4. С. 28-35.

2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.:  Творческий центр, 2003.

3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.

4. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11. – С. 20-24.

5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород.: Изд-во Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.

6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.

7. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб., 1998

8. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.