Из опыта работы методические рекомендации «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам кубанской культуры через музыкально – театрализованную деятельность». |
Содержание - Дошкольное образование |
Ковалева Ксения Валерьевна, Максимова Светлана Александровна, воспитатели МАДОУ детский сад №10 муниципального образования Каневской район Краснодарский край. Дата публикации: 05.03.2018 Из опыта работы методические рекомендации по «Приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры через музыкально – театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни – лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Петрова В.Г. Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к театру, литературе, музыке, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через театрализованную игру, фантазирование, сочинительство. Всё это детям может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Цель: актуализация театрализованных занятий и развлечений по русской народной культуре в работе с дошкольниками. Задачи: -Приобщать детей дошкольного возраста к театральной культуре, знакомить с различными видами театров, народным творчеством и традициями русского народа, учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи. - Развивать психофизические процессы (восприятие память, внимание, воображение); - Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре русского народа. I Этап работы – подготовительный - Изучение методической литературы - Составление тематического плана - Создание предметно-развивающей среды - Подбор дидактических и наглядных пособий II Этап работы – основной III Этап - работа с родителями
Направление работы: - Предметно-развивающая среда - Знакомство с разными видами театров: - ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР - ТЕАТР КАРТИНОК - КОНУСНЫЙ ТЕАТР - ТЕАТР ТОПОТУШКИ и ТЕАТР ТЕНЕЙ Народное творчество и традиции русского народа Знакомство с народными традициями и культурой можно осуществлять с помощью игр-драматизаций. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Театральные игры Знакомлю детей с традициями русских народных праздников. Почему именно праздники? Праздник – это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей «МАСЛЕНИЦА». Патриотическое воспитание «Встреча с военным в преддверье 23 февраля. Ознакомление с русскими народными обычаями и обрядовыми праздниками, с народной игрой, происходит через игру на русских народных инструментах. Проводились беседы с детьми, рассматривали картины, иллюстрации с разными видами декоративного искусства». В нашем детском саду есть «Мини-музей», мы проводим экскурсии в музей для знакомства с бытом наших предков. Знакомство с элементами русского народного костюма.Играли в русские народные игры: «Перетяни канат», «Жмурки», «Петушки», «Ручеёк» … В группе с детьми и родителями реализован проект посвящённый «Кубанскому народному творчеству». Анализ полученных результатов: В своих занятиях, беседах я использовала разные виды фольклора (сказки, песенки, запевки, заклички, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Старшие дошкольники по своей инициативе, самостоятельно для малышей проводили драматизацию сказки. Хорошо когда ребёнок соприкасается с историей народной культуры в том числе и Кубанской в процессе образовательной деятельности, просмотре презентаций, чтении художественной литературы и др., но гораздо важнее, когда он сам становится участником тех или иных событий, испытывая волнение и душевный трепет, это оставляет след в его сердце и останется навсегда. Воспитание бережного отношения к самому главному продукту питания на Кубани – хлебу является ключевой задачей. К хлебу у нас всегда относились очень бережно. Нельзя было выбрасывать хлеб, сорить хлебом, оставлять недоеденные куски – не то случится неурожай и голод. Для решения этой задачи я подобрала стихотворение В. Лукши (игра - драматизация «Легкий хлеб» по стихотворению В. Лукши). Участие родителей в жизни ДОУ Проводилась работа с родителями по наполняемости предметно-развивающей среды в театрализованном центре. Вывод: Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования. Всё, что связано с народной культурой, человек должен узнавать и постигать на протяжении всей жизни. Дети легче познают информацию через театрализованную деятельность.
Используемая литература 1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.-№4. С. 28-35. 2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр, 2003. 3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999. 4. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11. – С. 20-24. 5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород.: Изд-во Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. 6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000. 7. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб., 1998 8. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».