Из опыта работы методические рекомендации «Влияние художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников». |
Содержание - Дошкольное образование |
Мосиенко Элла Вениаминовна, Размета Татьяна Евгеньевна, воспитатели МАДОУ детский сад №10 муниципального образования Каневской район Краснодарский край. Дата публикации: 05.03.2018 Из опыта работы методические рекомендации «Влияние художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников»
Нравственное развитие – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника. Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира; человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Актуальность и значимость проблемы на современном этапе повлияла на выбор темы моей работы «Влияние художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников». Объект исследования: воспитание гуманных чувств у старших дошкольников. Предмет исследования– процесс влияния художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников. В соответствии с проблемой и предметом исследования поставлены следующие задачи: 1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания гуманных чувств у дошкольников; 2.Изучить характер воздействия художественных произведений на эмоциональную сферу дошкольников; 3.Систематизировать художественные произведения для старших дошкольников по воспитанию гуманных чувств; 4.Экспериментальным путём проверить эффективность использования художественных произведений в воспитании гуманных чувств старших дошкольников; На первом этапе (2015-2016гг.) была определена область исследования и в первичном виде его проблема, изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. К концу этого этапа была сформулирована общая гипотеза исследования: процесс влияния художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников будет успешным, если: грамотно отбирать произведения, оказывающие на ребёнка моральное, нравственное воздействие; содержание произведения будет соответствовать воспитательным задачам; осознание нравственного смысла произведения будет осуществляться через комплексное использование разнообразных педагогических методов и приёмов. На втором этапе исследования (2016-2017гг) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы исследования в процессе специально организованной опытной работы. В ходе этой работы мы направили усилия на реализацию гипотезы исследования и вытекающих из неё методических рекомендаций. Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе МАДОУ детский сад №10 станицы Каневской. Она была посвящена изучению влияния художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения, а также разработке плана работы по использованию художественной литературы в воспитании гуманных чувств дошкольников для работы педагогам с детьми 2017-2018 учебном году. Работа проводилась поэтапно. На ступени I этапа, предполагался подбор материала для проведения диагностики. Основная задача диагностики – выявление сформированности гуманных чувств у детей старшего возраста. На II этапе с учётом результатов диагностики, была разработана программа воспитания гуманных чувств у старших дошкольников посредством художественной литературы. Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Наиболее удобной для практических целей является классификация К.Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: страх, стыд, вина, интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение. Остальные эмоции согласно этой теории являются произвольными. Особенности внешнего проявления будем определять по мимике, пантомимике, «вокальной мимике», выражению эмоций по интонации, тембре, ритме, вибрации голоса. В заключение опытно-экспериментальной работы подведены выводы: о подтверждении или опровержении выдвинутой в ходе работы гипотезы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития, воспитание чувств в дошкольном возрасте тесно связано с развитием у детей эмоционального отношения к миру. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявление подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. В дошкольном возрасте происходит усвоение норм, правил поведения, формирование самооценки приводит к тому, что само выполнение или невыполнение этих норм начинает переживаться ребёнком, вызывать у него чувство гордости, радости или огорчения, стыд и т.д. Психологическую основу гуманного отношения к другим составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам. Невоспитанность, неразвитость чувств ребёнка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Особая роль в воспитании гуманных чувств у детей принадлежит художественным произведениям. Художественная литература развивает мышление, воображение, обогащает эмоции, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Необходимо создать условия для развития гуманных чувств, как в семье, так и в МАДОУ. В соответствии с предметом исследования был составлен план исследования, который включал констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Основная цель: изучить влияние художественных произведений на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников. Констатирующий эксперимент позволил выявить наличие в экспериментальной группе 46,3% детей с высоким уровнем развития гуманных чувств (7 человек). В формирующем эксперименте была подобрана, разработана иапробирована развивающая программа, направленная на развитие гуманных чувств старших дошкольников. В качестве основных приёмов и методов использовались методы, которые предложены современными учеными: -беседы на моральные темы; -чтение и последующий анализ художественных произведений; -упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного с помощью ролевой гимнастики; -обсуждение и проигрывание проблемной ситуации; просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов; -слушание или пение детских песен; -рисование на заданную тему. Эффективность проведённой работы была подтверждена результатами контрольного эксперимента, в ходе которого была определена динамика повышения гуманных чувств у старших дошкольников. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 30%. Результаты контрольного эксперимента и теоретический анализ проблемы позволил сделать вывод, что гуманные чувства детей можно развивать при систематической работе и создании развивающей среды в МАДОУ детский сад №10. Полученные результаты подтверждают эффективность и необходимость проведённой работы, а также выдвинутую гипотезу: процесс формирования гуманных чувств посредством художественной литературы у старших дошкольников будет протекать эффективно, если с детьми систематически проводить НОД, направленные на формирование гуманных чувств и помогающие детям распознавать эмоции и управлять ими. Практическая значимость проведённой работы заключается в том, что можно рекомендовать МАДОУ детский сад №10серию развивающее - тематических ОД, а также рекомендации педагогам для организации развития развивающей среды в группе.
ЛИТЕРАТУРА 1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /под ред. Виноградовой,2-е изд., исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1989. 2. Грищенко 3. Ребенок и книга //Дошкольное воспитание, 2000, №3. 5. Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства.//Дошкольное воспитание, 2004, №8. 3 Дерманова И.В. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - Издательство «Речь», 2002, 176с. 4. Запорожец А.В. Воспитание эмоции и чувств у дошкольника. - М.,1985. 5. Запорожец А.В. Психология воспитания ребенком-дошкольником литературного произведения: Избранные психологические труды. - М.,1986, т.1, с.66. 6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2002 7. Конилева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985. 8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997. 9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996. 10. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. - Киев, 1988. 11. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-7 лет. - М.:АРКТИ, 2003,79с. 12. Семенака С.И., Тупичина Е.А. Игровые методы агрессивного поведения детей: Практическое пособие. - Армавир, 2003. 13. Тумина Л. Салат из сказок//Обруч, 1997, №4 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».