Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7459226
Из опыта работы методические рекомендации «Влияние художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников».
Содержание - Дошкольное образование

Мосиенко Элла Вениаминовна, Размета Татьяна Евгеньевна, воспитатели МАДОУ детский сад №10 муниципального образования Каневской район Краснодарский край. 
Нравственное развитие – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира; человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.


Дата публикации: 05.03.2018


Из опыта работы методические рекомендации

«Влияние художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников»

Картинки по запросу гуманность

 

     Нравственное развитие – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.

Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира; человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Актуальность и значимость проблемы на современном этапе повлияла на выбор темы моей работы «Влияние художественной литерату­ры на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников».

Объект исследования: воспитание гуманных чувств у старших до­школьников.

Предмет исследования– процесс влияния художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников.

В соответствии с проблемой и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по про­блеме воспитания гуманных чувств у дошкольников;

2.Изучить характер воздействия художественных произведений на эмоциональную сферу дошкольников;

3.Систематизировать художественные произведения для старших до­школьников по воспитанию гуманных чувств;

4.Экспериментальным путём проверить эффективность использования художественных произведений в воспитании гуманных чувств стар­ших дошкольников;

На первом этапе (2015-2016гг.) была определена область исследования и в первичном виде его проблема, изучалась психолого-педагогическая лите­ратура по проблеме исследования. К концу этого этапа была сформулирована общая гипотеза исследования: процесс влияния художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников будет успешным, если:

грамотно отбирать произведения, оказывающие на ребёнка моральное, нравственное воздействие;

содержание произведения будет соответствовать воспитатель­ным задачам;

осознание нравственного смысла произведения будет осущест­вляться через комплексное использование разнообразных пе­дагогических методов и приёмов.

На втором этапе исследования (2016-2017гг) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы исследования в процессе специально организованной опытной работы. В ходе этой работы мы направили усилия на реализацию гипотезы исследования и вытекающих из неё методических рекомендаций.

         Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе МАДОУ детский сад №10 станицы Каневской. Она была посвящена изучению влияния художественной литературы на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения, а также разработке плана работы по использованию художественной литературы в воспитании гуманных чувств дошкольников для работы педагогам с детьми 2017-2018 учебном году.

Работа проводилась поэтапно.

На ступени I этапа, предполагался подбор материала для проведения диагностики. Основная задача диагностики – выявление сформированности гуманных чувств у детей старшего возраста.

На II этапе с учётом результатов диагностики, была разработана программа воспитания гуманных чувств у старших дошкольников посредством художественной литературы. Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Наиболее удобной для практических целей является классификация К.Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: страх, стыд, вина, интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение. Остальные эмоции согласно этой теории являются произвольными. Особенности внешнего проявления будем определять по мимике, пантомимике, «вокальной мимике», выражению эмоций по интонации, тембре, ритме, вибрации голоса.

В заключение опытно-экспериментальной работы подведены выводы: о подтверждении или опровержении выдвинутой в ходе работы гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития, воспитание чувств в дошкольном возрасте тесно связано с развитием у детей эмоционального отношения к миру. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявление подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы огра­дить их от беспокойства, огорчения. В дошкольном возрасте происходит усвоение норм, правил поведения, формирование самооценки приводит к тому, что само выполнение или невы­полнение этих норм начинает переживаться ребёнком, вызывать у него чув­ство гордости, радости или огорчения, стыд и т.д. Психологическую основу гуманного отношения к другим составляет складывающаяся в общении и со­вместной деятельности определенная готовность субъекта чувствовать, пере­живать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам. Невоспитанность, неразвитость чувств ребёнка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Особая роль в воспитании гуманных чувств у детей принадлежит худо­жественным произведениям. Художественная литература развивает мышле­ние, воображение, обогащает эмоции, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Необходимо создать условия для развития гуманных чувств, как в семье, так и в МАДОУ.

В соответствии с предметом исследования был составлен план иссле­дования, который включал констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Основная цель: изучить влияние художественных произведе­ний на воспитание гуманных чувств у старших дошкольников.

Констатирующий эксперимент позволил выявить наличие в экспери­ментальной группе 46,3% детей с высоким уровнем развития гуманных чувств (7 человек). В формирующем эксперименте была подобрана, разработана иапробирована развивающая программа, направленная на развитие гуманных чувств старших дошкольников. В качестве основных приёмов и методов ис­пользовались методы, которые предложены современными учеными:

-беседы на моральные темы;

-чтение и последующий анализ художественных произведений;

-упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного с помощью ролевой гимнастики;

-обсуждение и проигрывание проблемной ситуации; просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов;

-слушание или пение детских песен;

-рисование на заданную тему.

Эффективность проведённой работы была подтверждена результатами контрольного эксперимента, в ходе которого была определена динамика по­вышения гуманных чувств у старших дошкольников. Количество детей с вы­соким уровнем увеличилось на 30%.

Результаты контрольного эксперимента и теоретический анализ про­блемы позволил сделать вывод, что гуманные чувства детей можно развивать при систематической работе и создании развивающей среды в МАДОУ детский сад №10. Полу­ченные результаты подтверждают эффективность и необходимость прове­дённой работы, а также выдвинутую гипотезу: процесс формирования гу­манных чувств посредством художественной литературы у старших дошко­льников будет протекать эффективно, если с детьми систематически прово­дить НОД, направленные на формирование гуманных чувств и помогаю­щие детям распознавать эмоции и управлять ими.

Практическая значимость проведённой работы заключается в том, что можно рекомендовать МАДОУ детский сад №10серию развивающее - тематических ОД, а также рекоменда­ции педагогам для организации развития развивающей среды в группе.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.   Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /под ред. Виноградовой,2-е изд., исправленное и дополненное. - М.: Просвеще­ние, 1989.

2.   Грищенко 3. Ребенок и книга //Дошкольное воспитание, 2000, №3.

5.   Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства.//Дошкольное воспитание, 2004, №8.

3    Дерманова И.В. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - Издательство «Речь», 2002, 176с.

4.   Запорожец А.В. Воспитание эмоции и чувств у дошкольника. - М.,1985.

5.   Запорожец А.В. Психология воспитания ребенком-дошкольником лите­ратурного произведения: Избранные психологические труды. - М.,1986, т.1, с.66.

6.   Ильин   Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2002

7.   Конилева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.

8.   Клюева    Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.

9.   Кряжева    Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.

10. Лаврентьева      Г.П. Культура общения дошкольников. - Киев, 1988.

11. Семенака     С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционно­-развивающие занятия для детей 5-7 лет. - М.:АРКТИ, 2003,79с.

12. Семенака     С.И., Тупичина Е.А. Игровые методы агрессивного поведе­ния детей: Практическое пособие. - Армавир, 2003.

13. Тумина    Л. Салат из сказок//Обруч, 1997, №4

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР