Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7419742
Проект «Кубань — земля родная». Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Содержание - Дошкольное образование

Размета Татьяна Евгеньевна, воспитатель МАДОУ детский сад №10  муниципального образования Каневской район Краснодарский край. 
Современные дети мало знают о родной станице, городе, стране, особенностях народных традиций, природе родного края, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа по проблеме нравственно-патриотического воспитания в ДОУ и семье.


Дата публикации: 05.03.2018


Проект «Кубань — земля родная».

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Похожее изображение

Пояснительная записка

Край родной Кубанский-

Родина моя,

В этом крае выросла

Вся моя семья.  

                               (Ян Гришин)

Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Кубани, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций.

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, мною выявлены следующие проблемы:

- дети имеют поверхностные знания о родной станице Каневской, Краснодарском крае, о Родине в целом;

- родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родной станицей станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Мы живём и работаем в станице, расположенной в северной части Краснодарского края. Наш Кубанский край богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные народы.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родной станице, городе, стране, особенностях народных традиций, природе родного края, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа по проблеме нравственно-патриотического воспитания в ДОУ и семье.

Тема проекта«Кубань – земля родная».

Вид проекта: духовно-нравственный, познавательный

Цель проектавоспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:

- формировать знания детей о родной станице, крае, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани.

- познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;

- дать представление о возникновении станиц и хуторов;

- совершенствовать знания о своей родной станице;

воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине;

воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани, к истории народов;

- формировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения;

воспитать в детях черты гражданина своего Отечества;

- активизировать и обогащать словарь старших дошкольников об окружающем мире.

Гипотеза: Если грамотно организовать и систематически проводить работу по воспитанию у детей Любви к своей Родине, природе, приобщать к традициям и культуре, привлекать к этой работе родителей, то процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников будет осуществляться более эффективно по сравнению с массовой практикой.

Объект: Процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Предполагаемый результат:

Дети:

1. Сформированные представления о Родине, крае, станице.

2. Общее представление о территории Краснодарского края.

3. Знакомство с ландшафтом края, городами, достопримечательностями.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Развитие навыка социального общения со взрослыми.

6. Повышение гражданской позиции участников проекта.

Родители:

1. Дети и родители станут активными участниками в выставках, конкурсах, досугах и развлечениях.

Педагоги:

1. Педагоги и родители пополнят знания о традициях, народно – прикладном искусстве, народных костюмах, истории родного края.

Участники проектадошкольники старшей группы, родители, воспитатель.

Сроки реализации проекта: долгосрочный, 1год.

Условия реализации проекта:

Ознакомление дошкольников с родной станицей, краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей основной образовательной программы дошкольного образования, решаемых на фоне краеведческого материала.

Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни станицы, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родной станицы, (выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству родной станицы, охране природы и т. д.).

Привлечение детей к участию в районных праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День станицы, День Матери-Казачки, День урожая, День защиты детей, Масленица, праздник Светлой Пасхи и др.). Создание такой предметно-пространственной развивающей среды в группе и на участке, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (кубанский уголок в группе, «Мини-музей Кубанского казачьего быта», предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).

Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Кубани должны передаваться детям.

Использованные ресурсы:

Интерактивная доска

Ноутбук Lenovo

Мощный мультимедийный проектор

Мультимедийная установка

Фотоаппарат 

Музыкальный центр Panasonic

Мультимедиаресурсы

- видеофрагменты«Фильм о Каневском районе» («Откуда хлеб пришел», видеофрагмент «Откуда берется молоко».

- презентации«Путешествие в прошлое нашей станицы»,

- фотографии.

Этапы реализации проекта

Данный проект реализовывался в совместной деятельности воспитателя с детьмивоспитателя с родителями, самостоятельной деятельности детей. Экскурсии, тематические прогулки проводились в первую половину дня, а беседы, игры, развлечения проходили во второй половине дня, 2-3 раза в неделю, состоит из следующих тематических блоков:

1. Станица милая моя.

2. Символика Краснодарского края и станицы Каневской.

3. Культурное наследие Кубани.

4. Природа Краснодарского края.

Необходимо учитывать, что «круг тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания станицы ребенком за счет рассмотрения улицы, дома с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным краем, должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику Кубани, достойному гражданину своей Родины.

Образовательная деятельность по данному проекту строилась в соответствии с вариативной частью основой образовательной программы дошкольного образования.

Выводы

Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них наблюдательности, выделением сходственных признаков изучаемых предметов и явлений, нахождением черты сходства и отличия, классификации, умению делать обобщения и выводы. В результате внесенных изменений в организацию и содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста значительно расширился кругозор детейвозрождается добрая традиция – передавать игровой опыт прежних поколений.

Литература:

1. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. «Родной край», М. Просвещение, 1990г.

2. Зеленова Н. Г. Осипова Л. Е «Мы живем в России», М. ООО Издательство Скрипторий, 2007г.

3. Лотышев И. П. Сердечная В. В. «Мой край родной», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2013г.

4. Паскевич Н. Я «Любимый уголок земли», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2005г.

5. Рапушняк В. Н. «Родная Кубань», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2004г.

6. Степанов В. «Моя Родина – Россия», М. ООО Издательство Фламинго, 2004г.

7. Шорыгина Т. А. «Наша Родина - Россия», М. Творческий Центр СФЕРА 2013г.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР