Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872610
Статья из опыта работы «Русская зрелищная культура в детском саду».
Содержание - Дошкольное образование

Беденко Ирина Геннадиевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Вишенка», г. Норильск, Красноярского края. 
Автор статьи раскрывает, как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать у детей представления о русской культуре, патриотические и нравственные основы личности. В статье описаны подходы, этапы работы и методические приемы ознакомления дошкольников с народной культурой через театральную деятельность. Тематической основой выбран русский балаганный театр. Представлен сценарий музыкально-фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста.

 


 

Дата публикации: 05.03.2018


 

Русская зрелищная культура в детском саду

 

В последнее время в нашей стране произошли коренные изменения в обществе и стал заметен все нарастающий интерес к материальной и духовной культуре России. Дошедший до нас мир народной культуры впитал в себя систему ценностей и убеждений, выработанную временем, донес устойчивые представления народа о любви, долге, нравственности, чести, патриотизме. И сегодня мы обязаны сохранить этот опыт и мудрость, накопленные предыдущими поколениями.

Основываясь на этом, мы начали заниматься экспериментальной деятельностью по теме «Комплексное использование средств народной педагогики в процессе освоения дошкольниками смыслового поля народной культуры». В своей работе мы ориентировались на сущностное ядро духовной культуры человечества: миф, сказку, устное народное творчество, систему традиционного народного бытия, народное искусство, народное миропонимание, систему знаний о природе, народную педагогику. В нашем детском саду обращение воспитателей к народным истокам и фольклорному искусству уже стало традицией. Русский фольклор, как источник чистых, незамутненных образов, доступных пониманию детей, помогает пробудить их интерес к народным обычаям, традициям, культуре, к истории родного края.

Одной из задач эксперимента стало формирование у старших дошкольников представлений о балаганном театре. Но что такое балаганный театр? Откуда он пришел? Как развивался? Какова его ценность? Во всем этом нам только предстояло разобраться и определить систему работы с детьми.

В русской народной пословице говорится: «Век живи – век учись», и я занялась самообразованием. Изучая литературу, я с интересом узнала, что балаганный театр «родила» русская зрелищная культура, которая занимала в жизни народа заметное место. Что в народных ярмарочных и городских гуляниях и увеселениях находили свое отражение вкусы и интересы соответствующего времени, закладывались основы будущего профессионального театра, эстрады и цирка; проявлялся и утверждался характер русского человека.

Ознакомление дошкольников с русской зрелищной культурой проходило

в два этапа. Первый этап работы - историко-познавательный. В течение

года я знакомила детей с такими темами:


1.Что такое ярмарка?

2.Самая большая в России Нижегородская ярмарка.

3.Ярмарочные развлечения – горы, качели, карусели.

4.Балаганы, театры – что это такое?

5.Театр-цирк.

6.Народный герой Петрушка, театр Петрушки.

7.Основные персонажи ярмарок – скоморохи, зазывалы и т.д.

8.Торговцы на ярмарке – коробейники, мастеровые и прочие.

9.Наряды персонажей. Русский народный костюм людей разных

10.сословий.

11.Потешная панорама или Раек.

12.Поясная кукольная ширма.

13.Музыканты на ярмарке. Шарманщик.

 

Эту работу я строила по принципу: от простого к сложному, от сегодняшнего дня – в глубину веков. Был собран, систематизирован и апробирован дидактический, игровой и наглядный материал. Совместно с родителями были изготовлены макеты балагана и шатра, шарманки, прилавков, гор, качелей, каруселей, сделана потешная панорама, сшиты поясная ширма и наряды персонажей ярмарки, перчаточные куклы –

Петрушка и скоморох Митрофанушка.

Занятия проводились в различной форме: традиционное, путешествие, игра, выставка, диалог, театрализованное представление. Их местом проведения были то горница, устроенная в нашем детском саду, то группа, то театральная гостиная, то музыкальный зал. Некоторые занятия были объединены общей сюжетной линией, во всех были использованы игровые моменты, сюрпризы. Тетушка Меланья (воспитатель) и кукольный герой – скоморох Митрофанушка во время чтения, рассказывания, беседы, народного диалога знакомили детей с новой информацией, используя русский фольклор, народную музыку, необходимую наглядность, русские народные игры – подвижные забавы, хороводы.

В результате этой деятельности у детей пополнился словарный запас, расширился кругозор, возникла потребность в новых знаниях, совершенствовались нравственные качества детей, они стали осознаннее относиться к окружающему миру и к себе, у них появилось желание стать лучше, то есть были созданы все условия для развития ребенка как личности.

Второй этап приобщения детей к русской зрелищной культуре - театрализованный. Систематизировав фольклорный материал, я определила оптимальное сочетание приемов и методов в процессе театрализации. До экспериментальной деятельности я вела в дошкольном учреждении работу по развитию эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей в процессе театральной отзывчивости и творческих способностей детей в процессе театральной деятельности, и у меня накопился большой опыт работы в этом направлении. Была проведена предварительная работа с родителями воспитанников: изготовлены декорации, реквизит, ярмарочная атрибутика и так далее. Театрализованные игры были включены ежедневно во все формы организации педагогического процесса, учитывалась их содержательность, разнообразие. Я стремились к развитию максимальной активности детей в их сотрудничестве друг с другом и со взрослыми, использовала музыкальное сопровождение

           Театрализованная деятельность проходила в следующих формах:

1.Разыгрывание народных диалогов.

2.Инсценирование детского фольклора.

3.Обучение приемам кукловождения.

4.Пальчиковые игры.

5.Упражнения из серии «Расскажи стихи руками»

6.Игры – превращения (в животных, торговцев и т.д.).

7.Режиссерские игры с персонажами ярмарки (перчаточные куклы, настольные и        различные самодельные театры).

8.Русские народные игры – подвижные забавы, хороводы.

9.Этюдная работа над ролями.

10.Драматизации русских народных сказок.

11.Постановка кукольного спектакля.

12.Проведение русских народных досугов – посиделок, потешных вечеров и т.д.


При этом я учитывала индивидуальные особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.

Результате работы дети стали более уверенными в себе, активными, эмоционально отзывчивыми. Речь детей стала более выразительной, такие психические процессы как память, внимание, восприятие, воображение поднялись на более высокий уровень. Все это дало детям возможность реализовать свой творческий потенциал в проведении большого русского праздника «Ярмарка-именинница». Я предлагаю вашему вниманию сценарий, который я написала специально к этому народному гулянию.

 

«Ярмарка – именинница»

Сценарий народного праздничного гуляния для детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель праздника: углубить знания детей о традициях русского народа.

Задачи праздника:

  • закрепить и расширить знания детей об особенностях народных
  • праздников на примере ярмарки;
  • сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через
  • инсценирование, игру, речевое творчество, пение, движение и
  • музицирование на народных инструментах;
  • активизировать личностные качества детей;
  • вызвать у детей положительные эмоции: удовольствие, радость, - от
  • встречи с праздником.

 

Оснащение:

  • ТСО: музыкальный центр;
  • музыкальные инструменты (ложки, бубны, свистульки, рубели,
  • трещотка, шаркунки, коробочка и др.);
  • поясная ширма;
  • куклы-перчатки «Петрушка» и «Барбос»;
  • товары на лотках;
  • два хороводных колеса с лентами;
  • потешная панорама.

 

Действующие лица:

Взрослые:

Тетушка Меланья – ведущая

Кукольник

Медведь

Дети:

Скоморохи Фома и Ерема

Зазывалы Тюха и Матюха

Цыгане

торговцы

Описание: Зал оформлен в стиле русской народной ярмарки: по центру декорации балагана. Справа и слева от балагана и двери – нарядные арки, у стены и окон – торговые ряды. Все участники праздника, взрослые и дети одеты в русские народные костюмы. Сидят гости.

В зал выходят тетушка Меланья и скоморохи.

Меланья: Здорово ребятки!

Фома: Здорово!

Ерема: Здорово!

Меланья: Откуда путь держите?

Фома и Ерема: Из города Ростова!

Меланья: Веселые, вижу, вы ребята!

                 Как живете-можете?

Фома: Живем – спешим, людей смешим…

Меланья: Вот это молодцы вы, скоморохи. А сами-то откуда будете?

Вместе: А мы – ватага с Воробьевых гор!

Меланья: А куда вы сейчас собрались?

Вместе: На ярмарку! Айда с нами, не пожалеете!

Меланья: А далеко ли у вас ярмарка?

Фома: Ярмарка?! Да вот она, глядите!

Ерема: Нынче наша ярмарка – именинница!

Выскакивают зазывалы

Тюха:    Ярмарка! Ярмарка!

Огневая, яркая!

Плясовая, жаркая!

Глянешь налево – лавки с товаром!

Глянешь направо – веселье даром!

Солнце яркое встает, спеши на ярмарку, народ!

Матюха: Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!

                 Все на ярмарке найдешь!

                 Без покупки не уйдешь!

Дети с русской народной песней «Как у наших у ворот», приплясывая, входят в зал. В руках различные русские народные музыкальные и шумовые инструменты, шары, флажки, свистульки. Затем садятся на специальные места.

Песня «Как у наших у ворот»

 

1.Как у наших у ворот

Собирается народ.

Ай, люли – у ворот,

Ай, люли – у ворот.


2.Как на ярмарке с утра

Разыгралась детвора.

Ай, люли – да с утра,

Ай, люли – да с утра.


3.Тут торговцы, да с товаром,

Продают почти что даром.

 

        Ай, люли – да с товаром,

         Ай, люли – да с товаром.


          4.Будем петь здесь и плясать,

Будем мы гостей встречать.

          Ай, люли – и плясать,

          Ай, люли – и плясать

 

  1. Как у наших у ворот

          Ярмарка уж всех зовет.

          Ай, люли – у ворот,

          Ай, люли – у ворот.

 

Ансамбль воспитателей исполняет русскую народную песню «Субботея»

Меланья:

А народ: и мал, и стар, -

На базар, как на пожар!

С ближних, дальних деревень,

Все идут, кому не лень!

Дети инсценируют потешки


А та-ри-та-ри-та-ри!

Куплю Маше янтари!

А останутся деньги?

Куплю Маше серьги!

А останутся пятаки?

Куплю Маше сапоги!

А останутся грошики?

Куплю Маше ложки!

А останутся полушки?

Куплю Маше подушки!

А семечки? Сенечке!

А прянички? Танечке!

А орешки? Микешке!

А жамульки? Окульке!

А оладушки? Бабушке!

А старичку? Табачку!

А Ванюшке – дружку?

В рученьки – по пирожку!

 

Не плачь, не плачь, -

Куплю калач.

Не плач, дорогой, -

Куплю другой.

Не плач, не кричи, -

Куплю тебе три!

 

Кто ты будешь?

Елизар.

Куда едешь?

На базар.

Что везешь?

Рожь.

Что возьмешь?

Грош.

Что купишь?

Блин.

С кем съешь?

Один.

Не ешь один, не ешь один.

 

Тили-тили, Макарьевна.

Тили-тили, Захарьевна.

Тили-тили, куда пошли?

Тили-тили, на рыночек.

Тили-тили, что купить?

Тили-тили, подарочек.

Тили-тили, кого дарить?

Тили-тили, кухарочек.

 

Вот пойду я на базар,

Прикуплю домой товар:

Родной матушке – платок,

По середочке цветок,

Братьям – соколам –

По козлиным сапогам,

Сестрицам – лебедицам –

Да по новым рукавицам!

 

Уж ты, бабушка Арина!

Ты куда, куда ходила?

На базар ходила,

Себе ведерко купила. Что

Что дала?

Рубль дала,

Коромысел – полтора. мост мостить?

В гости к козоньке ходить.


  

Козлик на базар пошел,

Козлик косу нашел.

На что тебе коса?

Мураву-траву косить.

На что траву косить?

Доброго коня кормить.

На что коня кормить?

Дубовый лес возить.

На что лес возить?

Через речку мост мостить.

На что мост мостить?

В гости к козоньке ходить.

 

Фома:

Ай, люли, люли, люли

Карусель видна вдали!

Ерема:

Идут кататься нянюшки,

И Ванюшки, и Танюшки!

Тюха:

Тятеньки и папеньки,

Вы куда шагаете?

Шли бы вы на карусель –

Место прозеваете!

Матюха:

Барыни-сударыни,

Шляпы трехэтажные,

Вас кататься не возьмем:

Вы уж очень важные.

Игра «Карусель»

Фома:

Мало мест на карусели:

Все хотели, да не сели.

Ерема:

Для таких гостей у нас

Грянет музыка сейчас!

Тюха:

Приглашаем всех к нам,

В музыкальный балаган!

Матюха:

Громче музыка играй

И гостей забавляй!

Играет русско-народная «Ах вы, сени, мои сени», на ее фоне ансамбль мальчиков играет на ложках и бубнах.

Меланья:

А где же красны девицы?

Выходите из ворот,

Заводите хоровод!

Дети поют, а девочки разыгрывают русскую народную песню «Выходили красны девицы»

Фома:

Развеселый вышел пляс,

Здесь на празднике у нас.

Ерема:

Ты и дальше не скучай,

А гостей привечай.

Меланья:

А теперь, честной народ,

Мишка в гости к нам идет!

Обряд «Вождение медведя». Цыгане выводят медведя, бьют в бубны.

1 цыган:

Наш медведь не простой, а ученый.

Он в разных краях побывал,

Всяких людей повидал.

2 цыган:

Мы сейчас вам с охотой об этом расскажем

А Михайло Иваныч, как умеет, покажет.

Скоморохи выбивают дробь на барабане, играют на шумовых инструментах, медведь кружится, машет передними лапами, трясет головой, ревет.

1 цыган:

Ну-тка, Мишенька Иваныч,

Родом знатный боярыч,

Ты ходи – расходись,

Добрым людям поклонись!

2 цыган:

Ходи, не спотыкайся,

Вперед подавайся,

Ходи на празднике нашем,

Гуляй – развлекайся!

1 цыган: Поклонись, Мишенька, простому народу, да покажи нам свою науку, чему тебя хозяин обучал и каких людей на свете примечал.

2 цыган: Покажи нам, Мишенька, ярославскую кумушку – тетку Акулину.

1 цыган: Как тетка Акулина толокно толкла, как тесто месила, как блины пекла…

2 цыган:

Пекла, да не испекла!

Только руки обожгла!

Возле печки угорела –

Головушка заболела!

Мужик дает медведю большую миску, он возится с ней, роняет на пол, ревет

1 цыган: Ай, да Мишенька, ай, да молодец! Теперь припомни, как Ванька-меньшой спать не хочет, ревет – плачет. Деда с бабой не слушает!

Медведь валится на спину, дрыгает лапами, ревет

2 цыган: А теперь покажи нам, Мишенька, как красные девицы, боярыни – молодицы, белятся, румянятся, в зеркало любуются. Из под ручки глазками стреляют, женихов побогаче выбирают

Медведь перед зеркалом, которое держит скоморох, передразнивает красных девиц

1 цыган: А теперь я с Мишенькой бороться буду!

Цыган борется с медведем и побеждает его.

Затем еще два ребенка борются с медведем по очереди и побеждают его.

Меланья: Хватит, ребята, угомонитесь. Пусть наш Мишенька отдыхает.

Ерема:

Мишенька, молодец!

Получи-ка леденец!

Угощает медведя

Фома: А нам негоже отдыхать!

Ерема: Будем игры играть!

Меланья: Вот шли – пошли скоморошки, принесли нам игры, да скоморошины.

Русская народная игра «Прянишна доска»

Фома: А у нас затей – сто разных мастей!

Тюха: У нас частушек – сто пудовых кадушек!

Ерема: У нас сказок – сто полных связок!

Матюха: У нас загадок – сто огородных грядок!

Фома: У нас шуток, как в стае уток!

Тюха: У нас небылиц – из всех стран и столиц!

Два ребенка рассказывают небылицы, Меланья показывает потешную панораму с иллюстрациями к небылицам

1: Посидите, гости, побеседуйте.

Как и я, вам, гости, старину скажу.

Старину скажу, да стародавнюю,

В старину было, да все медведь летал,

Да по поднебесью.

Он летит – летит, да хвостом вертит.

2: Послушайте, гости, побеседуйте.

Как и я, вам, гости, почудней скажу.

В старину было – на дубу свинья

Гнездышко свила, яиц снесла.

Яиц нанесла, да детей вывела –

Поросяточек полосатеньких,

Полосатеньких, да хорошеньких.

Они вверх глядят, желуди едят.

Они вниз глядят, полететь хотят.

1: Это еще что!?

2: Это не чудо? Я скажу!

1: Нет, я чудней скажу!

В спор вмешивается кукольник.

Кукольник: А я чудней покажу!

Разыгрывается шуточная сценка.

Дети рассаживаются на ковер, скоморохи садятся рядом.

Зазывалы вместе:

Представление начинается!

Сюда! Сюда! Все приглашаются!

Стой, прохожий, остановись!

На наше чудо подивись!

Звучит веселая музыка, кукольник закидывает поясную ширму над головой.

Над ширмой появляется Петрушка.

Петрушка: Доброе здоровье всем, здравствуйте! В сегодняшний день я прибыл сюда, вас повеселить и посмешить, позабавить, с праздником поздравить. Как поживаете нынче?

Дети: Хорошо!

Фома: Помаленечку.

Петрушка: А у меня горе случилось.

Ерема: Какое же?

Петрушка: Поехал в Москву на ярмарку, торговал камнем, ветром, кирпичом и остался ни при чем…

Фома: А потом?

Петрушка:

         Потом бегом домой воротился,

К самовару наклонился,

Да он от меня убежал.

Ерема: Да что же самовар-то – с ногами?

Петрушка: То есть самовар остался, а кипяток убежал.

Фома: Так и говорил бы, а еще что приключилось?

Петрушка: Собака моя заблудилась.

Ерема: А зачем тебе она?

Петрушка: Поиграться.

Фома: Подраться?

Петрушка: Да нет, поиграться. Но как же ее дозваться?! Помогите, позовите!

Ерема: Как ее зовут?

Петрушка: Барбос – лохматый хвост.

Дети и скоморохи вместе: Барбос, Барбос, покажи свой хвост!

Появляется на ширме кукла-собака.

Петрушка: Как же с ним поиграться?

Фома: А ты позови его к себе.

Петрушка: Барбос! Барбос!

Барбос (зло): Гав-гав!

Петрушка: У какой, пошел прочь!

Ерема: А ты ласково зови.

Петрушка: Барбос, Барбосик, иди ко мне.

Барбос: Гав!

Подбегает и хватает Петрушку за руку

Петрушка: Барбос, рубашку порвешь!

Барбос хватает его за нос

Петрушка: Ой-ой! Барбос! Пропал мой нос!

Барбос убегает, а Петрушка трет свой нос и хнычет.

Фома: Не хнычь, станцуй лучше.

Петрушка: А музыка есть?

Ерема: Музыка-то есть!

Фома: Да что танцевать будешь?

Ерема: Польку? Вальс? Кадриль?

Петрушка: Играй «Барыню»!

Звучит русская плясовая «Барыня»

Петрушка пляшет и припевает:

Ай, да я! Ай, да я! Ай, да барыня моя!

         Ай, да, да! Ай, да, да! Стал я весел, хоть куда!

С окончанием музыки кланяется.

Фома: Ты потрудился, теперь отдохни, на нас посмотри.

Петрушка:

Благодарю за веселье.

Да мне пора на успокоенье.

Прощается и исчезает, кукольник опускает ширму

Тюха: Внимание, внимание! Продолжается веселое гуляние!

Русская народная игра «Веселые музыканты»

Матюха: Эй, не стойте у дверей! Заходите к нам скорей!

Тюха: Идите ногами, смотрите глазами!

Матюха: Платите деньгами, берите руками!

Тюха: На этой ярмарке все, что хочешь купить можно!

Матюха: У каждого продавца прибаутки без конца!

Выходят торговцы с лотками.

Звучит русская народная песня «Коробочка»

Блинник: Вот блины-блиночки, кушайте, сыночки! Кушайте, любимые дочки!

Квасник: Кому квас?! Кому квас?! Холодный квас! Наш квас, только для вас! И всем гостям в самый раз!

Продавец фруктов: Кому яблоки?! Кому груши?! Извольте для пробы покушать!

Коробейник: У дядюшки Якова товары для всякого! Не товар, а сущий клад! Забирай все нарасхват!

Клюковник: Есть клюковка из Мурова от дедушки Бурова! Есть клюковка из Ростова от дедушки Толстова! Эка клюква, эка клюква, удивительна и крупна!

Продавец орехов: Кому орехи?! Кому орехи?! Взрослым для богатства! Детям для потехи!

Игрушечник: У нас игрушечки славные, занятные и забавные! Угодно купить?! Могу уступить!

Пирожник: Пожалуйте, господа почтенные! Пироги у меня отменные! Попробуйте, ну-ка, по пятаку штука!

Хлебник: Подходи, не зевай! Хлеба покупай! Каравай, калачи, пышки, калачи, сайки горячи!

Меланья: Подходи, честной народ, ярмарка у ворот!

Все дети идут на ярмарку, торгуются, покупают товары.

Меланья: Кончилось гулянье! Идем теперь на отдыханье!

Фома: Развеселый вышел пляс, здесь, на празднике у нас!

Ерема:

Ты и дальше не скучай!

Приглашай-ка всех на чай!

С пряниками, сушками,

Пышными ватрушками!

Все уходят на чаепитие в группы.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР