Кузьмина Татьяна Алексеевна – педагог-психолог высшей кв.категории, МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Палех» г.Обнинска, Калужской области. Данное тренинговое занятие из серии ежемесячных встреч по развитию навыков эффективного общения родителей с детьми 4 – 5 лет. На примере предложенных техник родитель, с одной стороны, учится подстраиваться под эмоциональное состояние малыша, отображать и преобразовать его, не давая закрепиться в устойчивое негативное чувство, с другой стороны, обучается эффективному общению с ребёнком.
Дата публикации: 12.03.2018
Конспект занятия для родителей с детьми
в творческой гостиной по теме «Страна настроения»
Участники занятия: дети 4-5 лет с родителями.
Цель: обучение родителей эффективным приёмам регулирования эмоционального состояния ребёнка
Задачи:
1.формирование семейной общности;
2.обучение выражать эмоции в социально-приемлемой форме;
3.обучение навыкам саморегуляции;
4.развитие воображения и творческой активности;
5.развитие мелкой моторики; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Оборудование: кинетический песок, формочки, прозрачные основы, пальчиковые краски (6 цветов), влажные салфетки, магнитофон, запись музыкальных композиций, репродукции картин (6 штук), смайлики-пиктограммы, мыльные пузыри, калейдоскопы.
Ход встречи
Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте встанем вместе в круг и поприветствуем друг друга таким вот образом: я говорю и показываю, а вы повторяете.
1. Упражнение разогрев «Здравствуй друг».
Цель: позитивный заряд на предстоящую совместную работу, настрой на занятие. Участники встают в круг.
Здравствуй друг! - одновременно жмут друг другу руки
Как ты тут? - хлопают по плечу
Где ты был? - берутся за ухо
Я скучал. - показывает на себя, перекрестив руки на груди
Ты пришел? - раскрывают руки в стороны
Хорошо! - обняться, погладить друг друга по спине
2. Игра «Музыкальная картинка»
Задачи: развитие эмоциональной сферы ребёнка, обогащение его эмоционального словаря, принятие ребёнка на языке чувств.
Инструкция: «Вокруг себя повернись, в стране настроения очутись. Раздаю всем калейдоскопы.
Психолог: «Вы видите, как меняются картинки в калейдоскопе, также может меняться и наше настроение. Посмотрите на нашу выставку картин. Это - произведения великих русских художников. В своих картинах они отражали настроение людей. Давайте послушаем музыку и почувствуем, какое настроение передал художник». Психолог держит картину, а дети называют эмоции страха, грусти, злости, обиды, радости, спокойствия и изображают, как грустит мальчик, повернувшись лицом к родителям.
3. Игра «Пиктораммы»
Задача: актуализация эмоционального состояния детей.
Психолог: «А у вас, какое сейчас настроение? Родители и дети выбирают смайлики-пиктограммы. Далее каждый называет своё состояние.
4.Совместное рисование на прозрачной основе. Рисование проходит под музыкальное сопровождение.
Задачи: Актуализировать особенности взаимодействия детско-родительских отношений, уровень открытости и доверия в отношениях, развитие умения договариваться, уступать, умение внимательно следить за действиями ребёнка, подстраиваться под его состояние.
Инструкция: «А вы знаете, что с плохим настроением всегда можно справиться. А как, вы сейчас узнаете. Перед вами прозрачные основы. С помощью пальчиковых красок ребёнок изображает своё настроение, а мамы стараются внести в его рисунок элементы, дополняя образ до позитивного, чтобы получилась общая картина.
Психолог: «Теперь расскажите, как вы делали, и получилась ли у вас общая картина»?
Каждая пара презентует свою работу.
5. Игра с песком «Мои эмоции»
Задача: развитие саморегуляции, снятие страхов, уменьшения тревожности, развитие творческого воображения, мышечная релаксация.
Психолог: А ещё своё плохое настроение можно слепить. Посмотрите, что сегодня я вам принесла. Это космический песок. Какой он на ощупь? Это не простой песок, а волшебный. С помощью этого песка можно научиться справляться со своими страхами, обидами, злостью.
Инструкция: «С помощью песка слепите своё настроение. Мамы тоже могут слепить свою тревогу за детей или посмотреть, как мы будем справляться».
- На что или на кого похожа Юля твоя обида, а твоя грусть, Маша?
- Что хочется с ней сделать? (вы можете расплющить, смять, постучать, смять и сжать её, словно вы выдавливаете сок, как из лимона и т.д.). Когда вы выразили свои эмоции, вы можете вылепить из обиды приятный взору образ, добрый и светлый, и превратить обиду в ёлочку, грибок и т.д.
Психолог: «Теперь вы знаете, как справляться со своим плохим настроением».
6. Тактильная игра «Погодный массаж».
Участники стоят в кругу на ковре, звучит спокойная музыка.
Задачи: тренировка психомоторных функций (мышечная релаксация), снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Психолог: «А вот игра всегда поможет улучшить настроение или поддержать хорошее. Хотите поиграть?»
Инструкция: участники разбиваются на пары (родитель – ребёнок). Родители на спинке малыша выполняют различные движения (постукиваем, похлопываем ребёнка по спинке, пощипываем, поглаживаем), имитируя дождь, снег, ливень и солнце и обнялись.
7. Прощание. Упражнение «Мыльные пузыри».
Задача: способствовать сплочению группы и закрепление положительных эмоций.
Участники образуют круг. Звучит весёлая музыка.
Психолог: «Теперь вокруг себя повернись и снова в группе очутись. А сейчас выберете смайлики, которые соответствуют вашему настроению после того, как вы побывали в стране настроений». Родители и дети выбирают смайлики-пиктограммы. Далее каждый называет своё состояние. Психолог раздаёт каждому мыльные пузыри.
Я рада, что у вас хорошее настроение. Давайте поделимся своей радостью друг с другом: запускаем пузыри, посмотри - светят радуги цвета, пожелаем всем добра! Пришло время прощаться. Спасибо всем за активное участие и хорошее настроение. До свидания!
Литература:
1. Васина Е.Н., Барыбина А.В. «Я+я», «я+Я» - арт – альбомы для семейного консультирования. Комплект (2 арт – альбома+методическое пособие). – М.:Генезис, 2012
2. Справочник педагога-психолога № 2, 2015. Статья Н.М.Курченко, Н.В.Косовой «Использование изотерапии на стекле в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками».
3. Свирска Л.В. 76 рецептов правильного общения с вашим ребёнком. Подсказки родителям и воспитателям. АСТ Москва, 2008.
Анкета для родителей «Обратная связь»
Уважаемые родители!
Просим ответить на вопросы анкеты «Эффективное взаимодействие родителей с детьми». Ваше мнение о прошедшей встрече очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Все Ваши предложения и пожелания будут учтены при составлении программы дальнейшего взаимодействия.
1. Что вам особенно понравилось?
2. Насколько важным для Вас была встреча?
3. Узнали ли Вы что-нибудь новое для себя? Если да, то что именно?
4. Насколько комфортно вы себя чувствовали во время проведения встречи? Отметьте на шкале от 0 до 10
0 10
Комментарии:
Краткая справка
Данное тренинговое занятие «Страна настроения» из серии ежемесячных встреч по развитию навыков эффективного общения родителей с детьми 4 – 5 лет.
Многих родителей волнует, как общаться с ребёнком и вести себя в различных жизненных ситуациях, особенно когда ребенок демонстрирует негативное поведение: капризничает, упрямится, не слушается, закатывает истерики. Моим ответом является, организованный для родителей, тренинг по развитию навыков эффективного общения с детьми.
Весь тренинговый цикл включает в себя 8 занятий: 4 теоретических и 4 практических. Лидия Васильевна Свирская[1] в своих работах выделяет три шага на пути к эффективному общению родителей с детьми – «от осознания причины неприемлемого поведения ребёнка через анализ и понимание к конструктивному решению». Такой поэтапный подход я использую как технологию в развитии навыков эффективного общения родителей с детьми, чередуя встречи лекционного и практического содержания.
Этап «осознания причины» характеризуется необходимыми для родителя теоретическими знаниями о распространенных проблемах детей в возрасте 4 – 5 лет.
Этапы «анализа и конструктивного решения» характеризуются закреплением полученных знаний на практических занятиях в форме игрового тренинга.
Так, например, занятию «Страна настроения» предшествовали лекционные встречи с родителями о возрастных особенностях детей 4 – лет и о роли игры как средства сохранения эмоционального благополучия ребёнка.
Цель тренингового занятия - практическое овладение родителями навыками регуляции эмоционального состояния ребёнка с помощью различных техник.
В начале занятия применялось упражнение «Здравствуй, друг!», направленное на создание положительного эмоционального настроя в группе и упражнение «Калейдоскоп», которое способствует развитию зрительного восприятия и концентрации внимания у детей, а также является сюрпризным моментом.
Далее я актуализировала тему занятия с помощью игровых приёмов «Музыкальная картина» и «Изображаем эмоции». Приёмы направлены на развитие эмоциональной сферы ребёнка, обогащение его эмоционального словаря, принятие ребёнка на языке чувств. Для развития познавательной сферы и слухового внимания были использованы репродукции художников и элементы музыкотерапии. Когда ребёнок начинает осознавать, в каких ситуациях люди злятся, обижаются, пугаются, грустят, или радуются, ему легче понимать эмоциональные реакции других людей и выстраивать своё поведение.
Основная часть занятия предполагает использование элементов изотерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии. Здесь и отрабатываются приёмы эффективного общения. Я продемонстрировала техники – работа с кинетическим песком, совместное рисование на прозрачной основе и тактильная игра. Они помогают ребёнку справиться с негативной эмоцией, затем преобразовать её в положительную, таким образом, гармонизировать эмоциональное состояние. Ведь ребёнок 4 – 5 лет ещё не способен сдерживать себя, требуется помощь взрослого. На этом этапе решаются психопрофилактические задачи, отчасти коррекционные, и каждое занятие для меня является диагностичным.
На примере этой техники родитель, с одной стороны, учится подстраиваться под эмоциональное состояние малыша, отображать и преобразовать его, и не дать закрепиться в устойчивое негативное чувство, а также развивается умение внимательно следить за действиями ребёнка, родитель обучается эмпатии к ребёнку, сочувствию его эмоциональному переживанию. С другой стороны, это самодиагностика– «получается у меня или нет».
Говоря о диагностичном потенциале техники «Рисование на прозрачной основе», стоит отметить, что анализ полученных изображений позволяет психологу актуализировать особенности взаимодействия в диаде «родитель-ребёнок», определить уровень открытости и доверия в отношениях и выработать рекомендации для последующей индивидуальной коррекционной работы.
Во время игры с песком родители учатся приёмам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения: как можно уменьшить тревожность ребёнка, его страхи, развить саморегуляцию и творческое воображение.
Ребёнок в этом возрасте подвижен и активен и ему нужен телесный контакт, внимательное отношение к его нуждам, поддерживающие ласковые слова, чтобы сохранить его эмоциональное благополучие. Иногда переключить внимание ребёнка и организовать его помогают разные тактильные игры, мышечная релаксация. И была проведена тактильная игра «Погодный массаж».
Рефлексия занятия. В процессе занятия родители и дети проговаривают полученные впечатления, рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Вербализация может дать психологу дополнительную информацию для анализа различных проблемных зон в контексте детско-родительских отношений.
В итоге, я подвожу родителей к осознанию того, что мы разрешаем ребёнку выражать эмоции в социально приемлемой форме. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, а не его чувствами, какими бы «нежелательными» они не были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания.
[1] Свирская Л.В. 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком. Подсказки родителям и воспитателям. М.: АСТ, 2008. – 160с.
|