Интеллектуальный экомарафон «Совёнок» для детей старшего дошкольного возраста. (посвящён Году экологии в РФ) |
Содержание - Дошкольное образование |
Тумина Ольга Павловна, Воспитатель I квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыл, Республика Коми.
Дата публикации: 20.03.2018
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЭКОМАРАФОН «СОВЁНОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цель: создание условий для благоприятной социальной ситуации развития детей, стимулирования познавательной активности, развития интеллектуальных способностей и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, формирования основ экологической культуры.
Задачи: - способствовать выявлению, поддержке и развитию способностей интеллектуально одарённых детей; - способствовать развитию любознательности, выявлению и развитию широты кругозора; поддерживать интерес старших дошкольников к познавательной деятельности, интеллектуальным играм; - содействовать повышению познавательного интереса к природе, расширению элементарных представлений из области живой природы и экологии (в т.ч. – о Национальном парке Югыд ва, об отдельных представителях животного и растительного мира Республики Коми, занесённых в Красную книгу); - содействовать воспитанию ценностного, бережного отношения к природе; - способствовать развитию инициативы, самостоятельности и коммуникативных умений детей: умения слушать другого, работать в группе, проявлять взаимопомощь, лидерские способности и т.д. - создать условия для развития у дошкольников чувства уверенности в собственных силах, умение быстро адаптироваться к новым условиям;
Предварительная работа:
Подготовка музыкального зала: столы по количеству команд-участников (на каждом столе - кнопка-звонок либо колокольчик и таблички с названием и логотипом детских садов); стулья (по количеству детей); стулья для зрителей; стол и стулья для жюри. Оборудование и материал: карточки с вопросами - заданиями; картинки разрезные для игры «Танграм»; шарики красного цвета, ракетки для бадминтона (для подвижной игры); призы: большая сова (для команды победителей, маленькие совы для команд - участников; значки с логотипом игры для детей), грамоты; оценочные листы и карандаши/ручки для жюри. Музыкальный центр; фонограммы.
Примечание: Игра проводится в музыкальном зале. На игру приглашаются дети и педагоги ДОО города, корреспондент районной газеты «Сияние Севера», представители национального парка «Югыд ва», представители управления образования АГО «Вуктыл».
Сценарий игры
1 Часть. Начало игры. Ведущий 1: День необычный сегодня у нас. Мы искренне рады приветствовать вас! На марафон собралась детвора. Его начинать настала пора!
Ведущий 2: Что можем мы для экологии Реальное сделать сейчас? Её положения многие Нас очень волнуют подчас. К природе сердца прикасаются. Её охранять нам пора! И наш марафон начинается- Стартует…ЭКО-игра!
Ведущий1: Игру свою «Совёнок» мы назвали, Себя и сад сегодня будет представлять. Ведущий 2: Встречайте, друзья, наши команды! Ведущий 1: (представление 1-й команды) Этот ключик непростой, Это ключик золотой. В мир таинственный, прекрасный Дверь откроет без труда. За победой - это ясно- К нам пришли они сюда! - Встречаем команду детского сада «Золотой Ключик»! (звучит музыка; дети детского сада подходят к своему столу) Ведущий 2: (представление 2-й команды) От солнышка ясного станет всем теплей, А с солнечной командой будет веселей. Выходите, кто смелее, Чтоб смогли вы поскорее Нас улыбками сразить, Ум, смекалку проявить! - Встречаем команду детского сада «Солнышко»! (звучит музыка; дети детского сада подходят к своему столу) Ведущий 1: (представление 3-й команды) Чебурашка – верный друг, Помогает всем вокруг. Этот «лидер - детский сад» Любознательных ребят. Они пришли к нам победить, Лучшими желают быть! - Встречаем команду детского сада «Чебурашка»! (звучит музыка; дети детского сада подходят к своему столу) Ведущий 2: (представление 4-й команды) Дам я вам сейчас подсказку: Очень любим все мы… сказку. Ну а «сказочных» ребят Рад приветствовать детсад! - Встречаем команду детского сада «Сказка»! (звучит музыка; дети детского сада подходят к своему столу) Ведущий 1: (представление 5-й команды) Есть игра «Что? Где? Когда?». Там «Дюймовочка» всегда! Воспитатели играют- Интеллект свой развивают! И увидим мы сейчас: Их ребята – просто класс! - Встречаем команду детского сада «Дюймовочка»! (звучит музыка; дети детского сада подходят к своему столу) Ведущий 1:- Мы рады приветствовать лучших знатоков природы, ее защиты и охраны. (Участники команд садятся за свои столики) Ведущий 2: - Ребята, мы желаем всем вам удачи и смекалки, смелости и находчивости, а вашим командам – сплочённости и активности. А определять, какая команда лучше и быстрей справилась с заданиями, будет наше уважаемое и мудрое жюри. Представление жюри. Ведущий 2 : 1. Ведущий 1: 2.______________________________ Ведущий 2: 3.______________________________ Ведущий 1: 4.______________________________ Ведущий 2: 5.______________________________ Ведущий 1: Жюри, как видите, у нас достойно уважения. Им приходилось и не раз оценивать сражения. Ведущий 2: - Итак, представлены наши участники, представлено жюри… ( ведущие говорят вместе) - Интеллектуальный марафон «Совёнок » начинается! Ведущий 2: - Ребята, конечно же, вы знаете, что каждая игра имеет свои правила. Послушайте, какие правила необходимо выполнять во время нашей игры: Правила игры: В нашей игре надо быть не только очень сообразительным и быстрым, но и очень выдержанным! На вопросы могут отвечать только те, кто первым нажал на сигнальную кнопку. Давайте проверим, как она работает. (Капитаны команды нажимает на кнопку). За каждый правильный ответ команда получает балл. Та команда, которая к завершению игры наберет наибольшее количество баллов, и будет победителем. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда. Всем нужно быть очень внимательными и терпеливыми! Ведущий 1: Уважаемые игроки. Вы прослушали правила, и теперь пришло время начинать игру.
II. Основная часть. Конкурс 1. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА. Ведущий 1: Представить карточку визитную Командам предлагаем. А из неё подробнее, конечно, Мы об участниках узнаем. Проводится жеребьёвка: Ведущий 1: А чтобы нам узнать, Кто будет первым начинать, Капитаны, скорей идите, Цифру нужную тяните. (Капитаны вытягивают цифру, в этой последовательности и будут выступать команды) Ведущий 2: 1. Первой визитную карточку показывает команда….. 2 . Второй выступит команда……. 3. Третья команда….. 4.Четвёртая……. 5. Пятая……. Команды представляют визитные карточки. Ведущий 1: А пока жюри подсчитывает баллы, полученные участниками, мы с вами поиграем. Чтобы узнать, какие ребята у нас сегодня в гостях, поиграем в игру «Да» - «Нет» Будьте внимательны и не скучайте, на наши вопросы хором отвечайте. Игра со зрителями «Да» - «Нет». Ведущий 1: Ребята к нам пришли дружные? Ведущий 2: Сильные? Ведущий 1: Смелые? Ведущий 2: Старших уважают? Ведущий 1: Малышей обижают? Ведущий 2: Природу любят? Ведущий 1: Деревья губят? Ведущий 2: Из рогаток стреляют? Ведущий 1: Кошек за хвосты таскают? Ведущий 2: На занятиях кричат? Ведущий 1: На праздниках молчат?
Ведущий 2: Ну, судя по вашим ответам, у нас в командах замечательные ребята! А теперь слово предоставляется жюри. Ø Жюри оглашает итоги конкурса «Визитная карточка». Ведущий 1: Продолжаем наш игровой марафон. Следующий конкурс –разминка и называется он «Куча мала». Конкурс 2. РАЗМИНКА или «КУЧА МАЛА» Ведущий 1: Я буду задавать вам вопросы на разные темы, а вам нужно как можно быстрее и правильнее на них ответить. Та команда, которая быстрее всех нажмёт на сигнал, будет отвечать первой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда ответила не правильно, то отвечает та команда, которая нажала кнопку звонка второй и т.д, Если ни одна из команд не может дать правильного ответа, его даёт ведущий или болельщики. *1. В какую книгу заносят редких животных? Ответ: (в Красную книгу) *2. Что такое Красная книга? Почему её так назвали? Ответ: Книга - список редких животных и растений, которые находятся на грани исчезновения. Красный цвет – цвет опасности, тревоги, он предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». *3. Какого цвета страницы имеет Международная Красная книга? Ответ: Красные (исчезающие виды); белые ( редкие виды); желтые — (сокращающиеся виды); серые (неопределенные, малоизученные о состоянии этих видов нет четких сведений); зеленые (виды, численность которых восстановлена); чёрные ( виды, которых уже нет). *4. Назовите любое растение нашего края занесённое в Красную книгу? Варианты ответов: родиола розовая («золотой корень»), пион уклоняющийся («марьин корень» или по-коми «марья моль»), венерин башмачок настоящий. *5. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика) *6. Снесла утка яйцо. Кто вылупится: курочка или петушок? (утёнок) *7. Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот? Кто это? (сова) *8. Каких птиц называют вестниками весны? (грачей) *9. Сколько ног у паука? (восемь) *10. Кто был летом рыжий, а зимой становится серым? (белка) *11. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина) *12. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка) *13. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока) *14. Никто не пугает, а вся дрожит. Какое дерево? (осина) *15. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком в нём? (лесник или лесничий) *16. У какого дерева белый ствол? (береза) *17. Каких птиц называют «пернатыми кошками»? (сов: бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – вот те качества, за которые в народе сов и прозвали пернатыми кошками) *18. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка) *19. У какой птицы зимой в гнезде появляются птенцы? (у клеста) *20. Растёт ли дерево зимой? (нет) *21. Какое дерево поит нас сладким соком? (берёза) *22. Как называется дом у бобра? (хатка) *23. Что делает ёж зимой? (спит)
Конкурс 3. Игра «ТАНГРАМ» Ведущий 2: Ребята, вам известно, что такое «Танграм» ?Это одна из известных головоломок, которая родилась в Китае более 3000 лет назад. В неё мы сейчас с вами и поиграем. В конвертах лежат разрезанные на части картинки. Вам нужно сложить картинку по образцу и по силуэту узнать, кто у вас получился. Правила игры «Танграм: o В собранную фигуру должны входить все семь частей. o Части не должны налегать друг на друга. o Части должны примыкать друг к другу. - Кто выполнит задание, нажимает на кнопку звонка.(Задание оценивается от 1до 3 баллов) (Капитаны команд подходят к ведущим и тянут конверты, в них картинки ( медведь, заяц, лиса, чёрный лебедь, сова)
По сигналу ведущего начинается игра. Во время выполнения задания звучит спокойная музыка.
Ведущий 1: А сейчас, ребята, давайте с вами немножко отдохнём. Приглашаю всех на танцпол.
Музыкальная игра «Зверобика»
Ведущий 1: А теперь слово предоставляется жюри. Ø (оглашаются результаты 2 и 3 конкурсов).
Под музыку из телепередачи «В мире животных» появляется мудрая сова с книгой о Национальном парке «Югыд Ва». Сова: - Здравствуйте, мои дорогие ребята – совята! Сорока на хвосте мне новость принесла, что у вас сегодня тут интересная и умная игра про природу. А что меня- то не пригласили? Я ведь из национального парка «Югыд ва» к вам прилетела и всё знаю про окружающую природу! Ну да ладно, я не обижаюсь. Я ведь к вам не просто так прилетела, а интересные задания для вас принесла, не зря же меня мудрой называют! Слышала я, что вы тоже здесь самые умные и много знаете о природе. Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет, Тот, кто птичку не спугнет, И костер не разведет. Уважает тишину!
КОНКУРС КАПИТАНОВ. (ведёт Сова, она подбадривает, хвалит детей за правильные ответы) Сова: Я буду играть с капитанами команд. Они ведь, наверное, у вас – самые мудрые! Дорогие капитаны, вы будете отвечать на мои вопросы.
Капитаны команд вытягивают по очереди 2 конверта с вопросами и на них отвечают. Сова зачитывает вопросы. За каждый правильный самостоятельный ответ капитан получает по 2-3 балла. В случае затруднения с ответом, помогает вся команда, но тогда снимается с команды по 1-2 балла.
1) Для чего создаются заповедники и национальные парки? (для охраны природы) 2) Чего нельзя делать в заповедниках и национальных парках? (рвать цветы, охотится, рубить деревья, коллекционировать минералы, засорять гнёзда и т д.) 3) Что обозначает слово «Югыд ва» (в переводе с коми языка)? Ответ: «Югыд ва» - светлая вода
4). Человек с глубокой древности использовал плоды этого дерева - и в пищу, и в качестве лекарства. Считалось, что запах смолы этого дерева укрепляет здоровье. А охотники лечили смолой этого дерева раны и порезы. Назовите это дерево, широко распространённое на территории парка? Ответ: Кедр (сосна сибирская) 5). Назовите любую реку, протекающую по территории нашего Национального парка. Ответ: Щугор, Подчерем, Большая Сыня, Косью, Кожим и её левый приток – Балбанью. 6). Назовите причины гибели животных и растений. Ответ: Природные катастрофы (ураган, снежные бури, наводнения, суровые зимы, засуха), лесные и степные пожары; использование животных в экспериментальных исследованиях из-за ценного и красивого меха, браконьерство. 7) Назовите гору - символ парка «Югыд ва». Ответ: (Манарага с шестью пиками – в переводе - медвежья лапа) 8) Что изображено на эмблеме Национального парка? Ответ: вода, горы, ель. 9). Каких животных можно встретить в нашем Национальном парке? Ответ: Медведь, волк, лось, лиса, соболь, куница, рысь, горностай. 10). Одна из главных ценностей национального парка «Югыд ва»? Ответ: Вода: хрустально чистая, экологически безупречная. Это отражено и в названии парка.
Танец – игра «Раз, два, три» Сова танцует вместе с детьми Сова: - Какие вы молодцы! Как дружно и весело станцевали мы с вами! Ведущий 2: Спасибо, сова. А теперь слово предоставляется жюри Ø (оглашаются результаты конкурса капитанов) Ведущий 1: Итак, подошло время для проведения последнего, самого загадочного конкурса, он называется «Чёрный ящик» Конкурс 5. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. Ведущий 2: Внимание! Чёрный ящик (под музыку вносят ящик). - Уважаемые игроки, вам надо ответить на наши вопросы и сказать, что находится в чёрном ящике. Это конкурс оценивается по 5-бальной системе. Чья команда будет готова ответить на вопросы, даёт сигнал. Вопросы. Эта лесная красавица очень требовательна. Она плохо выносит яркое освещение, а в сильно затенённых местах вообще не цветёт. У этой лесной красавицы есть отверстие, как будто бы для чей – то маленькой ножки. 1. Как называется эта лесная орхидея и чем наполнено это отверстие? 2. Что в чёрном ящике? Ответ 1: Венерин башмачок; пустой «башмачок» наполнен каплями нектара. Ответ 2: Башмачок.
Ведущий 1: Дорогие ребята, мы хотим поблагодарить вас за отличную игру! А пока наше уважаемое жюри подведёт итоги, подсчитает общее количество баллов и объявит команду победителей, мы с вами поиграем в интересную игру-эстафету. Игра-эстафета «Юный рыбовод» Дети выстраиваются друг за другом в 2 колонны у своих стоек, первые игроки держат в руках ракетки, на них по 1-2 икринки – шарика). Под музыку дети переносят икринки - шары. По окончании игры дети садятся на свои места если жюри подвело итоги, если нет, то проводится музыкальная игра. Исполнение частушек на экологическую тематику (выступление подготовленных заранее детей) · Шуточные вопросы для зрителей ( если жюри не успевает подвести итоги игры) Ведущий: Я буду читать сказочные объявления, а вам надо догадаться, какое животное написало объявление: Сова:Вы сегодня не скучали, Вперёд любознательным надо идти,
Ведущий: Слово предоставляется нашему мудрому и уважаемому жюри. Жюри оглашает результаты. При равном количестве баллов проводится - игра «Найди пару» на ассоциацию для команд. «Найди пару» Дети тянут конверты, в них картинки: кактус, ёж, крапива, пчела, осина, заяц, репейник, пиявки) Подобрать пары (кто быстрее, по сигналу) 1.Кактус - ёж (имеют иголки) 2.Крапива – пчела (жалят) 3.Осина – заяц (трусишки) 4. репейник - пиявки (цепляются) ( по 1 баллу за правильный ответ) ______________________________ Награждение победителей. Сова участвует в награждении и вручает сов (статуэтки) - команде победительнице и командам-участницам. В память об игре всем детям-участникам - значки с логотипом игры. Ведущий 1-2: Вот и подошла к концу наша игра. Спасибо всем за участие! Наш ЭКО-марафон завершён. Звучит музыка из передачи « В мире животных». Всем участникам предлагается сфотографироваться на общее фото.
Используемая литература: Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. М.: ЦГЛ. Ставрополь, 2003. Модель Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности. М.,2016. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. Ярославль,1998. Фомичёва Т.С.Фефилов Е В. Брошюра Национальные парки ( Вас ждёт Югыд Ва) издание подготовлено по заказу администрации национального парка « Югыд ВА» при спонсорской помощи ООО «Севергазпром». Тверь 2001. Журнал «Воспитатель» №1/2010. Интернет ресурсы. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».