Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872624
«Развивающая среда - как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
Содержание - Дошкольное образование

Бутусова Валентина Юрьевна, воспитатель, МБДОУ «Снежинка», п.Нижнесортымский, Сургутского района ХМАО-югра. 
1.Понятие развивающей среды в ДОУ: 2.Как помочь ребенку с ОНР восполнить образовательный вакуум; 3.С помощью чего можно реализовать коррекционно-воспитательную работу с детьми ОНР; 4.Какие упражнения необходимо проводить для активизации словаря детей с ОНР.

 


 

Дата публикации: 02.04.2018


 

Рекомендации для воспитателей:

«Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

Похожее изображение

 

Каждый ребёнок развивается на фоне среды. Эта среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.

Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

Развивающая среда - это не обработка или отшлифовывание знаний ребёнка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь всё, что попадает в поле зрения ребёнка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.

Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие воспитателя с детьми. Иной позиции требует её личностно-ориентированный способ взаимодействии – это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных.

Этот фактор и усиление внимания к проблеме организации развивающего обучения с особой остротой поставил перед нами вопрос – как же продуктивнее оборудовать предметно – развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей, направляющей и обучающей.

Приоритетным направлением в течение уже нескольких лет в нашем МДОУ «Снежинка» является поиск своей модели развивающей предметно-пространственной среды.

Мы пытаемся изменить вариант предметно - средовой модели, чтобы образовательное содержание, которое непосредственно проецируется на предметную среду, помогало ребёнку с общим недоразвитием речи не только восполнить образовательный вакуум, но и «оживило» бы процесс «вычерпывания» ребёнком развивающего содержания.

В истории дошкольной педагогики известно несколько вариантов предметно - средовой модели (М. Монтессори); комплексно-тематической модели (О. Декроли, С. Френс) и учебной модели.

Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижёром, развивающим разум ребёнка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.

Мы пробуем создать в группах предметно-пространственную среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе.

Принцип коррекционно - развивающего обучения означает, что обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребёнка, которая представляет резерв его потенциальных возможностей.

Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих:

  • Развитие познавательной активности детей с ОНР.
  • Развитие общеинтелектуальных умений.

Задача развивающего обучения - это внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.

Таким образом, мы поставили цель построения модели коррекционно-развивающего педагогического процесса в нашем ДОУ.

Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР мы создали в группах развивающую предметную среду, где «каркасом» коррекционно-развивающего обучения стала логосреда в речевых группах.

При построении лого среды мы исходим из того, что лого среда должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Здесь важно следовать принципу «развивающей» интриги.

Предметно игровая среда должна отвечать следующим параметрам:

  • Проблемная насыщенность (у нас лого среда);
  • Создание условий для самореализации;
  • Многофункциональность и вариативность модели среды;
  • Необыденность, приближение к домашней обстановке;
  • Открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми, преобразование её детьми;
  • Психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности).                                                                                 


Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать:

- чувство психологической защищённости;

- средства полноценного развития (т. е. должна быть обеспечена радость существования);

- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»;

- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

А значит: предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из неё информацию.

В поисках модели развивающей среды мы обратились к рекомендациям В. Ф. Базарного «Укрепление здоровья детей и подростков за счёт интеграции процессов обучения, направленного формирования функций зрения», который доказал, что повышение эффективности развития детей обеспечивается использованием экологических букварей в воспитательном процессе. Исходя из того, что 90% всей информации об окружающем ребёнок получает с помощью органов зрения, мы определили для себя задачу через оформление пространства группы превратить глаз ребёнка в «инструмент» познания. На первом этапе это служило своеобразным введением детей в мир букв, занимательной грамматики.

Экологический букварь даёт возможность обработки на нём 4 сезонов, а задуманная нами работа в лого среде позволяет «спроектировать» любую рабочую лексическую тему.

Цель такой оформляемой зоны – создать содержательно-смысловое «поле», благодаря которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи. Важным моментом при этом мы считаем, что «проживая» определённую лексическую тему, педагогу удаётся создать творческую ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между детьми.

Особый развивающий смысл лого среды в том, что здесь создаются благоприятные условия для роста резервов развития ребёнка, для речевой практики. Эффективность работы в этой зоне достигается специальной методической аранжировкой воспитателя и логопеда с помощью коррекционно-развивающих заданий. Подбираются упражнения, тренирующие память, творческое воображение и мышление, создающие атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающие к диалогу.

В старшей речевой группе «Гномики» через лого среду «Волшебный лес» проходят все лексические темы:

Осенний период - лого среда «Осень в волшебном лесу»:

Лексические темы в сентябре: « Как мы лето провожали», «Ранняя осень», «Деревья в лесу». Лексические темы в октябре: «Овощи», «Фрукты», «Поздняя осень»

В этот период происходит активизация импрессивного словаря детей словами: август, сентябрь, ранняя осень, «золотая» осень, дождь, тучи, пасмурно, «поздняя осень» и т. п.

Для активизации словаря проводятся:

1. Грамматические упражнения такие как:

- Образование родственных слов: гриб, грибница, грибник - грибной (дождь);

- образование относительных прилагательных от названий деревьев: осина – осиновый, берёза – берёзовый;

- образование существительных, обозначающих овощи и фрукты с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- упражнение в практическом употреблении предлогов: под кустом, на ветке и т. д.

2. Упражнения на развитие связной речи:

- Договаривание развёрнутых простых упражнений за воспитателем: Наш лес с приходом осени. изменился. Листья на деревьях пожелтели.

- Придумывание совместного рассказа, «Какие чудеса можно увидеть в осеннем лесу».

- Составление описательных рассказов по схеме об овощах и фруктах.

- Беседа с воспитателем на тему: «Как вы с родителями ходили за грибами и ягодами в лес летом» или «Как изменился лес в октябре».

3. Глобальное чтение: осина, берёза, рябина, лес, осень, грибы, цветы, туча, дождь, кап-кап, октябрь, эхо.

4. Развитие фонематического восприятия: выделение из слов для глобального чтения гласных звуков: А (кап-кап), О (осень), У (туча), И (гриб), Ы (цветы), Э (эхо).

Важно отметить, что в это время происходит развитие высших психических функций:

- Различение листьев разных деревьев по цвету, форме. Для этого можно провести игру «Узнай дерево по листьям», зрительное восприятие основных цветов и их оттенков - на натуральных овощах и фруктах, их муляжах.

- Формирование функции сравнения и соотнесения – раскладывание фруктов по размеру, по форме, счёт фруктов и овощей, отгадывание загадок.

Следует отметить, что каждым сезонным изменением и изменением лексической темы меняется и лого среда:

Ноябрь: Лексические темы «Посуда», «Одежда», «Обувь».

Зимний период: Лого среда «Зима в волшебном лесу». Лексические темы:

Декабрь: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима», «Новый год».

Январь: «Зимние забавы детей», «Дикие животные, их детёныши».

Февраль: «Дикие животные Севера, среда обитания», «Птицы в зимнем лесу» (зимующие птицы), «Дикие птицы» (среда обитания, водоплавающие, перелётные, морские птицы, хищные птица), «Защитники Отечества. Мужские профессии».

Мы глубоко убеждены, что большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого детьми на логопедических занятиях, может успешно закрепляться и расширяться благодаря лого среде в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. Работа в этой развивающей зоне способствует совершенствованию речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивной и активной лексики. Вследствие этого заинтересованное, комфортное состояние психической сферы ребёнка, т. к. в результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель достигнутой.

Лого среда стала системой воспитательно-образовательной и коррекционной развивающей работой в нашем детском саду. А опыт включения коррекционно- развивающих заданий с детьми, имеющими ОНР, в специально оформленной среде свидетельствует о значительном повышении её эффективности.

 

Список литературы

1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Старшая группа. - М.:ЦГЛ, 2005

2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез, 2005

3.Петрова Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа. – М.: Школьная пресса, 2006

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР