Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2563134
Методические рекомендации «Использование фитбол-мячей для профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия»
Содержание - Дошкольное образование

Елфимова Ирина Владимировна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №104 общеразвивающего вида» города Сыктывкара Республики Коми. 
Методическая разработка с рекомендациями педагогам для применения в образовательной деятельности приемов работы с мячами – фитболами. Данную разработку могут использовать инструкторы по физкультуре и воспитатели общеразвивающих детских садов на занятиях по физкультуре и в режиме дня. Представленные в разработке упражнения способствуют развитию основных групп мышц и профилактике и коррекции нарушений осанки.


Дата публикации: 09.04.2018

 

Методические рекомендации из опыта работы

Использование фитбол-мячей для профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия


       Фитбол – это особый мяч, изобретенный швейцарским врачом – физиотерапевтом Сюзан Кляйн - Фогельбах для реабилитации больных с травмами позвоночника. В России он появился в 50 – е годы. Самая приятная особенность фитбола в том, что для занятий на нем не существует никаких противопоказаний. В настоящее время фитболы различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине.

   Фитболы уникальны по своему воздействию на организм дошкольника и вызывает особый интерес. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Мяч имеет форму шара. Немецкий педагог – философ 19 века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитболами.

     Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность. Усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает, его обычно выбирают спокойные дети, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости.

     Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы. Что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно – двигательного аппарата.

Мячи позволяют корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений. [4]

 

Целенаправленная работа с использованием фитбол-гимнастики позволяет достичь следующих результатов:

1.Систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;

2.Упражнения без устойчивой опоры тренирует вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость;

 

3.Использование фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.

 

4.Занятия фитбол – гимнастикой оказывает положительную динамику на состояние здоровья и физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста, увеличивается интерес к занятиям по физической культуре.

 

Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях и выполнять свои функции: [3,стр.21]

  • Сидя на мяче, тренируют мышцы тазового дна. Выравнивают «косое» положение таза, что также важно для коррекции сколиотических отклонений позвоночника в грудопоясничном отделе. Покачивания в положении сидя на мяче, как верховая езда на «лошадке», благотворно влияют на межпозвонковые диски, центрируя их и нормализуя в них обменные процессы, а также улучшая кровообращение.
  • Лежа на мяче, работают самые мелкие и глубокие мышцы, необходимые для удержания туловища в заданном положении.

 

Комплексы упражнений, игровые упражнения имеют различную направленность: [2,стр.12]

  • для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
  • укрепления мышц брюшного пресса;
  • укрепления мышц спины и таза;
  • укрепления мышц ног и свода стопы;
  • увеличения гибкости и подвижности в суставах;
  • развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
  • формирование осанки;
  • развития ловкости и координации движений;
  • расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний опорно-двигательного аппарата.

 

Комплексы фитбол – гимнастики, игровые упражнения с фитболами применяются со старшей группы на утренних зарядках, физкультурных занятиях, спортивных мероприятиях. Работа строится на основе поэтапного обучения технике упражнений с фитболами.

 

 

Этапы освоения упражнений с использованием фитболов [5]

1 этап.

1.Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Используются упражнения: различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейка», вокруг ориентиров, в паре сидя, стоя на коленях, лежа; отбивание мяча об пол на месте, в сочетании с различными видами ходьбы одной или двумя руками; перебрасывание мяча, стоя в кругу, выполняют броски в бегущую цель.

Игры с фитболом: «Угадай с закрытыми глазами», «Что я вижу?», «Мой веселый звонкий мяч», «Что растет в огороде?», «Снайпер», «Догони мяч», «Докати мяч» и др.

Важным является оказание помощи детям с учетом их индивидуальных особенностей.

2.Обучить правильной посадке на фитболе.

Упражнения:

  • Сидя у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
  • Сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

3.Учить базовым положениям при выполнении упражнений из разных исходных положений (сидя, лежа, в приседе).

 

2 этап.

1.Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

2.Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации)

3.Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

4.Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

На 2 этапе идет тренировка основных мышечных групп, в том числе и дыхательных, повышение физической работоспособности, улучшение координации движений, поддержание хорошего функционального состояния мышц и суставов грудной клетки.

На данном этапе применяю индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Использую разнообразное содержание двигательных действий на утренних зарядках, занятиях, спортивных мероприятиях, включаются упражнения, игры с мячом эпизодически и на всем протяжении занятия.

 

3 этап.

1.Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

2.Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

 

4 этап.

1.Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

 

Классификация упражнений по использованию фитбола [2,стр.18]

Упражнения с мячом:

  • мяч как амортизатор, тренажер;
  • мяч как массажер;
  • мяч как опора;
  • мяч как предмет;
  • мяч как препятствие;
  • мяч как отягощение;
  • мяч как ориентир.

 

Использованные источники:

1. Е. В. Сулим. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3 – 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

2. Н. М. Соломенникова, Т. Н. Машина. Формирование двигательной сферы детей 3 – 7 лет: фитбол – гимнастика: конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2011.

3. Т. С. Овчинникова., А. А. Потапчук А. А.. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СП.,: Издательство «Речь», 2002.

4.      Т. С. Овчинникова, О. В. Черная, Л. Б. Баряева

Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно-методическое пособие к Программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР- М.: КАРО, 2014.

5. https://vscolu.ru/fizicheskoe-razvitie/fitbol-gimnastika-v-doshkolnom-uchrezhdenii.html

 

Вопрос специалисту