Методика организации театрализованной деятельности дошкольников. |
Содержание - Дошкольное образование |
Матчитова Софья Николаевна, воспитатель, ИП Александрова М.А. частный детский сад «Уу-чуку-чук», г. Якутск Республики Саха (Якутия). Дата публикации: 15.01.2018 Методика организации театрализованной деятельности дошкольников
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Театральное представление является самым любимым видом развлечения. Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились. Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки: - Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки; - Участвуя в ней, дети умственно развиваются: думают, анализируют, делают выводы и обобщения; - Участвуя в ней, у детей активизируется словарный запас, совершенствуется звуковая культура речи и её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка. Совместное творчество является идеальным, если не основным средством развития ребёнка. За основу можно взять – игру-драматизацию по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Именно такая форма позволит творчески раскрыться каждому ребёнку. Кто-то из детей покажет себя в большой роли, а кто-то совсем в крошечной. Робкие и стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по 2 или 3 человека вместе). Вместе с детьми участвуют и взрослые – воспитатели, помощники воспитателей и родителей. Самое главное, чтобы подготовка к спектаклю не убила детскую самобытность, чтобы участие в представлении приносило радость каждому ребёнку. Надо помнить, что цель организации театра – это создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков. Детей младшей группы имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Например, прочитав сказку «Лиса, заяц и петух» можно попросить детей показать образ смелого петушка в движении. Можно послушать русскую народную мелодию «Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Светы?» и т.д. Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники. Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры. Упражнения на напряжения мышц: - рубить дрова; - нести тяжёлый ящики или чемодан; - дотянуться до высоко висящей яблони и т.п. Упражнения на расслабления мышц: - заснуть на стуле; - сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п. Упражнения на развитие воображения: - передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»; - передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это; - в виде игры «испорченный телефон» передавать эмоции – злость, радость, грусть и т.п. Работа над ролью строится следующим образом: 1. Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные); 2. Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т.п.), 3. Распределение ролей 4. Непосредственная работа над ролью: - составление словесного портрета героя; - фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д. - сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой; - анализ придуманных поступков героя; - работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста; - работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпо ритма исполнения, мимики, интонации; - подготовка театрального костюма; - создание образа с использованием грима. Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях. Кукольный театр. Работа над спектаклем состоит из двух частей:
Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами. Педагог должен помнить следующие правила: - При распределении ролей обращать внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли; - Один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну; - Первые две – три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям; - Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене; - Для того чтобы помочь детям понять, какая кукла в данную минуту разговаривает, педагог объясняет им, что каждая кукла «говорит», она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса. В примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделяются обязанности педагога: - создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); - побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; - выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров); - приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.); - обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.); - создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.). Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности (М.В.Ермолаева): - в театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм; - механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов; - при систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения; - театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира; - подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива; - театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты. В качестве методических рекомендаций предлагаем следующее: 1. При отборе сказок для детей разных возрастных групп руководствоваться данными о словарном запасе детей, уровне развития логического мышления и воображения, музыкального восприятия детей. Для детей младшей группы предпочтительными будут сказки с простым сюжетом, небольшим числом персонажей и коротким, неизменяемым, удобным для воспроизведения напевом. 2. Для лучшего усвоения детьми сюжета сказок и напевов проводить повторное слушание сказок, вариативно используя формы и методы педагогической работы со сказкой: настольный кукольный театр, инсценировки, драматизации, викторины, игры. 3. При организации слушания сказок с напевами использовать различные формы организации музыкальной деятельности дошкольников: музыкальные занятия, развлечения, свободное время в группе. 4. В сказках с напевами встречаются варьированные напевы. В этом случае напев усваивается не с голоса в процессе неоднократного повторения сказки, а разучивается специально. 5. Творческий подход воспитателя к работе со сказками с напевами позволяет варьировать формы педагогической работы со сказкой. Использовать при воспроизведении сказок детьми шумовой оркестр, изготавливать совместно с детьми атрибуты для инсценировки сказок. Правила, которые необходимо соблюдать воспитателю при драматизации сказок: 1. Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – смотреть правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. 2. Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, принося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. 3. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, по по-своему. 4. Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев. 5. Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: - Что ты хочешь делать? - Что тебе мешает в этом? - Что поможет сделать это? - Что чувствует твой персонаж? - Какой он? - О чем мечтает? - Что он хочет сказать? 6. Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: - Какие чувства ты испытывал во время спектакля? - Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? - Кто тебе больше всего помог в игре? - Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? 7. Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему. 8. При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства; 9. Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами; 10. Нельзя допускать затянувшихся пауз. Методические рекомендации к организации театральных занятий. Во время занятий необходимо: - внимательно выслушивать ответы и предложения детей; - если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем; - при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; - спросить, у кого получилось, похоже, и почему, а не у кого лучше; - в заключении различными способами вызывать у детей радость. Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И.Зимина): - Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры; - Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр; - Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Итак, постановка драматизации должна осуществляться заблаговременно: распределяются роли, заготавливаются необходимые атрибуты и костюмы. Переход к большей самостоятельности детей осуществляется постепенно. При отборе сказок с напевами были учтены: соответствие сюжета и текста сказки возрасту детей, уровень развития речи, интонационная сложность напева, а также возможность образного воплощения сюжета в процессе драматизации сказки. Таким образом, правильная организация театрализованной деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.
Список использованной литературы
1. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. – М.: ГЕНЕЗИС, 2011. С. 288. 2. Карачарова И.А. Театрализованная деятельность в детском саду. От сказки до спектакля // Дошкольная педагогика. 2016 № 5. С.39-40. 3. Чижова О.Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Дошкольная педагогика. 2014. № 9.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».