Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7424230
Статья: Рефлексивная модель развития педагогического мастерства
Содержание - Дошкольное образование

Капитонова Эльвира Рафаиловна, директор; Мешкова Елена Владимировна, заместитель директора; Мельникова Ольга Станиславовна, старший воспитатель. НСП «Цветочный город» МБДОУ «Детство» «Центр развития ребенка» г. Калуга. 
Статья адресована руководителям и организаторам методической работы дошкольной образовательной организации. Суть статьи состоит в том, что педагогическое творчество культивируется путем оптимизации мышления, общения, деятельности педагогических сотрудников. 


Дата публикации: 10.04.2018


РЕФЛЕКСИВНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

 ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

   Рефлексивная модель развития педагогического мастерства предполагает творчество, культивируемое путем активизации мышления, общения, деятельности. Эта модель активизации способствует созданию рефлексивной среды: в мышлении- проблемными ситуациями, в общении- отношениями, предполагающими доступность собственного опыта для других и открытость их опыта для себя, в деятельности – установкой на кооперирование , а не на конкуренцию. В этом заключается актуальность темы статьи, так как рефлексивная модель способствует определению направлений развития и образования детей дошкольного возраста, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах детской дошкольной деятельности. Образовательные области: социально- коммуникативное развитие , познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) (3, с. 14-15), ориентировали на постановку задач, намеченных для решения в процессе практико- ориентированного исследования (ноябрь 2017г.- март 2018г.). Объект исследования: курсы, семинары, занятия на стажировочных площадках, организация самообразования педагогов и специалистов ДОУ, консультации ученых КГУ им. К.Э. Циолковского, содержательно- методическая работа в условиях МБДОУ « Детство» «Центр Развития Ребенка» и необособленного структурного подразделения «Цветочный город» (далее НСП).

   Предмет исследования: деятельность педагогических сотрудников НСП в реализации задач развития и образования детей во всех образовательных областях, представленных в ФГОС ДО( 1, с. 23-53) с позиции рефлексивной модели развития педагогического мастерства.

   Специфика процесса исследования в условиях НСП заключалась в том, что более 40% воспитанников в 2017г. впервые включились в процесс дошкольного образования. Другая особенность: только 20% педагогических сотрудников имели опыт работы с детьми дошкольного возраста. Оптимальное решение задач ФГОС ДО стало повседневной практикой за счет того, что 85% воспитатель и специалистов дошкольного образования имеют высшее педагогическое образование, 15 % - среднее специальное педагогическое образование. Исходя из этого была организована работа клуба начинающего педагога дошкольного образования, проводятся открытые показы, кооперируются педагоги в процессе поиска содержательно- методического воздействия. Педагог - психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культур планомерно взаимодействуют с воспитателями.

Стержнем содержательно- методической работы в НСП стали лекции- «пресс- конференции». В процессе их проведения руководители, специалисты дошкольного образования из состава сотрудников ДОУ в контексте конкретной образовательной области отвечали на вопросы их участников, зная их достижения и затруднения, показывали конкретный педагогический опыт, предлагали конкретные рекомендации, вовлекали в дискуссии, аннотировали актуальные публикации.

   Анализ и обобщение результатов применения обозначенной методики показали, что в процессе проведенной педагогической работы качество игровой и познавательно- исследовательской деятельности дошкольников имело положительную динамику, что выразилось в готовности детей к совместной деятельности (общению) до 20% к числу детей в каждой возрастной группе. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий обеспечивалось игрой и современной развивающей предметно-пространственной средой ДОУ - новостройки (2017год). Это обоснованный С. Л. Новоселовой подход к стимулированию не только организованных взрослыми игр, но и самостоятельных игр, что зафиксировано в ФГОС ДО (2, с.9).

   Приоритет самостоятельной игры как ведущей дошкольной деятельности обеспечивается практикой. Когда лет с пяти не создается игровой мир «за ребенка»,  а когда ему предоставляется возможность это делать самостоятельно. И вот здесь, к концу дошкольного и началу школьного возраста, наступает эпоха игрушек - самоделок. Умения сделать игрушку - это умение создать орудие своей деятельности, организовать последнюю в соответствии со своими потребностями, это важнейшая человеческая способность, двигавшая и двигающая ребенка по линии прогресса. Маленькому ребенку необходима игрушка- она выступает опорой его мысли. По мере развития внешняя опора должна уходить. Но сразу лишить старшего дошкольника всех сюжетных игрушек- тоже неправильно. Исследования показали, что максимально насыщенной игра получается в ситуации сочетания сюжетных игрушек и разнообразных заместителей (2, с. 11-13).

   Роль, выбираемая ребенком. Воображаемая ситуация, в которой играет свою роль, мотив, включающий его деятельностную основу, находятся в стадии становления (2,7-8).

Концепция НСП «Цветочный город» сформулирована: воспитатель учится быть дошкольником, слушать и слышать, понимать его эмоциональное состояние, адекватно воспринимать его интересы и потребности.

   Воспитатель, специалист дошкольного образования( педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский работник), руководствуясь данной концепцией, преображаются, ведь только сотрудник детского сада- партнер ребенка способен обеспечивать самоценность дошкольного детства.

Условное расчленение общения, отношений , действий педагога и ребенка , на составляющие элементы с целью определения их свойств, качеств на соответствие самоценности дошкольного детства, когда исследуются образовательный процесс и образовательные отношения( воспитание, обучение, развитие во взаимосвязи с уровнем педагогического труда, когда выделяется для рассмотрения и оценки каждая образовательная область в части достижений и затруднений( педагогический анализ), нами дополняется педагогической рефлексией. Без этого педагогический рост не становится результатом профессионального развития.

   

   Рефлексия вне связи с направлениями детского развития предупреждается проектным предложением:

а) оценка того, как воспринимают сотрудника дети, коллеги, родители..;

б) оценка уровня сотрудничества и партнерства, выстраивания взаимоотношений..;

в) оценка того, что изменилось в труде педагога и почему..;

г) наличие или отсутствие у ребенка эмоционально- познавательного отклика..;

д) оценка того, что сдерживает детское развитие...


   Чтобы запустить сквозные механизмы развития ребенка- дошкольника ( в общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности), авторская лаборатория образовательных систем , работающая в составе МБДОУ «Детство» «Центр развития ребенка» с 2005 года (В.А. Кишеев- заведующий), в качестве проектного предложения рекомендовала памятку для руководителей и организаторов содержательно- методической работы.


Блоки

Критерии

Исследовательский уровень мастерства педагогического сотрудника при содействии с детьми и каждым дошкольником.

Репродуктивный уровень организатора общения, игры, познавательно- исследовательской деятельности детей.

1

2

3

4

1.Педагоги-ческий

1.1Педагогическая

готовность

В рамках своей работы с возрастной группой детей ведет исследование каждого дошкольника, ведет поиск оптимальных приемов и способов содействия, избирает для этого наилучшие пути, проявляет способность применять нестандартные решения, соединяет в единый процесс ролевое поведение, игровую ситуацию и мотив деятельности.

В рамках своей работы с возрастной группой стремится передать готовые знания вне игры, общения процесса амплификации видов детской дошкольной деятельности, ограничивается безличностным взаимодействием.

2.Психоло-гический

2.1Психологическая готовность, когда педагогика- мастерская. Психология- инструмент в мастерской

Готов исходить в общении и отношениях, учитывать эмоциональную и познавательную реакцию каждого дошкольника из состава своей возрастной группы, умеет слушать, слышать, понимать и стимулировать каждого дошкольника на диалог, сотрудничать с ними как партнер, предвидеть развитие отношений, считает ведущим видом дошкольной деятельности самодеятельную игру.

Условно подразделяет диалог с ребенком на мотивирующий диалог, обучающий диалог, контролирующий диалог, корректирующий диалог, диагностический диалог.

Реагирует на поведение детей, не создавая воспитывающие ситуации, больше воздействует, чем содействует, не регулирует отношения в своей возрастной группе с помощью игры- тренинга, взаимодействует, представляя позицию взрослого, не исходит из детских представлений

         

 

   Практическое значение предложенной памятки в том, что она призвана на первых порах обеспечить достижение качества образования (4, с.13, с.83-84).

   Педагогическое мастерство (труд на уровне лучших его образцов), педагогическая эрудиция( сфера знания и деятельности, ориентированная на решение конкретных задач с выходом за пределы нормы, в опоре на оптимальные эталоны), профессиональная компетентность (способность решать новые задачи развития дошкольника на основаниях сотрудничества и партнерства) формируются и развиваются в процессе включения взрослого в различные виды дошкольной деятельности( 3, с.16), системного учета возрастных характеристик возможных достижений ребенка( целевых ориентиров дошкольного образования) (3, с.33-35).

   Как показала рефлексия (март 2018г.), педагогические руководящие сотрудники НСП «Цветочный город» представили критичность по отношению к своему труду в 30% презентаций участников. Предстоит от взаимного обмена опыта перейти к взаимному преобразованию, взаимообогащению в процессе включения в решение проблемных ситуаций, кооперирование, отношения, способствующие переосмыслению практики, не изменяющих их.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Как составить основную образовательную программу дошкольной образовательной организации: методическое сопровождение, конструктор, пошаговые инструкции на электронном носителе/ сост. Е. А. Кудрявцева.- Волгоград : Учитель , 2016. -89с.

2.У нас в гостях Е.В. Трифонова // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно- практический журнал.- 2016.- №7(122), с.6-14.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 №155// Официальные документы в образовании.- Январь 2014.-№1(501), с. 9-35.

4.Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки России.- Февраль 2013.-№3-4,с. 3-159.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР