Профилактическая программа по сохранению психического здоровья и эмоционального благополучия дошкольников арт-терапией |
Содержание - Дошкольное образование | ||||||||||||||||||||||||||||
Валанова Нина Михайловна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №37 «Белочка» п.Вулканный Елизовского района Камчатского края. Дата публикации: 28.05.2018 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ АРТ-ТЕРАПИЕЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На первое место в системе ФГОС поставлена личность ребенка, первое «рождение» которой происходит в возрасте 3-х лет, а одним из заданных приоритетных направлений Стандартов является здоровьесберегающее. Становление и формирование личности в психологически безопасной среде уберегает ребенка от эмоционально-личностных нарушений. Освоение программы дошкольного учреждения (Вераксы) предусматривает задачу сохранения психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка, развития у ребенка механизмов саморегуляции и осознанности в приеме и переработке материала, понимания себя, своих индивидуальных возможностей.
По мнению специалистов, основным условием повышения эффективности современного дошкольного образования, является формирование психологической компетентности, помогающей сохранить и укрепить психическое здоровье детей, происходит в два этапа. Первый этап ее включает предоставление возможности оценить свое настроение и состояние, т.е провести самодиагностику. Второй этап воспитания заключается в предоставлении ребенку возможности самостоятельно или, прибегнув к помощи взрослого, откорректировать свое состояние, настроение. При этом эксперты ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) рекомендуют два направления сохранения здоровья: обучение детей способам снятия напряжения и создание благоприятной атмосферы развития. Создание благоприятной среды в дошкольном учреждении и обучение способам регуляции состояния, снятия напряжения (обид, страхов, вины, агрессии) целесообразно осуществлять с использованим арт-терапии, песочной терапии и сказкотерапии в атмосфере спонтанности, раскрепощенности, выхода эмоций, хорошего настроения. Существует грань, за которой обычный нормальный страх становится навязчивым, превращается в фобию и делает из нормального ребенка невротика. Снятие психологического напряжения арт-терапией, приятный для детей способ распрощаться с психологическими проблемами, является профилактикой возникновения нервных расстройств у детей (психосоматические детские болезни; повышенная тревожность; замкнутость, трудности общения; неврозы; причины семейных конфликтов). При этом обосновано включение родителей в процесс. В данный период все эмоциональные нагрузки, «травмирующие» ребенка, относятся более всего к его семье: до 3-х лет возникшие проблемы ребенка – проблемы матери, с 3-5 лет на ребенка влияет эмоциональный «развод» родителей, в 5-7лет - ближайшее окружение. При освоении образовательной программы атмосфера в дошкольном учреждении с особенностями среды играет существенную роль. Сложность отделения рисков влияния различных источников не является ограничением выполнения первостепенной задачи – сохранение психического здоровья детей. Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Маленьким детям требуется отдых от психологических перегрузок, которые обязательно имеют место в процессе развития ребенка, становления его как личности. Дети находятся в дословесной фазе развития и обучению общению с помощью устной речи, поэтому затруднено выражение своих переживаний. Охрана и укрепление психического здоровья, адекватная и своевременная помощь детям в предупреждении проблем является приоритетной задачей современного дошкольного образования определяет задачу по отслеживанию эмоционального благополучия детей. Адресат: дети дошкольного возраста 1.5-7лет. Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития для более эффективного решения задач. Научное обоснование. Основополагающие идеи психологии здоровья: 1. Биопсихосоциальная модель здоровья и болезни Д.Эйнджела. Здоровье и болезнь требуют системного подхода, в частности учёта психосоциальных факторов, определяющих качество жизни и здоровье индивида. 2.Концепция гуманистической психологии А.Маслоу. Неудовлетворённая потребность в безопасности, сопричастности, уважении, признании порождает невроз. Идеи отечественных психологов Л.С. Выготского, Л.А. Петровской, А.С.Спиваковской, А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, основанные на гуманистических принципах, определяющих, что важнейшим условием эффективного взаимодействия с детьми является признание ценности ребёнка, уважение его права быть таким, какой он есть. 3.Философско-психологический подход А.Б.Холмогорской и Н.Г.Гаранян. Склонность к соматизации связана с запретом на переработку и выражение эмоций страха, агрессии. 4.Психодинамическая теория объясняет психологическую основу депрессий наличием внутреннего бессознательного конфликта. Типичным является интенсивное переживание гнева, обиды на окружающих в сочетании с потребностью быть всегда хорошим, добрым и сохранить расположение близких. 5. Концепция онтогенетически – ориентированной системной арт-терапии, выдвинутая Копытиным А.И, Свистовской Е.С. Способность психики самовосстанавливаться в процессе творческой деятельности человека ( арт-терапии).
Цель программы: психологическая поддержка дошкольника в процессе психолого-педагогического сопровождения, сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, предупреждение возникновения эмоционально-личностных нарушений.. Задачи: -Адаптация детей возраста 1,5-3 лет и вновь поступивших в дошкольном учреждение. - Развитие эмоционального интеллекта детей. -Овладение детьми способами стабилизации эмоционального состояния, самостоятельного отыгрывания заблокированных эмоций. -Уменьшение уровня ситуативной тревожности. -Восстановление душевной гармонии и эмоционального благополучия -Развитие эмпатии в межличностных отношениях и коммуникативных навыков -Предупреждение возникновения проблем психического здоровья -Просвещение родителей о возрастных потребностях детей, типах воспитания и последствиях, условиях возникновения эмоционально-личностных нарушений. - Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному всестороннему гармоничному развитию ребенка. - Обучение родителей наиболее конструктивным стилям воспитания ребенка, восстановление эмоциональных привязанностей детско-родительских отношений в диадах «мать-ребенок». Адресат программы: дошкольники возраста 1,5-7лет Потребности детей каждой возрастной группы при блокировании их удовлетворения порождают трудности, которые влияют на возникновение эмоционального неблагополучия детей. Дети возраста 1.5 – 3лет.Потребность в сотрудничестве со взрослыми. Адаптация, агрессивное поведение детей, проблемы детско-родительских отношений, страхи, проблемы несоответствия пола ребенка и ожиданий родителей, психологическая несовместимость ребенка и взрослого. Возрастные страхи в 2-3 года- боязнь животных, темноты, ночные страхи. Дети возраста 3-5лет. Потребность в уважительном отношении. Проблемы общения со сверстниками, агрессия и конфликты в детско-материнских отношениях. Типичные страхи в 4года - боязнь насекомых, воды, высоты, сказочных героев. Дети возраста 5-7лет. Потребность во взаимопонимании и сопереживании, установлении межличностных отношений. Страхи, проблемы детско-родительских отношений и взаимодействия между педагогом и детьми. Характерные страхи в 5-6 лет- боязнь несчастий, пожаров, катастроф, в 6-7 лет-страх смерти. Обоснование применение метода арт-терапии Возрастные особенности психики детей: естественность и близость языка изобразительного искусства, не столь ясное осознавание границы между реальностью и фантазией, легкость идентификации с различными персонажами и ситуациями, способность к «аутотерапии»: достижения определенной степени контроля над своими переживаниями, организация своего внутреннего мира, укрепление своих границ, ощущения защищенности. Все это обуславливает применение здоровьесберегающих технологий арт-терапии (изотерапии, песокотерапии, куклотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии). Описание места занятий и формы организации в образовательном процессе Работа по программе осуществляется в рамках здоровьесберегающего направления. Для успешной реализации используются занятия 1 раз в неделю. На первом этапе- индивидуальные занятия проводятся с детьми , включение в групповые занятия по степени необходимости осуществляется на втором этапе, на 3 -м этапе - работа с родителями от консультации до участия в групповых смешанных детско-родительских группах по восстановлению эмоциональных привязанностей и улучшению отношений с детьми. Формы и варианты определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью и могут корректироваться: с целью диагностики, оказания первой психологической помощи, в процессе краткосрочной психологической коррекции, долгосрочного психологического воздействия. Формы контроля: входная, итоговая диагностика: -Диагностика эмоционально-энергетической обеспеченности ребенка (Люшер в обраб. Собчик) (3-7лет) - методика диагностики и цветотерапии Элькина (3-7лет) - « два домика»: - Диагностика негативного состояния ребенка (метод sandplay). - Тест тревожности Тэмпл. Дорк.Амен ( -Методика «Волшебная страна чувств» (5-7лет); -Рисуночный проективный тест Сильвер «Нарисуй историю» (6-7лет); -Использование эмпирического наблюдения за детьми в процессе их участия в различных видах арт-терапии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Работа по программе объединена в 3 блока с использованием элементов арт-терапии (изотерапии, песокотерапии, сказкотерапии, игротерапии, драматерапии). 1блок (индивидуальная работа) предусматривает и снижение высокого уровня психического напряжения ребенка в период психофизической адаптации для сокращения ее сроков. Проигрывание психотравмирующей ситуации расставания с родителями и встречи с неизвестным для одной возрастной группы. Обучение конструктивным способам, подходящим приемам коррекции агрессии, страхов, обид детей других возрастных групп. Проработка психологических проблем с построением «песочного мира», высвобождения заблокированной энергии и активизизация возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике. Раскрытие скрытые потенциалы ребенка, развитие художественных и творческих способностей, развитие мелкой моторики. Упражнения, игры, рисунки. 2 блок (групповая работа) включает развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях, развитие эмпатии. Умению соблюдать правила работы в группе. Развивать способность слушать и слышать другого человека, интересоваться мнением окружающих. Коллективные игры, упражнения на межличностное взаимодействие, совместное рисование, театрализация и прослушивание сказок. 3 блок (работа с родителями и детьми) разделен на этапы: Диагностика родительской позиции, эмоционального взаимодействия (чувствительности, эмоционального принятия, поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия ) с ребенком, созданных условий сбалансированного всестороннего развития и поведения детей в семье. Опросники, тесты. Консультирование родителей по проблемам. Коррекция детско-родительских отношений в диаде «мать-ребенок» направлена на восстановление эмоциональных привязанностей матери и ребенка, развитие навыков общения. Арт-терапевтические упражнения на проработку страхов, агрессии, обид, вины. Совместные игры в песке. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Описание выборочных занятий по темам и возрастам ЗАНЯТИЕ 1 Цель: Снижение высокого уровня психического напряжения ребенка в период психофизической адаптации для сокращения ее сроков. Освоение норм и правил поведения и общения в группе, осмысленность. Проигрывание психотравмирующей ситуации расставания с родителями и встречи с неизвестным, освоение новых способов поведения. Категория дети возраст 1.5-3года (дезадаптированные) Форма работы: игра в песочнице с обыгрывание поэтапно целого дня пребывания в детском саду с соблюдение последовательности выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д, а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Оборудование: песочница, фигурки –игрушки Ход занятия: Среди больших игрушек в группе выбирается игрушка, которая в понимании ребенка может символизировать родителя для его игрушки-посредника. От имени игрушки-родителя психолог несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду. Описание действий в игре с игрушкой – «родителем» и игрушкой – «ребенком». «Родители приводят малыша в песочный детский сад, где их уже ждет Пеочная Фея – воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает ему это сделать. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке или мешочке конфетку или печенье. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комнаты). Песочная Фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям и идут вместе в группу – песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты (там стоит игрушечный столик с посудой), спальня (там стоит игрушечная кроватка), туалет (там стоит игрушка-имитация горшка). Так же часть песочницы может быть засажена веточками (деревьями) –это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее игровой сюжет развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.» ЗАНЯТИЕ 2 Цель снятие напряжения, тревоги, расслабление, предоставление ребенку возможности самостоятельного отыгрывания негативных эмоций, обучение конструктивным способам, подходящим приемам коррекции агрессии, страхов. Категория дети 3-5лет Форма работы: а. игра с песком (3-4) , б. рисование при прослушивании сказки, упражнения по снятию напряжения (4-5лет) Оборудование песочница, Начало: выполнение упражнения «Буратино» из нервно-мышечной релаксации Джекобсона. Ход занятия: Детям предлагается послушать сказку «Полезная Боюська», во время чтения которой они рисуют на свободные темы. По окончании чтения обсуждаются рисунки и страхи, если они нарисованы у кого-то. Далее одни дети забираю рисунки, чтобы подарить родителям, а те из них, у которых нарисованы страхи, обиды, «злинки» расстаются с ними одним из предлагаемых способов: «помять», «изорвать», «потопить в воде», «побить». Игра в «магазин», продажа, обмен или выбрасывание «боюсек»- рисунков с проблемами. Текст сказки: «В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленькийц, серенький зверек с сереньким хвостиком. Все у мышонка было хорошо6 и тепло ему было и сытно. Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты. Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок бестолку до самого утра. Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает: -Ты почему плачешь? -Спать хочу, - отвечает мышонок. -Ты почему не спишь? --Не могу, у меня Боюська. -Какая такая Боюська? – не понял пес. -Боюська-а-а-а-а-а – еще сильнее заплакал мышонок. - И что она делает? -Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми. -Вот здорово,- позавидовал пес,- мне бы твою Боську. -Те-бе, -перестал плакать мышонок. – Для чего она тебе? -Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я –сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську. Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом. Завершение занятия: А. можно поиграть с ребенком в «магазин», купив или обменяв его «боюськи» на книги, игрушки, или конфеты. Б. Произносится заговор на исчезновение страха: «Страх, страх, не пугай Лучше приходи на чай. Хи-хи-хи, да хо-хо-хо Станет на душе легко»
ЗАНЯТИЕ 3 Цель обучение способам снятия напряжения, высвобождения заблокированной энергии и активизизация возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике при построении «песочного мира». Прикосновение к своему глубинному «я», создание целостной картины мира. Раскрытие скрытые потенциалы ребенка и коррекция дефектов развития. Развитие художественных и творческих способностей, развитие мелкой моторики. Категория дети возраст 5-7лет Оборудование песочница, фигурки Ход занятия: А. 1 этап- работа в песочнице. Стадии построения ребенком своего «песочного мира» (дома, семьи, детского сада..) включают три этапа с разной временной протяженностью. - детям предлагается расставить фигурки и бросать песок в расставленные фигурки, выражая эмоции и живущие комплексы. На стадии «хаос» происходит постепенное проживание «психоэмоционального состояния» ((страхи, растерянность, переживания) и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить отношение к ней. Стадия может занимать от одного до нескольких занятий. - Фигурки ребенком расставляются на 2 противоборствующие стороны (добрые и злые) и ведется борьба. Стадию «борьба» можно наблюдать у сложных детей. Из бессознательного переносятся внутренние конфликты, агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные отношения. Должен появиться герой, который восстановит справедливость. - Фигурки объединяются по парам. Наступает равновесие и гармония. Наблюдаются более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям(исход). Б. 2- завершающий этап (рисование, изотерапия). Ребенок под впечатлением игры в песке рисует на произвольную тему. Затем «забирает» созданное домой или уничтожает, как вызывающее негативные эмоции, освобождаясь символически от проблем.
ЗАНЯТИЕ 4 Цель коррекция взаимоотношений в диаде «мать-ребенок», укрепление эмоциональной привязанности и развитие навыков общения Категория: детско-родительская диада «мать-ребенок» Оборудование: бумага А4, цветные карандаши Ход занятия Работают в паре мать с ребенком, рисуя отдельно по инструкции. Обсуждение совместное, консультация родителей по окончании занятия. Вариант1. «мешок обид» А. Инструкция ребенку: «Скажи, дружок, ты знаешь, что такое обида? Обида – это неоправданные ожидания. Это когда кто-то делает не так, как ты ожидаешь, и ты на него за это сердишься, обижаешься. Вспомни свои обиды и сложи их в мешок. Расскажи и обсуди это с мамой. А мама расскажет о своих нарисованных обидах» Б. « Чем больше у человека обид, тем тяжелее ему живется. Чтобы не таскать тяжелый мешок с камнями обид за своими плечами, научись их прощать. А лекарство от обид – это прощение и благодарность. Представь, что ты волшебник и преврати каждый камень обиды в сладкую конфету. Подари ее тому, кто тебя обидел и прости его. А у того, кого ты сам обидел, попроси прощения. И вот уже обиженный тобой из врага превращается в друга, которому ты желаешь только добра. А обоюдное прощение двух обиженных превращается в их примирение. Нарисуй мешок с конфетами вместо обид. Как изменилось твое настроение? Правда, тебе стало легче? И веселее!». Вариант 2. Музей страхов Инструкция ребенку: «Наверное, нет таких людей, которые вообще ничего не боятся. Только страхи у всех разные: кто-то боится темноты, а кто-то змей, врачей и т.д. А чего больше всего боишься ты? Нарисуй свой страх (или несколько) на этой странице. Мой дружок, я открою тебе одну страшную тайну: свои страхи можно победить! Представь себе, для этого есть много способов. Например, можно создать Музей своих страхов, нарисовав их или вылепив из пластилина. А потом пригласить в этот Музей маму и провести для нее экскурсию, рассказав подробно про каждый экспонат. А еще можно самому сходить на такую экскурсию к своим лучшим друзьям, братьям или сестрам и всем вместе посмеяться, представив эти страхи в юмористическом виде, а себя – в виде героя-победителя. Всегда знай и помни, дружок, как сильно твоя семья и твои друзья любят, оберегают и поддерживают тебя. И ты победишь любые страхи!» Вариант3. Стакан смелости Инструкция ребенку: «А знаешь ли ты, дружок, какое состояние противоположно страху? Правильно – это смелость, храбрость, отвага. Она тоже есть у каждого из нас. Только иногда ее почему-то становится меньше, и тогда мы начинаем чего-то бояться и тревожиться. Нарисуй здесь, какая она, по-твоему, смелость. Хочешь, я расскажу тебе, что надо сделать, чтобы стать смелее? Только никому об этом не говори, иначе волшебство не подействует… Слушай и запоминай: вечером набери полный стакан воды, поставь его на подоконник и скажи: «Смелость, приди ко мне!» и отправляйся спокойно спать. Пока ты спишь, вода в стакане наполняется смелостью.Утром натощак выпей всю эту волшебную смелую воду и скажи 3 раза: «Я самый смелый!» и - вперед, за дело. Поверь в себя и ты увидишь, что тебе обязательно повезет! Нарисуй себя – победителя».
ЛИТЕРАТУРА 1.Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие / Е.Е.Алексеева-СПб.: Речь; М,:Сфера, 2009 -283с 2. Болсуновская Н. Настины приёмы. Школьный психолог №4. 2005 3. Воспитание детей эмоционально отзывчивыми. Уроки общения в детском саду и начальной школе: учебно-методическое пособие/авт.-сост. С.А.Курносова.- Петропавловск-Камчатский: КамГУ им.Витуса Беринга, 2010.- 340с 4.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.,Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич – ЕвстигнеевА, Т.М. Грабенко .- СПб: Издательство «Речь», «ГЦ Сфера»; 2001-400с. 5.Киселёва, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе./ М.В.Киселёва.- Речь, 2007.-336с. 6. Киселёва, М.В. Арт - терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.В.Киселёва.- Переиздат.- СПб.: Речь, 2012.-160с. 7. Киселева Н.А. Методическое пособие по работе с замещающими семьями для специалистов по арт-терапии/ Н.А. Киселева.-Псков: Логос- Плюс, 2014 8.Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков./ А.И.Копытин„Е.Е.Свистовская. - М.: «Когито-Центр», 2007.-197с. 9.Кузуб Н.В. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений / Н.В.Кузуб, Э.И.Осипук-СПб: Речь; М.:Сфера, 2011.-61с 10.Лебедева, Л.Д.Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии/ Л.Д.Лебедева, Ю.В.Никонорова, Н.А.Тараканова. - СПб.: Речь, 2006.-336с. 11.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система загнятий.-СПб: Речь,2008.-256с. 12.Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития/ С.Г.Рыбакова.- СПб.: Речь, 2007.-144с. 13.Ратникова Е.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми/Е.В.Ратникова, А.В.Гаврик.- СПБ.:Речь, 2013.-137с 14.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. –СПб.:Речь. 2008.-176с 15.Сучкова, Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей/ Н.О. Сучкова.- СПб.: Речь. М.:Сфера, 2008.-112с. 16.Ткач.Р.М.Сказкотерапия детских проблемСПб.:Речь;М.:Сфера,2008.-118с 17.Эль Г.Н.Человек, играющий в песок динамическая песочная терапия/ Г.Н.Эль.- СПб.: Речь. 2010-208с |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».