Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430679
Статья "Духовно-нравственное воспитание – основа развития личности дошкольника"
Содержание - Дошкольное образование

Камалова Гулюса Гаптеравефовна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад №297», город Казань, Республика Татарстан. 
Предназначена для педагогов дошкольных образований.


Дата публикации: 29.05.2018


В настоящее время проблема воспитания духовно, психически и телесно здоровых детей стоит особенно остро. Это связано с тем, что погруженный в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу - вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер - вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность - способность к состраданию и милосердию, самостоятельному мышлению и принятию решения, творчеству и созиданию. Неблагоприятная экологическая ситуация, несбалансированное, а для многих детей и скудное питание, отсутствие должных физических занятий ведут к многочисленным телесным болезням детей.

Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать « добро» и « зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшее сферы личности ребенка - дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями взрослых и мистикой.

В последующем лишенная традиционных духовно- нравственных ориентиров и ценностей жизнь человека превращается в подчиненное блуждание по различным компьютерным программам или сектам, пленниками которых сейчас так часто оказываются дети и молодежь.

И эта опасность многократно усиливается тяжелейшим духовно- нравственным кризисом, который переживает современное российское общество. Такое состояние общества, где агрессия, конфликты, жестокость, преступления становятся обыденным явлением, явлением которое следует рассматривать как проявление первородного греха в социальной жизни, многократно уменьшает шансы детей на нормальное развитие.

Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей возможны только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, при формировании подлинно нравственных граждан.

Однако решение этой проблемы затруднено целым рядом обстоятельств - от экономического неблагополучия до растлевающего действия средств массовой информации. Нельзя не видеть сколь много прилагается усилий и для разрешения традиционной духовности. К тому же действующие в наши дни тоталитарные секты, пропаганда всевозможных магов, «порицателей», «предсказателей», «целителей» и проч.- это тоже духовность, приносящая людям весьма горькие плоды. Дети не застрахованы от всех этих вредных воздействий. Поэтому проблема духовно- нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

В общественном  сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Основные задачи нравственного воспитания:

1- формирование нравственного сознания;

2- воспитание и развитие нравственных чувств;

3- выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных качеств и нравственных чувств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Содержание нравственного воспитания в современности претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить человеческие ценности.

Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо.

Еще одна общечеловеческая ценность - свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личности. И это особенно отчетливо выявило низкий уровень культуры. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих.

В структуру воспитательных дел этической направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль - форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности норм и принципов морали приводит к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки - свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок  и суждений формируются нравственные убеждения, которые  в конечном счете и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнять. Но знание и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманы.

В систему этических воспитательных дел ограничено вплетаются средства, стимулирующие нравственные чувства, под которыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел - формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности - важная и необходимая часть этических воспитательных дел.

Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали - возможность свободного выбора. Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит функция этических воспитательных дел.

Система поступков ведет к формированию нравственной привычки - устойчивой потребности совершать нравственные поступки.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в  человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить в среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Актуальной задачей является воспитание у дошкольников нравственно - волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности,  дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности.  « Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это сам: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу. Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы ребенка научить необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка « я сам» не следует отвечать: « Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить отдельную полку и т.д.

Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям, наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать по образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия.

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом и лицо.

Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую степень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.

В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать ее.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, нужно больше опираться на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: « Молодец» или « Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить ребенку, которому нет еще трех лет, самостоятельно завязывать шнурки, то это задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это далось ему не сразу, значит задача  предложена несвоевременно или подана неумело.

Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребенок освоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Таким образом, овладение дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Еще одно ценнейшее нравственное качество – заботливое отношение к окружающим, которое воспитывается у детей раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистическое тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего требуя от него взамен.

Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщенны, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим. Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей. Первый этап - охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем – проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Завершающий этап этого качества – проявление заботливости в отношениях к близким людям.

Проявления заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива. Благотворное влияние детского сада на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости отмечают и родители.

Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания; устойчивость проявления заботливости при некотором изменении обычных жизненных ситуаций; наличие мотивов, которые обеспечивают общественную направленность проявляемой заботы.

Особенности проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье; понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике; отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде.

Постепенно дети осознают желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести дело до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать. Выполняя по заданию воспитателя практические дела, дети учатся и словесно выражать свои добрые чувства членам семьи.

Социальное пространство взрослых и сверстников, в котором воспитывается ребенок, является центральной составляющей детской картины мира, которая формируется в процессе целостного развития личности ребенка, всех ее сфер: социокультурной, социальной и психофизиологической.

Социокультурная сфера развивается через отношения к Родине, своему народу, его культуре. В процессе национального воспитания формируется социокультурная сфера личности - национальное самосознание и самоидентификация.

Заметным фактором, влияющим на развитие социокультурной сферы личности ребенка является информационная среда, формирующая образ мира, родины, окружающей среды. К сожалению, в настоящее время информационное пространство все более заменяется «экранной плоскостью». Внедряясь в детское сознание посредством телеобразов, клипов, оптических эффектов, информационная среда в современной детской картине мира трансформирует ценностные ориентации и базовые потребности ребенка в игре, общении с взрослыми, сверстниками. Поэтому столь необходимо создание «экологически чистой» информационной сферы вокруг ребенка.

Социальная сфера личности ребенка формируется через отношения со сверстниками и взрослыми, в процессе социального воспитания происходит социальное развитие личности ребенка, развитие его социального самосознания.

Психофизиологическая сфера личности проявляется в устойчивости психических процессов (чувствительности, внимании, памяти), В понимании необходимости управлять своими желаниями, в регулирующей функции самосознания (понять свои ощущения и чувства, уметь адекватно их выразить, владеть собою).

Для дошкольного возраста в процессе духовно – нравственного воспитания раскрываются и уточняются понятия о родных людях в семье (отец, мать, братья, сестры и другие родственники), даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками.

Формирование любви к родному краю органично связано с прошлым, настоящим и будущим нашей Родины. Осмысливание этой истины происходит вместе с взрослением ребенка, расширяющимся кругом представлений о родной стране, ее людях.

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. Рассказы близких людей – участников Великой Отечественной войны – в доступной форме являются одним из самых эффективных средств, служащих этой цели. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызвать у него переживания. Замечательный педагог, посвятивший свою жизнь детям, В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… Пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего».

С особой силой запечатлеваются посещения любимых мест в разное время. Дети видят родную природу в разные сезоны года, наблюдают за ее изменениями, глубже и полнее чувствуют ее своеобразие и прелесть.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю его жизнь. Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, - с улицей, по которой ходил не раз; двором, где посадил молодое деревцо; кустом сирени, через который солнечные блики будили его утром; речкой, в которой он плескался, ловил рыбу…  Воспитывая у нашей детворы любовь к родной природе, мы закладываем в них первые ростки большого чувства любви к Родине.

Для формирования  духовно – нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста в детском саду используются следующие методы:

1.Беседа. Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дает ребятам высказаться. Это позволяет педагогу понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. Например, на занятии по развитие речи «Из какой я сказки!», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

По произведению К. Чуковского «Мойдодыр» дети закрепляют знания, как заботиться о своем здоровье, чистоте тела, опрятном внешнем виде.

На этических занятиях с помощью воспитателя дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Например, темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба», «Кого люди называют смелым».

2. Чтение и анализ художественных произведений. Например, В. А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К. Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».

Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включенные как основную часть, так и в длительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.

3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятий для ребенка деятельностью является игра. Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах, трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет, ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. В этом возрасте игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых с ребенком. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его нравственный опыт, накопленный в детском саду и семье.

Важным условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации.

Важны и образные, и двигательные, и дидактические игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры.

Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно - образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта), двигательные (коляски, спортивные игрушки), строительные наборы (деревянные объемные геометрические формы), дидактические (пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики), игрушки –забавы, полуготовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку. Приобретение игрушек должно зависеть от педагогической ценности игрушки. Надо соблюдать чувство меры: обилие игрушек не улучшает детские игры, оно рассеивает внимание дошкольника, мешает сосредоточиться на игровом замысле.

Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. Игры в «семью», «детский сад», в которых дети берут на себя роли самых близких – воспитывают у детей умения замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях, способности к сопереживанию. В игровых действиях ребенок воспроизводит поведение, чувства, переживания своих родителей так, как он их представляет, стремясь образно осмыслить семейные отношения, разные жизненные ситуации. В игре он выражает свое отношение к ним, свои желания.

Игра в «семью» любима детьми всех возрастов. Чем старше дети, тем более содержательной и привлекательной она становится. Дети охотно участвуют в игре в «семью» в том случае, если каждый играющий  уважает мнение другого, прислушивается к его советам.

Чтобы играть вместе, каждому приходится добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится.

Станет ли игра эффективным средством нравственного воспитания – во многом зависит и от родителей: от того, какие игры поощряются отцом и матерью; какие покупаются игрушки; как в семье проводятся праздники и развлечения.

Включение на занятие дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает  менее заметным для ребенка переход к серьезной учебной работе. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых не удается сосредоточить внимание.

Благодаря использованию дидактических игр в процессе обучения и воспитания можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

 

Литература:

1.Воспитание и обучение в детском саду (национально - региональный компонент Программы) Казань. Издательство «Магариф»,2009.

2.Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Книга для воспитателя. – М: Просвещение,1990.

3.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.2: Процесс воспитания.

4.Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Подготовительная группа. / Сост. П. Г. Федосеева.- Волгоград: ИТД «Корефей»,2008.

5. Журнал «Магариф», Казань, №9 1997; №1 1998; №11 1999.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР