Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7427198
Тема: «Родной мой край». Творчески-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста.
Содержание - Дошкольное образование

Бундина Наталья Петровна, воспитатель, МДОАУ №22 пос. Глубокого Муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края. 
Творчески- познавательный проект по теме: «Родной мой край» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект направлен на воспитание чувства патриотизма, гордости, желания узнать, что-то новое из жизни своих предков. Сформировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани. Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани, к истории народов. Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.

 

 


 

Дата публикации: 29.05.2018


 

Тема: «Родной мой край».

 

Творчески-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста.

 

Проблема проекта: воспитание чувства патриотизма, гордости, желания узнать, что-то новое из жизни своих предков.

Цель: формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани;

познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;

дать представление о возникновении станиц и хуторов;

совершенствовать знания о своей родной станице; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине.

Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:

1. Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани, к истории народов.

2. Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.

3. Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.

4. Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания, используя их в игре.

5. Активизировать и обогащать их словарь об окружающем мире.

6. Побуждать ребёнка к активности в поиске смысла происходящего.

7. Учить детей разумно строить свою деятельность, высказывать свое мнение.

Участники проекта: дошкольники старшей группы, родители, воспитатель.

Задачи воспитательной направленности

Воспитывать:

  • отзывчивость,
  • коммуникативность,
  • стремление сочувствовать,
  • уважительное отношение к традициям своего народа,
  • заботливое отношение к природе,
  • эстетические и патриотические чувства средствами окружающей природы

Задачи развивающей направленности.

  • развивать: интерес и любовь к родному краю и умение отражать в продуктивной деятельности;
  • воображение, фантазию,
  • логическое мышление,
  • экологическое сознание, интерес к наблюдению в природе,
  • внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов.

Материал, используемый в проекте

Утренние беседы: «Как много мест у нас хороших»;

«Традиции и обычаи в жизни людей»;

«О нашем поселке»;

«О растениях украшающих родной поселок»;

«Как я провёл выходной».

Экскурсия в «Хату казака».

Экскурсия в музей.

Экскурсия в парк: «Памятные места нашего поселка».

Путешествие по карте Краснодарского края.

Рассматривание картины: «Казаки».

Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных достопримечательных мест поселка.

Рассматривание фотографий принесённых детьми после праздника Дня поселка.

Фольклор Кубани: разучивание песни «Казачок».

Разучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».

Разучивание считалки: «Раз, два, три, четыре – жили мошки на квартире».

Викторина: «Кто больше вспомнит пословиц и приговорок».

Чтение произведения В. Бакалдина: «На Кубани вырос я».

Дидактические игры:


«Скажи наоборот»; «Звук потерялся»; «Да – нет»; «Хочу другое имя»; «Догадайся сам»; «Как зовут друзей» «Отгадай кто»; «Что лишнее»; «Цифровое лото»; «Замочная скважина»; «Не ошибись»; «Выиграй приз»; «Один – много»; «Кто есть кто?»; «На что похоже?»; «Отгадай, что это»; «Что с начало, что потом»; «Придумай по смыслу»; «Назови крестьянские профессии»; « Живые слова»; «Кто, что делает?» «Определи орнамент»; «Измерим удава»; «Чего не стало?»


Сюжетно – ролевые игры:


«Скульптор»; «Семья казаков»; «Автопарк»; «Как в старину»; «Наездники»; «Семья встречает гостей»; «Семья в гостях»; «Машинист»; «Дочки – матери»; «Кладоискатель»; «Праздник»;«Кафе» «Телеграф»; «Волшебники»; «Семья»; «Хозяйский двор»; «Швейная фабрика»; «Консервный завод»; «Фабрика»; «Пекарня»; «Супермаркет»; «Семья за чаем»; «В театре»; «В музее»


Подвижные игры:


«Лапта»; «Подсолнухи»; «Казаки - разбойники»; «Золотые ворота»; «Салки»; «Горелки»; «Жмурки» «Казаки»; «На охоте»; «Ехал Ваня из Казани»; «С города долой»; «Чай – чай - выручай»; «Пятнашки»; «Мишень» «А ты - баты, шли солдаты»; «Гуси – гуси»; «Городок»; «Лягушки и цапля»; «Дуб – дубок»; «Мы пилили»; «Сбей шапку».

Коллективный труд: изготовление бумажного макета: «Новый парк в поселке»

КОНСТРУИРОВАНИЕ

«Мой поселок. Каким я тебя вижу»

Цель: учить строить микрорайон поселка по чертежам и схемам; работать сообща.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

«Изготовление куклы из соломы»

Цель: учить передавать образ фигурки куклы; работать с природным материалом.

АППЛИКАЦИЯ

«Моя родная улица» (коллективная)

Цель: учить изображать дома в соответствии с выбранным проектом; закреплять умение складывать бумагу на нужное количество частей, ровно разрезать по сгибу; работать сообща; находить взаимопонимание.

ЛЕПКА

«Кубанская посуда»

Цель: учить применять разные приёмы лепки из удлиненного цилиндра, ленты; познакомить с различными средствами выразительности при передаче образа.

ЛЕПКА

«Казачка и казак»

Цель: сделать фигурки кукол выразительными за счёт их осанки и деталей одежды; голову вместе с туловищем лепить из одного куска.

ЛЕПКА

«Булочка» (хала)

Цель: учить лепить булочку переплетая две или три колбаски из теста; совершенствовать умение в лепке баранок; воспитывать навыки аккуратного обращения с тестом.

РИСОВАНИЕ

«Роспись кубанской посуды»

Цель: познакомить с кубанскими орнаментами (знак дождя, знак изображения солнца, знак сытости жизни); развивать глазомер, координацию и силу движения, фантазию и воображение.

РИСОВАНИЕ

«Любимый уголок поселка»

Цель: учить самостоятельно (по памяти) изображать любимые сердцу места родного уголка поселка; воспитывать любовь к родному поселку, развивать творческое воображение.

РИСОВАНИЕ

«Пастушок»

Цель: учить в рисунке передавать эпизод из жизни пастушка; передавать позу персонажа; изображать пастушка в соответствующей одежде; самостоятельно использовать нужные технические приёмы.

Реализация проекта

«Моя малая Родина»

Цель: познакомить детей с историей Кубани, упражнять в умении составлять рассказ по нарисованным картинкам;

- вспомнить стихи, пословицы и поговорки;

- учить сравнивать описывать, делать выводы.

«Ты, Кубань, ты наша Родина»

Цель: познакомить детей с названием Кубань, довести до их понимания, что живут они на кубанской земле; рассказать, кто живет на Кубани; дать понятие «казаки» и «казачки»; выделить столицу Кубани Краснодар; закрепить в речи новые слова; вызвать интерес к казачьей сказке; воспитывать любовь к родному краю. Показать в рисунке цветовую гамму чувств.

Методы и приемы: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, пояснения, обращение к личному опыту, чтение сказки, рассматривание цветных иллюстраций.

Словарная работа: Кубань, кубанская земля, Краснодарский край, Краснодар, поселок Глубокий, казак, казачка.

Оборудование: альбом с иллюстрациями, книга «Казачьи сказки», «Казачий семейный альбом», альбомные листы, гуашь разного цвета, кисти.

Ход занятия: Воспитатель рассказывает стихотворение, о древней земле Кубани, ее местонахождении и населяющих ее людях.

Дети задают вопросы. Воспитатель говорит о переселенцах, обычаях кубанцев, их фольклоре, читает сказку, рассматривают иллюстрации, переходят к рисованию.

                       «Родная Кубань – столица Екатеринодар»

Цель: обогащение речи образными выразительными средствами, эпитетами, метафорами, относящимися к Родине

- воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за неё.

«Название моего поселка. Его основание»

Цель: продолжать знакомить с историей Кубани и основанием поселка;

- совершенствовать знания о своем родном поселке;

- развивать монологическую, связную речь;

- умело подбирать определения;

- дать представление о возникновении станиц и хуторов;

- совершенствовать знания о своем родном поселке; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине

«Путешествие в прошлое»

                       (Аппликация)
Цель: познакомить детей с природой поселка Глубокого в прошлом столетии, воспитывать заботливое и уважительное отношение к родным просторам, обратить внимание на изменения в природе, научить с помощью объемной аппликации делать природный пейзаж из разных круп, развивать творчество, закреплять умение работать коллективно.

Материал: карта-схема п. Глубокого, картинки с изображением деревьев и кустарников этих мест, ватман, клей, кисти, салфетки, крупа: пшено крашенное, манная крупа; опилки.

Ход занятия: Воспитатель с детьми отправляется в путешествие во «время наших предков», используя наглядный материал и фотографии, знакомятся с пейзажем. По возвращению из путешествия изготавливают аппликацию «Так было», по увиденному.

«Родная Кубань. День поселка»

Цель: продолжать знакомить с историческим прошлым поселка;

- воспитывать любовь к родному краю

- воспитывать чувство патриотизма, гордость, желание узнать, что-то новое из жизни своих предков.

«Жилище казаков»

(Лепка)

Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища на Кубани, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту казаков, познакомить из чего строили хаты, что находилось во дворе, внутри хаты. Учить лепить из соленого теста по заданной теме. Развивать чувство симметрии, умение красиво и правильно оформлять постройку, создавать ее по схеме, воспитывать чувство коллективизма.

Материал: наглядный материал: фотографии, картины, эскизы жилища казаков, соленое тесто, доски, салфетки.

Ход занятия: Используя картины и фотографии дети знакомятся с (хутором) поселком, двором, внутренним обустройством хаты казаков. Затем предлагается изготовить жилища-хаты казаков.

«Оформление строений»

(Рисование)

Цель: знакомить детей с архитектурным строением домов казаков, учить создавать образ, оформляя постройку, закреплять приемы рисования гуашью, краской, учить готовить оттенки.

Материал: поделки домиков-хаток, краски, гуашь, вода, кисти, салфетки, палитра, картины хат, образец работы.

Ход занятия: Предлагается детям оказаться в мастерской оформителя. Провести оформительские работы с домиками.            

 

«Прошлое поселка…»

(Конструирование)

Цель: закреплять представление детей о строении хат казаков, располагать постройки согласно предложенному плану, строить по образцу, придерживаться основных принципов, формировать чувство взаимопомощи в коллективной работе.

Материал: поделки жилищ-хаток, мелкие камешки, клей, сплетенная ивовая изгородь, макеты деревьев, мох, пластилин, опилки, план расположения.

Ход занятия: Распределить между детьми, кто какое сооружение будет строить, соединяя все в одну большую композицию, выкладывать дорогу из камешков, распределять и соотносить деревья по отношению к домам.

Помогать детям в процессе работы. В конце работы рассмотреть композицию, оценить и порадоваться коллективному труду.

« Так стало»

(Рисование)

Цель: расширять представление детей об архитектурных изменениях, учить соотносить и отображать увиденное, передавать в сюжетном рисунке характерные особенности строений данного времени, закреплять умение работать сообща.

Материал: ватман, кисти, акварельные краски, салфетки, простые карандаши, фотографии поселка.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям путешествие по поселку. Используя открытки и иллюстрации поселка, отправляются осматривать здания, обсуждают, как изменился поселок. По возвращению в группу изображают здания-трехэтажки, обустроенную современную жизнь.

«Навстречу истории»

(Развлечение)

Цель: закрепить полученные ранее знания, воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес к кубанскому фольклору и удивительным загадкам прошлого Кубани, расширить запас слов, познакомить с казачьим хором.

Материал: конверты с казачьими играми, выставка работ, мешок-сюрприз, фрукты, корзинка, цветок-василек.

Ход занятия: Ребенок встречает хор казаков хлебом-солью. Дети смотрят концерт подготовительной группы, песни казачьего хора. Водят хоровод, делятся на две команды и выполняют задания цветка-василька. Беседуют и задают вопросы казакам. Свободные танцы и угощение.

Полученный результат:

Расширение знаний детей о родном крае

Развитие любознательности и познавательных способностей детей

Развитие творческого воображения

Развитие коммуникативных навыков: умение работать в группе, договариваться между собой, обращаться к взрослым за помощью, вести диалог и т.д.

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности


Список использованной литературы

1.Алябьева Е.А «Тематические дни и недели в детском саду», «Итоговые дни по лексическим темам», 2006 год.

2.Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. - 1997, № 7.

3.Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М.: Просвещение, 1988.

4.Владимирская Л.А. От осени до осени. – М., 2004 год.

5.Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

6.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

7.Жуковская Р.Н. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада. /Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985. – 238 с

8.Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: Просвещение, 1985. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. - 1998, № 4.

9.Князева М. Азбука искусств. - М.: «Открытый мир», 1995. - 80 с.

10.Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

11.Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ. «Дошкольное воспитание». - М.: Просвещение, 2001.

12.Курочкина Н. Знакомство детей с пейзажной живописью. – М., 2001.

13.Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.

14.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебн. пособие для уч-ся пед. уч-щ «Дошкольное воспитание - М.: Просвещение, 2001.

15.Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР