Тема: «Родной мой край». Творчески-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста. |
Содержание - Дошкольное образование |
Бундина Наталья Петровна, воспитатель, МДОАУ №22 пос. Глубокого Муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края.
Дата публикации: 29.05.2018
Тема: «Родной мой край».
Творчески-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста.
Проблема проекта: воспитание чувства патриотизма, гордости, желания узнать, что-то новое из жизни своих предков. Цель: формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани; познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков; дать представление о возникновении станиц и хуторов; совершенствовать знания о своей родной станице; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине. Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи: 1. Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани, к истории народов. 2. Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения. 3. Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества. 4. Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания, используя их в игре. 5. Активизировать и обогащать их словарь об окружающем мире. 6. Побуждать ребёнка к активности в поиске смысла происходящего. 7. Учить детей разумно строить свою деятельность, высказывать свое мнение. Участники проекта: дошкольники старшей группы, родители, воспитатель. Задачи воспитательной направленности Воспитывать:
Задачи развивающей направленности.
Материал, используемый в проекте Утренние беседы: «Как много мест у нас хороших»; «Традиции и обычаи в жизни людей»; «О нашем поселке»; «О растениях украшающих родной поселок»; «Как я провёл выходной». Экскурсия в «Хату казака». Экскурсия в музей. Экскурсия в парк: «Памятные места нашего поселка». Путешествие по карте Краснодарского края. Рассматривание картины: «Казаки». Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных достопримечательных мест поселка. Рассматривание фотографий принесённых детьми после праздника Дня поселка. Фольклор Кубани: разучивание песни «Казачок». Разучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края». Разучивание считалки: «Раз, два, три, четыре – жили мошки на квартире». Викторина: «Кто больше вспомнит пословиц и приговорок». Чтение произведения В. Бакалдина: «На Кубани вырос я». Дидактические игры:
«Скажи наоборот»; «Звук потерялся»; «Да – нет»; «Хочу другое имя»; «Догадайся сам»; «Как зовут друзей» «Отгадай кто»; «Что лишнее»; «Цифровое лото»; «Замочная скважина»; «Не ошибись»; «Выиграй приз»; «Один – много»; «Кто есть кто?»; «На что похоже?»; «Отгадай, что это»; «Что с начало, что потом»; «Придумай по смыслу»; «Назови крестьянские профессии»; « Живые слова»; «Кто, что делает?» «Определи орнамент»; «Измерим удава»; «Чего не стало?»
Сюжетно – ролевые игры:
«Скульптор»; «Семья казаков»; «Автопарк»; «Как в старину»; «Наездники»; «Семья встречает гостей»; «Семья в гостях»; «Машинист»; «Дочки – матери»; «Кладоискатель»; «Праздник»;«Кафе» «Телеграф»; «Волшебники»; «Семья»; «Хозяйский двор»; «Швейная фабрика»; «Консервный завод»; «Фабрика»; «Пекарня»; «Супермаркет»; «Семья за чаем»; «В театре»; «В музее»
Подвижные игры:
«Лапта»; «Подсолнухи»; «Казаки - разбойники»; «Золотые ворота»; «Салки»; «Горелки»; «Жмурки» «Казаки»; «На охоте»; «Ехал Ваня из Казани»; «С города долой»; «Чай – чай - выручай»; «Пятнашки»; «Мишень» «А ты - баты, шли солдаты»; «Гуси – гуси»; «Городок»; «Лягушки и цапля»; «Дуб – дубок»; «Мы пилили»; «Сбей шапку». Коллективный труд: изготовление бумажного макета: «Новый парк в поселке» КОНСТРУИРОВАНИЕ «Мой поселок. Каким я тебя вижу» Цель: учить строить микрорайон поселка по чертежам и схемам; работать сообща. КОНСТРУИРОВАНИЕ «Изготовление куклы из соломы» Цель: учить передавать образ фигурки куклы; работать с природным материалом. АППЛИКАЦИЯ «Моя родная улица» (коллективная) Цель: учить изображать дома в соответствии с выбранным проектом; закреплять умение складывать бумагу на нужное количество частей, ровно разрезать по сгибу; работать сообща; находить взаимопонимание. ЛЕПКА «Кубанская посуда» Цель: учить применять разные приёмы лепки из удлиненного цилиндра, ленты; познакомить с различными средствами выразительности при передаче образа. ЛЕПКА «Казачка и казак» Цель: сделать фигурки кукол выразительными за счёт их осанки и деталей одежды; голову вместе с туловищем лепить из одного куска. ЛЕПКА «Булочка» (хала) Цель: учить лепить булочку переплетая две или три колбаски из теста; совершенствовать умение в лепке баранок; воспитывать навыки аккуратного обращения с тестом. РИСОВАНИЕ «Роспись кубанской посуды» Цель: познакомить с кубанскими орнаментами (знак дождя, знак изображения солнца, знак сытости жизни); развивать глазомер, координацию и силу движения, фантазию и воображение. РИСОВАНИЕ «Любимый уголок поселка» Цель: учить самостоятельно (по памяти) изображать любимые сердцу места родного уголка поселка; воспитывать любовь к родному поселку, развивать творческое воображение. РИСОВАНИЕ «Пастушок» Цель: учить в рисунке передавать эпизод из жизни пастушка; передавать позу персонажа; изображать пастушка в соответствующей одежде; самостоятельно использовать нужные технические приёмы. Реализация проекта «Моя малая Родина» Цель: познакомить детей с историей Кубани, упражнять в умении составлять рассказ по нарисованным картинкам; - вспомнить стихи, пословицы и поговорки; - учить сравнивать описывать, делать выводы. «Ты, Кубань, ты наша Родина» Цель: познакомить детей с названием Кубань, довести до их понимания, что живут они на кубанской земле; рассказать, кто живет на Кубани; дать понятие «казаки» и «казачки»; выделить столицу Кубани Краснодар; закрепить в речи новые слова; вызвать интерес к казачьей сказке; воспитывать любовь к родному краю. Показать в рисунке цветовую гамму чувств. Методы и приемы: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, пояснения, обращение к личному опыту, чтение сказки, рассматривание цветных иллюстраций. Словарная работа: Кубань, кубанская земля, Краснодарский край, Краснодар, поселок Глубокий, казак, казачка. Оборудование: альбом с иллюстрациями, книга «Казачьи сказки», «Казачий семейный альбом», альбомные листы, гуашь разного цвета, кисти. Ход занятия: Воспитатель рассказывает стихотворение, о древней земле Кубани, ее местонахождении и населяющих ее людях. Дети задают вопросы. Воспитатель говорит о переселенцах, обычаях кубанцев, их фольклоре, читает сказку, рассматривают иллюстрации, переходят к рисованию. «Родная Кубань – столица Екатеринодар» Цель: обогащение речи образными выразительными средствами, эпитетами, метафорами, относящимися к Родине - воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за неё. «Название моего поселка. Его основание» Цель: продолжать знакомить с историей Кубани и основанием поселка; - совершенствовать знания о своем родном поселке; - развивать монологическую, связную речь; - умело подбирать определения; - дать представление о возникновении станиц и хуторов; - совершенствовать знания о своем родном поселке; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине «Путешествие в прошлое» (Аппликация) Материал: карта-схема п. Глубокого, картинки с изображением деревьев и кустарников этих мест, ватман, клей, кисти, салфетки, крупа: пшено крашенное, манная крупа; опилки. Ход занятия: Воспитатель с детьми отправляется в путешествие во «время наших предков», используя наглядный материал и фотографии, знакомятся с пейзажем. По возвращению из путешествия изготавливают аппликацию «Так было», по увиденному. «Родная Кубань. День поселка» Цель: продолжать знакомить с историческим прошлым поселка; - воспитывать любовь к родному краю - воспитывать чувство патриотизма, гордость, желание узнать, что-то новое из жизни своих предков. «Жилище казаков» (Лепка) Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища на Кубани, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту казаков, познакомить из чего строили хаты, что находилось во дворе, внутри хаты. Учить лепить из соленого теста по заданной теме. Развивать чувство симметрии, умение красиво и правильно оформлять постройку, создавать ее по схеме, воспитывать чувство коллективизма. Материал: наглядный материал: фотографии, картины, эскизы жилища казаков, соленое тесто, доски, салфетки. Ход занятия: Используя картины и фотографии дети знакомятся с (хутором) поселком, двором, внутренним обустройством хаты казаков. Затем предлагается изготовить жилища-хаты казаков. «Оформление строений» (Рисование) Цель: знакомить детей с архитектурным строением домов казаков, учить создавать образ, оформляя постройку, закреплять приемы рисования гуашью, краской, учить готовить оттенки. Материал: поделки домиков-хаток, краски, гуашь, вода, кисти, салфетки, палитра, картины хат, образец работы. Ход занятия: Предлагается детям оказаться в мастерской оформителя. Провести оформительские работы с домиками.
«Прошлое поселка…» (Конструирование) Цель: закреплять представление детей о строении хат казаков, располагать постройки согласно предложенному плану, строить по образцу, придерживаться основных принципов, формировать чувство взаимопомощи в коллективной работе. Материал: поделки жилищ-хаток, мелкие камешки, клей, сплетенная ивовая изгородь, макеты деревьев, мох, пластилин, опилки, план расположения. Ход занятия: Распределить между детьми, кто какое сооружение будет строить, соединяя все в одну большую композицию, выкладывать дорогу из камешков, распределять и соотносить деревья по отношению к домам. Помогать детям в процессе работы. В конце работы рассмотреть композицию, оценить и порадоваться коллективному труду. « Так стало» (Рисование) Цель: расширять представление детей об архитектурных изменениях, учить соотносить и отображать увиденное, передавать в сюжетном рисунке характерные особенности строений данного времени, закреплять умение работать сообща. Материал: ватман, кисти, акварельные краски, салфетки, простые карандаши, фотографии поселка. Ход занятия: Воспитатель предлагает детям путешествие по поселку. Используя открытки и иллюстрации поселка, отправляются осматривать здания, обсуждают, как изменился поселок. По возвращению в группу изображают здания-трехэтажки, обустроенную современную жизнь. «Навстречу истории» (Развлечение) Цель: закрепить полученные ранее знания, воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес к кубанскому фольклору и удивительным загадкам прошлого Кубани, расширить запас слов, познакомить с казачьим хором. Материал: конверты с казачьими играми, выставка работ, мешок-сюрприз, фрукты, корзинка, цветок-василек. Ход занятия: Ребенок встречает хор казаков хлебом-солью. Дети смотрят концерт подготовительной группы, песни казачьего хора. Водят хоровод, делятся на две команды и выполняют задания цветка-василька. Беседуют и задают вопросы казакам. Свободные танцы и угощение. Полученный результат: Расширение знаний детей о родном крае Развитие любознательности и познавательных способностей детей Развитие творческого воображения Развитие коммуникативных навыков: умение работать в группе, договариваться между собой, обращаться к взрослым за помощью, вести диалог и т.д. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности
Список использованной литературы 1.Алябьева Е.А «Тематические дни и недели в детском саду», «Итоговые дни по лексическим темам», 2006 год. 2.Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. - 1997, № 7. 3.Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М.: Просвещение, 1988. 4.Владимирская Л.А. От осени до осени. – М., 2004 год. 5.Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. 6.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000. 7.Жуковская Р.Н. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада. /Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985. – 238 с 8.Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: Просвещение, 1985. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. - 1998, № 4. 9.Князева М. Азбука искусств. - М.: «Открытый мир», 1995. - 80 с. 10.Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995. 11.Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ. «Дошкольное воспитание». - М.: Просвещение, 2001. 12.Курочкина Н. Знакомство детей с пейзажной живописью. – М., 2001. 13.Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995. 14.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебн. пособие для уч-ся пед. уч-щ «Дошкольное воспитание - М.: Просвещение, 2001. 15.Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».