I. Вводная часть.
|
1.Проблемная ситуация.
2. Поисковый вопрос: "Есть ли люди на других планетах?"
3.Ситуативный разговор.
4. Разминка.
|
Организационный момент. На столе лежит подзорная труба.
— Ой, ребята, что это такое? (Ответы детей).
— Здравствуйте, ребята, я — астроном. Я изучаю звезды, и космические планеты. (Смотрит в большую подзорную трубу в небо, и произносит стихотворение. Звучит голос за кадром.)
Астроном наморщил лоб,
Астроном – ученый.
Он на звезды в телескоп
Смотрит ночью темной.
Далеко они от дома,
К ним лететь сто тысяч лет.
Интересно астроному:
Есть там люди или нет?
— Ребята, а вы как думаете, есть люди на других планетах или нет? (Ответы детей.)
— Почему бы нам самим не отправиться в космос и не узнать точный ответ на этот вопрос? Отправимся? (Ответы детей).
— Ребята, чтобы отправиться в космос, нужно быть хорошо подготовленный человеком, необходимо делать зарядку. Давайте мы с вами тоже подготовимся к полету.
Развитие общей моторики «Космонавты»:
Цель: развитие общей моторики.
Ждут нас быстрые ракеты, (Дети взявшись за руки, проговаривают слова.)
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет! (Разбегаются по свои местам.)
Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики рук, массаж ладоней Су-Джок шарами.
Вокруг Земли Луна летает, (Вращают два Су-Джок шарика по ладоням)
А вот зачем — сама не знает.
Развитие артикуляционной моторики.
Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Проверяем исправность двигателя (упр. "Лошадка", "Сердитый индюк"). Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива (упр. "Накажи непослушный язык"); Проверяем двигатель повторно (упр. "Барабан").
Работа по развитию дыхания и голоса.
Цель: развитие правильного речевого дыхания и силы голоса.
Упражнение на дыхание "Ракета"
Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднимать руки вверх – вдох через нос, пауза, опустить руки – выдох через рот. Проверяем радио (Дети произносят короткие и острые звуки "У-у-у-у-у" в разных регистрах).
|
Ребенок проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумывать объяснения.
Способен сотрудничать.
У ребенка развита общая моторика.
У ребенка развита мелкая моторика рук.
|
Материалы и оборудование:
подзорная труба, у детей - Су-Джок шары, индивидуальные зеркала.
|
II Основная часть.
|
1.Поисковый вопрос «На чем можно отправиться?»
2. Д/ упражнение
«С какого звука начинается?»
3. Самостоятельна практическая деятельность.
4. Д/ упражнение "Услышь и покажи"
5. Динамическая пауза «Ракеты готовы»
6. Упражнение на закрепление образа букв
7. Упражнение «Выложи словечко»
8. Упражнение "Составь схему"
9. Упражнение «Составь предложение»
10. Динамическая пауза «Привет с космоса»
11. Д/ игра «Далеко – близко»
|
Объявление темы занятия.
— Ребята, на чем можно совершить космическое путешествие? (Ответы детей.)
На чем мы сегодня отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.
Распустила алых хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту,
Межпланетную... ракету.
— Правильно, мы отправимся в космическое путешествие на ракете. Давайте каждый построит ракету, на которой он полетит. (Дети строят ракету из счетных палочек.)
— Как вы думайте, какой звук нам будет помогать в путешествии? Какой первые звук в слове ракета? (Ответы детей.) Правильно, звук [Р]. В космической галактике очень часто встречается звук [Р]. Давайте мы с вами, познакомимся с этим звуком.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Цель: познакомить детей со звуком [Р] и его характеристиками.
Давайте заведем мотор Р-Р-Р-Р. Проверьте, правильно ли у вас работами губы, зубы, язык, когда вы произносите звук [Р]. (Уточнение артикуляции звука проводится перед зеркалом.)
Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит — это сильная воздушная струя заставляет вибрировать. Средняя часть языка — спинка — опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Послушай свое горлышко! Оно вибрирует, звенит.
Выводы: Звук [Р] — согласный, твердый, звонкий.
Развитие фонематического слуха.
Цель: развитие фонематического слуха детей.
Жители планеты используют в своей речи слова, в которых живет звук [Р].
Сейчас проверим, умеете ли вы отличать звук [Р] от других звуков?
Я сейчас вам буду произносить слова, а вы как только услышите звук [Р], поднимите фишку синего цвета.
РАКЕТА, ЗВЕЗДЫ, МАРС, КОСМОНАФТ, КОРАБЛЬ, ПЛАНЕТА, КОСМОДРОМ, ГАЛАКТИКА, СКАФОНДР.
Ну, все готово к полету.
Помогать передвигаться по Вселенной нам сегодня будет волшебный экран.
Под «космическую музыку» дети закрывают глаза и приседают («ракеты на старте»). «Все системы включены. Идет отсчет времени: десять, девять…один. Старт!» Дети встают, поднимают руки вверх «И вот вы уже летите в открытый космос.
Планета "Звуков и букв"(Слайд 1.)
Соотношение звука с буквой.
Цель: познакомить детей с буквой «Р».
Звук [Р] живет в домике, это буква «Р».
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить, И друг другу «Р» представить!
-- На что похожа буква «Р»? (Ответы детей.)
Планета "Слов"(Слайд 2.)
Автоматизация звука в словах.
Цель: автоматизировать звук [Р] в словах, учить выполнять звукобуквенный анализ слов.
Давайте покажем, что мы тоже знаем такие слова. И т.к наше путешествие космическое, все слова будут связанные с космосом. Сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы должны будет на них ответить. При этом нужно четко произносить звук [Р].
— Как называется костюм космонавта? (Скафандр.)
— Кто изучает звезды, планеты? (Астроном.)
— На чем можно полететь в космос? (Ракета.)
— Давайте зашифруем слово РАКЕТА.
— Из каких звуков состоит слово РАКЕТА?
— Давайте выложим слово РАКЕТА из цветных фишек.
— Сколько слогов в слове РАКЕТА? Давайте начертим схему к этому слову.
Планета "Предложений"(Слайд 3.)
Автоматизация звука в предложениях.
Цель: учить детей составлять предложения и графические схемы.
Жители планеты отправили нам послание, но сигнал доходит очень слабо. Давайте попробуем расшифровать послание. И составим схему предложений.
1. Космонавт, скафандр, надел прочный.
2. Ракета, космос, в, отправляется.
3. Астроном, звездами, за, наблюдает.
Планета "Движений" (Слайд 4.)
Физкультминутка.
Цель: повысить и удержать умственную работоспособность детей.
Мы на Землю поглядим, (Помахать руками над головой – передать привет.)
Ей привет передадим. (Глубокие вдохи и выдохи.)
Глубоко мы все подышим (Покачивания, повороты, наклоны головой.)
Звуки, космоса услышим. (Туловищем с разным положением рук.)
Планета "Игр" (Слайд 5.)
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Цель: учить детей подбирать антонимы к словам.
На этой планете жители играют в космические игры.
— А вы хотите поиграть в космические игры? (Ответы детей.)
Далеко – близко, высоко - …, улететь - …, взлететь - …, темно - …, ярко - …, тесно - … .
Итак, наше космическое путешествие заканчивается, пора возвращаться на Землю. К старту ракеты все готово. Заводим моторчик. Проверяем как он работает. Начинаем обратный отсчет: 5-4-3-2-1.
Полет прошел успешно. Теперь мы оказались в группе.
|
Ребенок обладает начальными знаниями о природе и социальном мире.
Ребенок проявляет самостоятельность.
Проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывая новые знания.
Слушает взрослого и выполняет его инструкции.
Ребенок обладает развитым воображением.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Слушает взрослого и выполняет его инструкции.
|
Материалы и оборудование:
мультимедиа, ноутбук,
у детей – индивидуальные зеркала, сигнальные карточки синего цвета,
цветные фишки для обозначения звуков, карандаши, тетради.
|