Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872515
Конспект занятия: Звук [Р]. Буква «Р».
Содержание - Дошкольное образование

Тирских Ольга Валерьевна, Учитель-логопед, 1 квалификационной категории, МДОУ "Детский сад комбинированного вида №35 "Радуга"" г.Саянск. 
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (ОНР III уровень) предназначен для: учителей-логопедов, воспитателей детского сада. Программное содержание: знакомство детей со звуком [Р] и буквой «Р» в соответствии с лексической темой "Космос".


Дата публикации: 28.05.2018


Звук [Р]. Буква «Р».

 

Лексическая тема: Космос.

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: познакомить детей со звуком [Р] и буквой «Р».

Задачи образовательной области:

Коррекционно-образовательные:

1.Повторение и закрепление артикуляции звука [Р];

2.Учить подбирать антонимы.

Коррекционно-развивающие:

1.Автоматизировать звук [Р] в словах, предложениях;

2.Развивать фонематический слух, голос, дыхание; общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

1.   Воспитывать контроль к собственной речи.

Методы, приёмы, технологии:

метод: практический, частично поисковый, моделирование, интерактивный метод, метод дидактической игры.

приёмы: проблемная ситуация, ситуативный разговор, пальчиковая игра с элементами кинезиологических упражнений, массаж лица, загадка, психогимнастика, поисковый вопрос.

Оборудование: Су-Джок шары, индивидуальные зеркала, счетные палочки, буква «Р», сигнальные карточки, цветные фишки, тетради, карандаши, конверт, звездочки.

Использование ТСО: мультимедиа, ноутбук.

Мотивация: социальная.

Предварительная работа:

1. Постановка звука [Р] и его автоматизация в свободной речи детей;

2. Беседа с детьми на тему: "Космос";

3. Разучивание с детьми стихов, используя мнемотехнику на тему: "Космос";

4. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.

Словарная работа: астроном, скафандр, космодром.

 

Ход занятия

 

Структура

Методы и приемы

                                               Содержание. Этапы работы.

Целевые

ориентиры

Примеча-ние

I. Вводная часть.

1.Проблемная ситуация.

 

 

 

 

 

 

 

2. Поисковый вопрос: "Есть ли люди на других планетах?"

 

3.Ситуативный разговор.

 

 

 

 

 

 

 

4. Разминка.

Организационный момент. На столе лежит подзорная труба.

—  Ой, ребята, что это такое? (Ответы детей).

— Здравствуйте, ребята, я — астроном. Я изучаю звезды, и космические планеты. (Смотрит в большую подзорную трубу в небо, и произносит  стихотворение. Звучит голос за кадром.)          

Астроном наморщил лоб,

Астроном – ученый.

Он на звезды в телескоп

Смотрит ночью темной.

Далеко они от дома,

К ним лететь сто тысяч лет.

Интересно астроному:

Есть там люди или нет?

— Ребята, а вы как думаете, есть люди на других планетах или нет? (Ответы детей.)

— Почему бы нам самим не отправиться в космос и не узнать точный ответ на этот вопрос? Отправимся? (Ответы детей).

— Ребята, чтобы отправиться в космос, нужно быть хорошо подготовленный человеком, необходимо делать зарядку. Давайте мы с вами тоже подготовимся к полету.

Развитие общей моторики «Космонавты»:

Цель: развитие общей моторики.

Ждут нас быстрые ракеты, (Дети взявшись за руки,  проговаривают слова.)                      

Для прогулок по планетам.    

На какую захотим,

На такую полетим!                    

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет! (Разбегаются по свои местам.)

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук, массаж ладоней Су-Джок шарами.

Вокруг Земли Луна летает, (Вращают два Су-Джок шарика по ладоням)

А вот зачем — сама не знает.

Развитие артикуляционной моторики.

Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Проверяем исправность двигателя (упр. "Лошадка", "Сердитый индюк"). Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива (упр. "Накажи непослушный язык"); Проверяем двигатель повторно (упр. "Барабан").

Работа по развитию дыхания и голоса.

Цель: развитие правильного речевого дыхания и силы голоса.

Упражнение на дыхание "Ракета"

Исходное положение стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднимать руки вверх  – вдох через нос, пауза,  опустить руки – выдох через рот. Проверяем радио (Дети произносят короткие и острые звуки "У-у-у-у-у" в разных регистрах).

Ребенок проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумывать объяснения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способен сотрудничать.

 

 

 

 

 

У ребенка развита общая моторика.

 

 

 

 

 

 

 

У ребенка развита мелкая моторика рук.

Материалы и оборудование:

подзорная труба, у детей - Су-Джок шары, индивидуальные зеркала.

II Основная часть.

1.Поисковый вопрос «На чем можно отправиться?»

  

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Д/ упражнение

«С какого звука начинается?»

 

3. Самостоятельна практическая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Д/ упражнение "Услышь и покажи"

 

 

 

 

 

 

5. Динамическая пауза «Ракеты готовы»

 

 

 

 

6. Упражнение на закрепление образа букв

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Упражнение «Выложи словечко»

8. Упражнение "Составь схему"

 

 

 

 

 

 

9. Упражнение «Составь предложение»

 

10. Динамическая пауза «Привет с космоса»

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Д/ игра «Далеко – близко»

Объявление темы занятия.

— Ребята, на чем можно совершить космическое путешествие? (Ответы детей.)

На чем мы сегодня отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку. 

                Распустила алых хвост,

                Улетела в стаю звезд,

                Наш народ построил эту,

                Межпланетную... ракету.

— Правильно, мы отправимся в космическое путешествие на ракете. Давайте каждый построит ракету, на которой он полетит. (Дети строят ракету из счетных палочек.)

— Как вы думайте, какой звук нам будет помогать в путешествии? Какой первые звук в слове ракета? (Ответы детей.) Правильно, звук [Р].   В космической галактике  очень часто встречается звук [Р]. Давайте мы с вами, познакомимся с этим звуком.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Цель: познакомить детей со звуком [Р] и его характеристиками.

Давайте заведем мотор Р-Р-Р-Р. Проверьте, правильно ли у вас работа­ми губы, зубы, язык, когда вы произносите звук [Р]. (Уточнение артикуляции звука проводится перед зеркалом.)

Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит — это сильная воздушная струя заставляет вибрировать. Средняя часть языка — спинка — опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним корен­ным зубам. Послушай свое горлышко! Оно вибриру­ет, звенит.

Выводы: Звук [Р] — согласный, твердый, звонкий.

Развитие фонематического слуха.

Цель: развитие фонематического слуха детей.

Жители планеты используют в своей речи слова, в которых живет звук [Р].

Сейчас проверим, умеете ли вы отличать звук [Р] от других звуков?

Я сейчас вам буду произносить слова, а вы как только услышите звук [Р], поднимите фишку синего цвета.

РАКЕТА, ЗВЕЗДЫ, МАРС, КОСМОНАФТ, КОРАБЛЬ, ПЛАНЕТА, КОСМОДРОМ, ГАЛАКТИКА, СКАФОНДР.

Ну, все готово к полету.

Помогать передвигаться по Вселенной нам сегодня будет волшебный экран.

Под «космическую музыку» дети закрывают глаза и приседают («ракеты на старте»). «Все системы включены. Идет отсчет времени: десять, девять…один. Старт!» Дети встают, поднимают руки вверх «И вот вы уже летите в открытый космос.

Планета "Звуков и букв"(Слайд 1.)

Соотношение звука с буквой.

Цель: познакомить детей с буквой «Р».

Звук [Р] живет в домике, это буква «Р».

     Как запомнить букву «Р»?

     Каждый может, например,

Руку на бочок поставить,                  И друг другу «Р» представить!

-- На что похожа буква «Р»? (Ответы детей.)

Планета "Слов"(Слайд 2.)

Автоматизация звука в словах.

Цель: автоматизировать звук [Р] в словах, учить выполнять звукобуквенный анализ слов.

Давайте покажем, что мы тоже знаем такие слова. И т.к наше путешествие космическое, все слова будут связанные с космосом. Сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы должны будет на них ответить. При этом нужно четко произносить звук [Р].

— Как называется костюм космонавта? (Скафандр.)

— Кто изучает звезды, планеты? (Астроном.)

— На чем можно полететь в космос? (Ракета.)

— Давайте зашифруем слово РАКЕТА.

— Из каких звуков состоит слово РАКЕТА?

— Давайте выложим слово РАКЕТА из цветных фишек.

— Сколько слогов в слове РАКЕТА? Давайте начертим схему к этому слову.

Планета "Предложений"(Слайд 3.)

Автоматизация звука в предложениях.

Цель: учить детей составлять предложения и графические схемы.

Жители планеты отправили нам послание, но сигнал доходит очень слабо. Давайте попробуем расшифровать послание. И составим схему предложений.

1. Космонавт, скафандр, надел прочный.

2. Ракета, космос, в, отправляется.

3. Астроном, звездами, за, наблюдает.

Планета "Движений" (Слайд 4.)

Физкультминутка.

Цель: повысить и удержать умственную работоспособность детей.

Мы на Землю поглядим, (Помахать руками над головой – передать привет.)

Ей привет передадим. (Глубокие  вдохи  и выдохи.)

Глубоко мы все подышим (Покачивания, повороты, наклоны головой.)

Звуки, космоса услышим. (Туловищем с разным положением рук.)

Планета "Игр" (Слайд 5.)

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Цель: учить детей подбирать антонимы к словам.

На этой планете жители играют в космические игры.

— А вы хотите поиграть в космические игры? (Ответы детей.)

Далеко – близко, высоко - …, улететь - …, взлететь - …, темно - …, ярко - …, тесно - … .

Итак, наше космическое путешествие заканчивается, пора возвращаться на Землю. К старту ракеты все готово. Заводим моторчик. Проверяем как он работает. Начинаем обратный отсчет: 5-4-3-2-1.

Полет прошел успешно. Теперь мы оказались в группе.                     

Ребенок обладает начальными знаниями о природе и социальном мире.

 

Ребенок проявляет самостоятельность.

 

 

 

Проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывая новые знания.

 

 

 

Слушает взрослого и выполняет его инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок обладает развитым воображением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушает взрослого и выполняет его инструкции.

 

 

Материалы и оборудование:

мультимедиа, ноутбук,

у детей – индивидуальные зеркала, сигнальные карточки синего цвета,

цветные фишки для обозначения звуков, карандаши, тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Заключительная часть.

Рефлексия.

Итог занятия.

— Что мы сегодня делали? Какой звук нам в этом помогал? Что мы узнали про этот звук? На какой планете вам понравилось больше всего? Ребята, а мы видели на планетах людей? (Ответы детей.) Да, к сожалению людей на планета мы не встретили, но посмотрите, здесь лежит какой-то конверт.

В конверте записка от инопланетянина: "Ребята, вы большие молодцы, т.к. справились со всеми заданиями! Дарю вам на память звездочки: Кому сегодняшнее путешествие понравилось — возьмет красную звездочку, а кому сегодня было трудно справляться с заданиями — возьмет  синею звездочку". (Дети делают выбор и объясняют его.)

Осознание себя, как участник творческого процесса.

Материалы и оборудование: конверт, звездочки.

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР