Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7428833
Статья «Влияние на психику ребенка и нивелирование проблемы сквернословия».
Содержание - Дошкольное образование

Шмакова Галина Дмитриевна, педагог – психолог, МДОУ №23 детский сад «Радость», Московская область г. Серпухов. 
Влияние мата на психическое, физиологическое состояние ребенка, а также на нравственное и душевное развитие.

 


 

Дата публикации: 28.05.2018


 

Влияние на психику ребенка и нивелирование проблемы сквернословия.

 

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Психика ребенка развивается с рождения, а точнее, некоторые ее элементы развиваются еще в утробе матери! Все чувства, которые переживает плод очень влияют на его дальнейшую жизнь. Было замечено, что в семьях, где родители часто ругаются, сквернословят дети имеют более слабый иммунитет к болезням, они часто неуравновешенны, невнимательны, не уверены в себе, часто социально дезадаптированы. Очень важно понимать, что психика такого ребенка травмируется еще в период зарождения.

Ребенок в младенческом возрасте ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. Уже с первых дней жизни малыши своеобразно реагируют на речь взрослых, воспроизводя в движениях ритм произносимых слов.  И если малыши с рождения будут слышать нецензурную речь - это мостик к будущей деградации. Ругань заметно отражается на интеллекте. Дети существенно отстают в умственном развитии, этот факт научно доказан. Ученые нашли зависимость между нецензурной речью и эмоциями. Бранные выражения, а точнее их звучание, с младенчества отпечатываются в психике на всю жизнь и подсознательно влияют на поведение и мышление детей.

Детская психика чрезвычайно подвижна и восприимчива. Дети дошкольного возраста любят примерять на себя различные социальные роли, подражать взрослым. Если в окружении ребенка есть люди, которые частенько прибегают к крепкому словцу, или же он смотрит телепередачи, где авторитетные дяди и тети ругаются матом, не исключено, что и малышу захочется поговорить на таком «интересном» для него языке.

В последнее время родители всё чаще сталкиваются с тем, что ребенок сквернословит дома и в дошкольном учреждении. Что делать в таком случае? Важно понимать причины этого явления, побуждения, подтолкнувшие ребенка использовать крепкие выражения, и цель, которую он хочет этим достичь. Тогда можно своевременно, мягко и грамотно скорректировать поведение малыша.

Итак, малыш только-только научился говорить. Он еще с трудом выговаривает некоторые слова. И тут наряду с умиляющим лепетом отчетливо звучит матерное слово или выражение. Родители в шоке! Далее события развиваются по одному из накатанных сценариев:

  • ребенка ругают и строго-настрого запрещают впредь произносить такие слова;
  • за первым шоком следует сперва нервный смешок, а потом и вполне полноценный искренний хохот. Ну, надо же! Такой маленький, а туда же!

    Почему же совсем маленький ребенок ругается матом? Что делать родителям? Очень важно помнить, что в возрасте двух - трех лет ваш малыш просто не может понимать значения этих слов. Он использует жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.

При появлении в лексиконе ребенка бранных слов, прежде всего, обратите внимание на то, как говорят в вашей семье. Мы часто не замечаем, какие выражения используем, или не придаем сказанному значения. Вспомните хотя бы, что вы произносите, когда, например, обжигаетесь или задеваете за кресло ногой, какими словами реагирует ваш муж на падение курса рубля, политические перестановки. В это, между прочим, время ваш невинный отпрыск играет где-то рядом.

А ведь малыш во всем подражает взрослым, и в оборотах речи тоже. Поэтому было бы нечестно требовать от него поведения, отличающегося от принятого в семье. Никакие отговорки, что папе и дедушке можно ругаться, а сыну нельзя, так как он еще маленький, не помогут отучить ребенка от злословия потому, что, наблюдая за взрослыми, ребенок усваивает модель поведения, свойственную его полу. 

Чтобы предупредить использование ребенком бранных слов, придется в первую очередь внимательно следить за собственной речью и не обманывать себя, думая, что дети нас не слышат, не понимают или что их можно будет заставить забыть плохие слова с помощью нотаций или наказаний. Если вы не в состоянии справиться со своей привычкой или договориться с членами семьи о неупотреблении неприличных слов, то хотя бы не пользуйтесь двойной моралью. А то получается, что, когда ругаются взрослые, это нормально, а когда ругаются дети – это плохо. 

Кроме того, матерные выражения маленький ребенок может услышать от старших братьев и сестер или их друзей, гостей, на прогулке или из телевизора. Проанализируйте круг общения и оградите малыша от опасности «заразиться» неприятными для вас словами. В случае, если вы услышали от двухлетнего карапуза брань, просто проигнорируйте её. Ни в коем случае не реагируйте бурно! Особенно пагубен в этом случае смех. Ведь, поняв, что доставил вам радость, малыш будет снова и снова пробовать вызвать эту реакцию. Если же не обратить внимания, велика вероятность, что ребенок просто забудет непонятное для него слово. Однако помните, что этот подход эффективен исключительно с детьми двух-трех лет. Когда ребенок растет, меняется его восприятие. Надо менять и подходы.

С детьми постарше – 4 - 5 лет – можно честно поделиться своими переживаниями о том, что вам не хотелось бы, чтобы эта дурная привычка перешла "по наследству" к ним. Например, в одной семье мама начинала ругаться при большом напряжении, когда управляла автомобилем. Она объяснила своей дочери, почему так поступает, выразила сожаление, что не получается использовать другой способ разрядки, показав тем самым, что не считает такое поведение нормой. 

В возрасте 5 - 7 лет основной движущей силой является бунт против того "как надо". При этом мат дети употребляют осознанно, прекрасно понимая, что этого делать нельзя.

Существует еще несколько причин, по которым дети предпочитают сквернословить. Вспомните, чем сопровождается использование ненормативной лексики взрослыми: выразительными жестами, шоком или даже одобрением окружающих, их волнением. Вокруг ругающегося сразу возникает определенное напряжение, на него обращают внимание, его укоряют или успокаивают. Дети, которым не хватает внимания родителей, могут злословить для того, чтобы их заметили, чтобы с ними эмоционально пообщались. Пусть отрицательные, но все-таки эмоции, а не безразличие по отношению к ним. Они видят, что некоторые взрослые пугаются того, кто бранится, и если ребенок не уверен в себе, в своих силах, если ближайшее окружение не считается с ним, то сквернословие служит целью испугать, заставить себя уважать. 

В данной ситуации необходимо показать ребенку, что на вас такой способ привлечь к нему внимание не действует, что вы не считаете ругань проявлением силы. А сделать это лучше, оставаясь, как это ни тяжело, спокойными в ответ на детскую браваду.

Мат влияет не только на психическое, но и на физиологическое состояние человека, а также на нравственное и душевное развитие. Так что если мы хотим жить и растить детей в здоровом во всех смыслах обществе, то каждый из нас должен задуматься над проблемой мата в нашем языке и нашей культуре.               Так что, как писал небезызвестный доктор Спок: "Высокие идеалы и принципы, которые родители прививают ребенку, становятся частью его натуры и, в конце концов, проявляются, даже если ребенок проходит пору увлечения бранными словами и грубыми манерами".

 

 

  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Анисимов В. Обойдемся без выражений // Здоровье детей. — № 1. — 2009. – С. 49-62.

2.Гебелъ В., Глеклер М. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию: Книга для родителей, педагогов и врачей / Пер. с нем. Н. Федоровой. — М.: Энигма, 1999.- С. 35-50.

3.Жельвис В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира: монография. — М.: Ладомир, 2001.- С. 67-89.

4.Клавис К. Детское сквернословие: чем оно вызвано и как с ним бороться // Первое сентября. — 2007. — № 9.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР