Статья «Разноцветные игры» |
Содержание - Дошкольное образование |
Иванова Екатерина Евгеньевна, воспитатель МДОУ №23 детский сад «Радость», Московская область г. Серпухов. Дата публикации: 28.05.2018 Использование дидактических игр для формирования цветовосприятия у старших дошкольников. Вообразите, что все цвета исчезли из нашей жизни! Как уныл и однообразен станет окружающий нас мир. Как много, оказывается, значит в нашей жизни цвет. Он помогает узнавать, что пришла осень, что поспели ягоды, что наступил вечер. Некоторые объекты мы вообще узнаем только благодаря цвету (Представьте тир одинаковых по форме и величине предмета - мяч, апельсин, яблоко). Цвет вообще - это свойство предмета вызывать определенные зрительные ощущения в зависимости от световых волн солнечного спектра, которые этот предмет отражают. Наука о цвете возникла давно. Еще в 4 веке до н. э. в Древней Греции Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и различные цветовые явления. Величайший итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает сведения о цвете, которые имеют большое значение и для художников нашего времени. Известно, что цвет может радовать, а может вызывать раздражение, тревогу, тоску, грусть. Успокаивающе действуют зеленый, голубой, синий; а возбуждающе - пурпурный, красный, оранжевый, желтый. С давних пор люди придавали цвету особое значение. В средние века пурпурный цвет означал силу, могущество; лазурный - красоту, величие, мягкость; зеленый - надежду; белый - чистоту; черный в сочетании с красным - смерть. В изобразительности принято давать цветам словесное определение: красный - активный, энергичный, согревающий; оранжевый - оживляющий, добрый, радостный; желтый - теплый, бодрящий, веселый; зеленый - спокойный, приятный, мирный; синий - серьезный, спокойный, грустный, отталкивающий, полный жизни и вызывающий тоску. Хронические (имеющие цветовой оттенок) цвета отличаются по трем признакам, или свойствам: цветовым тоном, светлой и насыщенностью. Светлота - это воспринимаемая яркость (насколько тот или иной цвет выглядит светлее или темнее другого цвета). Насыщенность, интенсивность цвета характеризует степень отличия цвета от серого и приближения его к чистому спектральному. В обыденной жизни за каждым предметом или объектом в нашем сознании закрепляется определенный цвет (трава зеленая), такой цвет называют предметным или собственным. Однако предметный цвет изменяется при усилении и ослаблении силы освещения, окружающей среды, от контрастного взаимодействия цветов, при удалении ,от наблюдателя. Под влиянием перечисленных выше условий предметный цвет можно изменять и по оттенкам, и по светлоте, и по насыщенности, или по всем трем свойствам одновременно. Такой цвет называется уже не предметным, а обусловленным. Начинающие художники обычно не замечают, обусловленное изменение цвета и видят постоянно предметную окраску и по причине константности восприятия совершают целый ряд колористических ошибок. Поэтому необходимо научить их замечать изменения красок природы, происходящие под цветом освещения, научить их работать с обусловленным цветом, так как именно обусловленный цвет является одним из основных средств реалистической живописи. Ребенок должен сперва овладеть эталонами цветовосприятия (синее море, желтое солнце), но чем шире возможность выбора, тем шире и вариативные набор цветосочетаний. Хорошо развитое чувство цвета помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Очень важно уже в дошкольном возрасте учить детей выражать цветом свои чувства и эмоции. Для этого детей знакомят в доступной форме с основами теории цвета. Юные художники получают представление о том, что цвета могут быть темными и светлыми, теплыми и холодными, яркими и пастельными, приглушенными и контрастными; о том, что каждый цвет может иметь множество оттенков, что краски меняют цвет. Более полно раскрыть цветоощущение детям помогают дидактические игры. Дидактические игры помогают формированию чувства цвета у детей. У ребёнка в игре с цветной игрушкой, с картинками в дидактических играх происходит накопление, уточнение чувственного опыта. Научившись различать и называть цвет в играх, дети начинают замечать красоту и в сочетании, расположении. В сенсорном воспитании детей дидактические игры и игрушки, по существу, являются ведущими средствами. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации. Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей. В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность: повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении, оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое), ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию. Дидактическая игра «Собери букет» Цель:
Оборудование: игровое поле (натюрморт «Ваза с цветами»), выполненной в определенной цветовой гамме (теплый или холодный), комплект разноцветных цветов для выкладывания, подбор иллюстрации, выполненных в теплой или холодной цветовой гамме. Ход игры.
Дидактическая игра «Цветное настроение» Цель:
Оборудование: картины - пейзажи с ярко выраженной цветовой гаммой, передающие настроение, портреты сказочных героев (снежная королева, злая волшебница, Буратино, Золушка), цветовые карточки - определители. Ход игры: Рассмотреть пейзажи и определить, какое настроение они вызывают и почему? Предложить подумать, какие цвета использовал художник для передачи настроения картины. Рассмотреть портреты сказочных героев, предложить с помощью цвета определить их характер и настроение (сначала одним цветом), затем детям дается задание, самостоятельно с помощью цветовых карточек подобрать цветовую гамму для каждого персонажа.
Дидактическая игра «Рыбки» Цель:
Оборудование: игровое поле (аквариум), выполненной в определенной цветовой гамме (теплый или холодный), комплект разноцветных рыбок для выкладывания, подбор иллюстрации, выполненных в теплой или холодной цветовой гамме. Ход игры.
Дидактическая игра «Контрасты» Цель:
Оборудование: игровые четырехцветные карточки с комплектом силуэтных персонажей контрастных, родственных цветов, комплект геометрических фигур для выкладывания Ход игры:
Дидактическая игра «Аришка и Иришка» Цель:
Оборудование: мини куклы, выполненные в теплой и холодной цветовой гамме, кукольный домик с окошками, комплект кукольной посуды, одежды и мелких игрушек в теплой и холодной цветовой гамме. Цветовое панно «Костер», «Тучка». Ход игры: Предварительно педагог рассказывает детям историю теплых и холодных красок, демонстрирует панно «Костер» и «Тучка», предлагает назвать цвета, относящиеся к теплой и холодной цветовой гамме. Дети знакомятся с куклами Аришей (теплый цвет) и Пришей (холодный цвет), определяют в какой комнате дома, кто из них живет (почему?). Затем, как в игре «Чудесный мешочек» достают из сундучка предмет, определяют кому он принадлежит, называют его цвет, и соотносят с определенной цветовой гаммой. В заключении педагог предлагает найти детям предмет, который они могли бы подарить одной из кукол, и объяснить почему.
Дидактическая игра «Бывает - не бывает» Цель:
Оборудование: карточки вкладыши с подбором к ним цветных фонов, карточки с контурным изображением предметов (раздаточный материал). Ход игры: Словесная игра «Бывает -не бывает» (Зеленый снег бывает? А черный кот?, Какое бывает яблоко? Каким оно не бывает?). С помощью карточек вкладышей дети определяют реалистичные и сюрреалистичные цвета, объектов. Затем самостоятельно работают с раздаточным материалом, подбирая реальные и фантастические цвета для контурных карточек.
Дидактическая игра «Времена года» («Цветовые ассоциации») Цель:
Оборудование: игровые поля с символами « времена года», цветовые карточки «Времена года», карточки- символы терминов Цветоведения. Ход игры: Рассмотреть карточки с вариантами времен года, предложить определить какое это время года и почему. На игровых полях подобрать цвета определители, а потом с помощью символов обозначить, полученную цветовую гамму. Определить цветовую гамму знакомых детям народных промыслов и соотнести их с гаммой времен года (гжель - зима, хохлома- осень, жостово - лето и т.д.). Определить какой сказочный образ может скрываться за определенным цветом. Дидактическая игра «Краски космоса» Цель:
Оборудование: карточки с изображением космических пейзажей, с ярко выраженной цветовой гаммой, карточки - определители цвета, комплект игрушек и предметов с четко выраженной цветовой гаммой (кукла в синем платье с синим бантом, желто-красный мяч, гжельский чайник, жезл инспектора ГАИ). Ход игры: Педагог вводит в речь детей понятие «цветовая гамма», предлагает назвать цветовую гамму предложенных предметов (мяча, куклы, гжельского чайника). Затем дети рассматривают космические пейзажи, определяют их цветовую гамму и разбившись на пары выкладывают на игровых полях все цвета ее составляющие. Задание засчитывается если, ребенок правильно называет цвет и его оттенок.
Дидактическая игра «Ежики» Цель:
Оборудование: плоскостные модели - ежики с набором разноцветных прищепок (иголок к ним). Ход игры: С подгруппой детей устроить соревнование - кто быстрее украсит своего ежики радугой из иголок. Усложнение: расположить иголки и повторить поговорку в обратном порядке.
Дидактическая игра «Гусеницы» Цель:
Оборудование: игровые карточки с контурно изображенными на них гусеницами, состоящими из нескольких кругов. Около каждой гусеницы символ принадлежности к теплой или холодной цветовой гамме, набор разноцветных кружков для выкладывания. Ход игры: С помощью панно «Туча» и «Костер» уточнить представления детей о составе теплой и холодной цветовой гамме. Предложить детям определить по символам, какой гамме относится каждая гусеница и выложить ее изображение соответствующими цветными кружочками.
Дидактическая игра «Разноцветная страна» Цель:
Оборудование: игровые поля красного, синего и зеленого цвета, набор деталей для создания сюжетной композиции в монохромной цветовой гамме, карточки- определители и наборы фломастеров от 24 цветов. Ход игры. Сравнить карточки - определители одного цвета, но разных оттенков (Чем похожи? Можно ли цвет назвать одним словом? В чем разница?) Предложить подумать, как можно получить разные оттенки цвета. Предложить рассортировать набор фломастеров, выбрав оттенки одного цвета, например все оттенки зеленого. Дать задание, на игровом поле одного цвета выложить свою разноцветную страну - сюжетную композицию из элементов с оттенками этого цвета (синяя страна, желтое королевство. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».