Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872628
Статья «Роль воспитателя в развитии познавательного интереса к математике»
Содержание - Дошкольное образование

Соломасова Тамара Николаевна, воспитатель МДОУ детский сад №23 «Радость», Московская область, г. Серпухов. 
Главным качеством педагога является умение сотрудничать с детьми во всех видах познавательной деятельности, активизируя при этом их любознательность и желание участвовать в поиске, делать свои первые открытия.


Дата публикации: 28.05.2018


Роль воспитателя в развитии познавательного интереса к математике

 

Интерес как психологическое понятие включает множество значимых процессов – от единичных до их совокупности и выражается в тенденциях, потребностях, отношениях. Ценно стремление современной науки рассматривать интерес не обособленно, а в целостной структуре развивающейсяличности, в свете определяющих личность отношений и потребностей, а также как динамическую категорию, имеющую определенные этапы становления в онтогенезе.

В общепедагогическом смысле интерес определяется как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как стимул процесса обучения детей дошкольного возраста при формировании элементарных математических представлений; как средство активизации общей познавательной деятельности ребенка. Также - как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление, обеспечивают легкость и прочность усвоения знаний.

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности.

Таким образом, наиболее общими и важными задачами познавательного математического развития ребенка являются не просто формирование у него элементарных умений и навыков, а развитие познавательной инициативы и познавательной активности в различных видах деятельности как предпосылки готовности ребенка к обучению в школе, где активная роль отводится к педагогу.

Роль педагога в  развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста, безусловно, велика, т.к.  именно педагог является одной из ключевых фигур в образовательном процессе. Положительный результат деятельности, т.е. наличие высокого познавательного интереса у воспитанников, во многом зависит от системы действий и взаимодействий педагога с каждым ребенком, а также от самой его личности - творческого потенциала, способности к саморазвитию, профессиональной компетентности.

Педагог, поставивший перед собой цель заинтересовать детей поиском «математических открытий», должен стремиться стать новатором, найти свой собственный подход, отвечающий его личным качествам и особенностям контингента детей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» педагог должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

Чтобы быть к этому готовым, педагогу следует осмыслить и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы современного дошкольного образования в целом, так и формирования и развития познавательного интереса дошкольников, в частности. В процессе реализации системно-деятельностного компетентностного подхода развитие осуществляется не тогда, когда ребенок воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».  Таким образом, место репродуктивной передачи, «презентации материала» занимает активная деятельность детей-первооткрывателей, непосредственно связанная с проблемами реальной жизни.

Педагог, систематически осуществляющий свою деятельность совместно с детьми на основе компетентностного подхода, выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, активизирует его интерес к той или иной деятельности, сотрудничает с детьми или, при необходимости, отводит себе важную роль организатора. При этом от педагога требуется создание следующих условий:

- применение проблемных ситуаций, активизация творческого отношения детей к процессу познания;

- обеспечение детей необходимыми средствами решения различного рода исследовательских, творческих и других задач и заданий;

- организация разнообразных, гибких форм совместной деятельности детей (и взрослых), взаимодействия и сотрудничества.  

На первом этапе формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста роль педагога заключается в создании познавательного мотива – желания узнать, открыть, научиться, понимая при этом цель предстоящего усвоения. Решить данную задачу способен только творчески настроенный педагог, искренне желающий сам познать истинную природу предметов и явлений, их взаимосвязи и соотношения, в том числе – связанные с такой интересной наукой, как математика.

С другой стороны, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности требует от педагога глубоких знаний психологии. Например, в программе «Игралочка – ступенька к школе» подчеркивается тесная взаимосвязь познавательных интересов ребенка с развитием всех психических процессов – внимания, мышления, воображения и т.д. Задача педагога учитывать психологические особенности возрастных этапов, а также познавательные способности и активность каждого ребенка.  

Следующей качественной характеристикой педагога, необходимой для осуществления задачи формирования у детей познавательного интереса к математической действительности, является его способность создавать развивающую предметно-пространственную среду. Безусловно, педагогу необходимо соблюдать требования, изложенные в Федеральном Государственном стандарте, т. е развивающая среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Познавательная деятельность детей осуществляется в центрах исследований и экспериментирования, где дети могут проводить наблюдения, простейшие опыты, сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно.

Деление материалов и оборудования по направлениям развития является достаточно условным, однако организация познавательной деятельности требует от педагога знания программы математического развития дошкольников. Заинтересовать детей могут предложенные педагогом дидактические пособия и игры для сенсорного развития (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.). Роль педагога заключается в том, что он разумно подбирает наборы для классификаций, кубики, шарики, всевозможные вкладыши (в рамку, в основание, один в другой). Детям старшего дошкольного возраста предлагаются доски Сегена, пазлы, блоки Дьенеша, «Квадраты», «Сложи узор» Никитина, палочки Кьюизенера, игры типа «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», головоломки, интеллектуальные игры (шашки, шахматы и др.).

Таким образом, роль воспитателя в формировании и развитии познавательных интересов является разноплановой:

- педагог должен знать рекомендации ФГОС;

- создавать среду, способствующую решению программных задач по познавательному развитию;

- учитывать возможности дошкольного образовательного учреждения;

- осуществлять творческий подход к математическому развитию детей, проявляя при этом профессиональные качества психолога, организатора, дизайнера. Главным же качеством является умение педагога сотрудничать с детьми во всех видах познавательной деятельности, активизируя при этом их любознательность и желание участвовать в поиске и делать «первые открытия».

 

 

Список использованной литературы

 

1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - Спб.: Речь, 2005.

2. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. – 2013. -№ 8. – с. 192-195

3. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под общей ред. Д.К. Гилева.- Свердловск: Свердловское кн. изд., 1970.

4. Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интере­са дошкольника. - Бийск: Изд-во НИЦ Бийск. педагог. гос. ун-та им. В.М.Шукшина, 2002.

5. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психол. 2012. № 4.

6. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. докт. псих. наук. – М., 2001.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР