Елшина Татьяна Владимировна воспитатель МКОУ «Глазуновская НШ-ДС» с Глазуновка Уйский район Челябинская обл. Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Дата публикации: 28.05.2018
Введение
Актуальность проблемы:
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для поисково - исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Тип проекта • Исследовательский, творческий • Групповой, с привлечением родителей • Краткосрочный Участники проекта Дети средней группы, воспитатели группы, родители. Срок реализации проекта 4 недели (27.03. – 21.04.2017 г.) Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Цель проекта Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Задачи проекта • Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет). • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Этапы проекта Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный. Предполагаемый результат проекта • Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания. • Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений. • Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений. • Дети научаться вести наблюдения. • Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников. Формы реализации проекта Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки. Формы работы с родителями: Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный • определение темы; • выявить цели и определить задачи; • подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки); • беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; • работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода; • подготовка семян. Срок реализации: 27 – 31 марта. Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.
2. Основной
Содержание деятельности воспитателя и детей: • рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, баклажан, редис); • посадка: лук (коллективно), горох, фасоль, лук индивидуально; • посев: цветочных семян; • исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: - подготовка почвы; - отбор хороших семян от плохих; - знакомство с моделью трудового процесса; - посадка; - установка на светлое место; - полив; - рыхление; - оформление огорода на окне; - установка дежурства по уходу; - наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- рассада всходов; - отражение результата в художественно - творческой деятельности; - чтение детской литературы про овощи; - отгадывание загадок про овощи; - дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и др.
Работа с родителями • беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»? • помощь родителей в оформлении «мини – огорода»; • памятка для родителей «Лук от всех недуг»; • подборка литературы про овощи с участием родителей. Срок реализации: 3 – 14 апреля Ответственные за выполнение: воспитатели, дети, родители.
3. Заключительный Содержание деятельности воспитателя и детей: • анализ полученных результатов; • презентация проекта «Огород на окне». Работа с родителями Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август. Срок реализации: 17 – 21 апреля Ответственные за выполнение: воспитатели, родители. Работа с детьми
03.04. 1. «Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая); «Семена растений отличаются друг от друга» Цель: выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга. 2. Посадка овощных культур. 3. Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке? » 04.04. 1. «Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений 2. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. 3. Д/И «Что растет на огороде» Цель: выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека. Изготовление масок овощей для игры. 05.04. 1. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» 2. П/и «Огуречик» Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. 3. Д/И ««Собери из частей целое» Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей. 06.04. 1. Беседа "Овощи, фрукты, полезные продукты" Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию. 2. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки» 3. Д/И «Вершки и корешки» Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Консультация «О луке – детям» 07.04. 1. Хороводная игра «Огородная хороводная» Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. 2. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление. 3. Лепка «Овощи: огурцы и помидоры» Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь. 10.04. 1. Д/И «Мой любимый овощ» Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь. 2. Рисование «Помидоры в банке». Цель: расширять представления детей об овощах. 3. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. 11.04. 1. Д/И «Найди по описанию» Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога. 2. Подвижная игра «Овощи — фрукты» Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность. 3. Раскрашивание овощей. Папка – передвижка «Овощи и фрукты – полезные продукты». 12.04. 1.Игра м/п «Огород у нас в порядке» Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей. 2. Заучивание: А. Прокофьева «Огород» 3.Аппликация «Лук» 13.04. 1.Д/И «Четвертый лишний» Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку. 2.Хороводная игра «Кабачок» Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал. 3. Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол» Цель: Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление. 14.04. 1. Изготовление фотоальбома «Огород на окне» 2. Хороводная игра «Огородная хороводная» Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.
Хороводная игра - «Огородная хороводная» Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу. Дети идут по кругу и поют: Есть у нас огород. Там своя морковь растет Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза) Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх. Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте, поют: Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза) Дети идут по кругу и поют: Есть у нас огород, там зеленый лук растет Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза) В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют: Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши, А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза) Дети идут по кругу и поют: Есть у нас огород и капуста там растет Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза) Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют: Ты капуста, к нам спеши, ты немного попляши, А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза) Дети идут по кругу и поют: Есть у нас грузовик, он не мал и не велик. Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза) Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют: Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши А потом не зевай, увози наш урожай!
Дидактическая игра «Что растёт в огороде?» Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека. Используется метод беседы. Материал. Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря, природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям. -Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь? -Какие не любишь, почему? -Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему? -Хочешь ли ты сам вырастить овощи? -Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки. -Какой водой и как нужно поливать овощи? -Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)? -Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними? П/и «Огуречик… огуречик…» Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик, Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет». После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать
наиболее активным детям.
ЗАГАДКИ ПРО ОВОЩИ
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Длинноножка хвалится –
Я ли не красавица,
В сама – то косточка,
Да красненькая косточка.
(Вишня)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон. (Лук)
Внизу красно, вверху зелено,
В землю вросло.
(Свекла)
Маленький и горький, луков брат.
(Чеснок)
Фиолетовый кафтан
Носит овощ …
(Баклажан)На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(Горох)
Это вовсе не игрушка -
Ароматная…
(Петрушка)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
(Свекла)
В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа.
(Фасоль)
Маленький и горький, луку - брат.
(Чеснок)
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
(Яблоко)
|
В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена. (Тыква)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это? (Горошек)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
На стебле зелёный крюк,
А на нём висит сундук.
В сундуке восемь ребят
Молча рядышком сидят.
(Горох)
Сто одежек -
Все без застежек.
(Капуста)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
(Капуста)
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)
Запеканки, драники,
Оладьи и пюре,
Зразы и вареники,
Печёнки в кожуре,
И отличную окрошку
Можно сделать из...
(Картошки)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
|
С.Михалков « ОВОЩИ»
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!... Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!... Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!... Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!... И суп овощной оказался не плох!
Ожидаемые результаты:
По реализации проекта «Огород на окне» будут получены следующие результаты: 1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян. 2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала. 3. В группе был создан огород на окне. 4. Дети вели наблюдения за растениями на окне и записывали в дневник наблюдений вместе с воспитателем. 5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на окне. 6. Дети научились, и стали более уважительно относиться к труду. 7. Все участники проекта (дети, воспитатель, и родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.)
ПРИЛОЖЕНИЕ |