Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7427552
Презентация «Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада».
Содержание - Дошкольное образование

Шафикова Евгения Сергеевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золотой ключик» - г. Губаха, Пермского края. 
Материал предназначен для педагогов и родителей. Сегодня одной из самых острых социальных проблем дошкольного образования является адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада. Адаптация — серьезное испытание, как для малышей, так и для их родителей. И поэтому так актуален на сегодняшний день комплексный подход к решению проблемы адаптации. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это станет залогом оптимального течения адаптации детей.


Дата публикации: 31.05.2018


alt


Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка

к условиям      детского сада

 

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход малыша в новую среду может привести к эмоциональным наруше­ниям. Поэтому актуальна проблема адаптации ребенка к детскому саду.

 

3 слайд

Цель:

   Создание условий, в период адаптации ребенка в дошкольном учреждении, путем взаимодействия детского сада и семьи.

   Задачи

1.Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному об­разовательному учреждению.

2.Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации.

3.Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с кол­лективом группы, с оснащением и оборудованием детского сада.

4.Оказывать родителям квалифици­рованную консультативную и практиче­скую помощь по проблемам адаптации к детскому саду.

4 слайд:

В помощь родителям в настоящее время издается много литературы с рекомендациями по ра­боте с малышами в период адаптации, с советами родителям и воспитателям.

5 слайд:

Адаптационный период труден как для детей, так и для родителей. Поэтому необходима работа по новым подходам к адаптационному периоду, которая позволила бы сформировать у малышей положи­тельное отношение к детскому саду, к сверстникам; с другой — помочь родителям подготовить ребенка к по­ступлению к ДОУ.

   Ребенок 1,5—2 лет не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформи­ровалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и со­трудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к детскому саду, так как сильно при­вязан к матери.

6 слайд:

Исчезновение мамы вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоциональный. Дети 1,5—2 лет испыты­вают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мете в раннем возрасте. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации к детскому саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.

7 слайд:

Эти закономерности можно разделить на три этапа:

Первый этап — подготовительный

Работа с родителями

1.Проведение родительского со­брания.

2.Раздача памяток и рекомендаций.

3.Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в ДОУ.

4.Составление карты готовности к поступлению в детский сад.

5.Организация предметно-разви­вающей среды.

Второй этап — этап наблюдений

Работа с детьми

1.Индивидуальный подход к малышу и родителям.

2.Постепенное заполнение групп (2—3 малыша в неделю).

3.Неполное пребывание ребенка в группе в начальной стадии адаптации (1—2 часа), возможность пребывания с мамой.

4.Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время при­хода, дополнительные, выходные).

5.Сохранение в первые две-три недели имеющихся у малыша привычек.

6.Оформление листов адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей.

Третий этап — анализ и выводы

1.Обработка результатов.

2.Анализ листов адаптации.

3.Анализ индивидуальных карт раз­вития.

8 слайд:

Одним из определяющих факто­ров воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющим содержанием. Стратегия и тактика построения жилой среды в ДОУ определяется особенностями личностно ориентированной модели воспитания и формирует чувство психологической защищенности у каждого воспитанника.

9 слайд:

Модель развивающей среды в пе­риод адаптации базируется на двух идеалах:

1.Детский сад — это второй дом для малыша.

2.Специально организованная сре­да для игр и отдыха, для занятий и разнообразной доступной этому воз­расту деятельности.

Интерьер групповой комнаты должен напоминать образ дома:

разнообразная крупногабаритная детская мебель;

ванночка для купания куклы- голыша;

большой теплый ковер на полу.

 

10 слайд:

Второй этап адаптационного пе­риода начинается с прихода мамы с ребенком в детский сад. Для малыша менее болезненное расставание с мамой — это постепенная разлу­ка.

В этот период проводится наблю­дение за ребенком, его адаптацией к условиям детского сада. Данные о наблюдениях заносятся в адапта­ционные листы

В первое время, когда ребенок еще настороженно относится к детскому саду, мама является его проводником и защитником. Она побуждает его вклю­читься в игру и сама активно играет с ним. Ребенка тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. На фоне положительного эмоционального общения складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша, все реже его взор обращается к маме.

Наступает момент, когда малыш сам начинает проявлять самостоятельность в игре, хорошо взаимодействует с воспитателем. У него появились любимые игрушки, он запомнил и выполняет простейшие правила. Когда наступает такой момент, предлагается маме подождать ребенка в приемной.

Первое время визит в детский сад длится не более часа. Постепенно время пребывания ребенка в детском саду увеличивается.

Следует знать, что в процессе привы­кания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, за­тем восстанавливается его аппетит, а в последнюю очередь — сон. Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому кому-то можно предложить пообедать в группе раньше, а кому-то — позже. Если самочувствие ребенка хоро­шее, то предлагаю остаться в детском саду на дневной сон.

 

11 слайд:

   Период адаптации ребенка к АОУ считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром на­строении, играет один или со свер­стниками.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР