Презентация «Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада». |
Содержание - Дошкольное образование |
Шафикова Евгения Сергеевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золотой ключик» - г. Губаха, Пермского края. Дата публикации: 31.05.2018 Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход малыша в новую среду может привести к эмоциональным нарушениям. Поэтому актуальна проблема адаптации ребенка к детскому саду.
3 слайд Цель: Создание условий, в период адаптации ребенка в дошкольном учреждении, путем взаимодействия детского сада и семьи. Задачи 1.Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. 2.Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации. 3.Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом группы, с оснащением и оборудованием детского сада. 4.Оказывать родителям квалифицированную консультативную и практическую помощь по проблемам адаптации к детскому саду. 4 слайд: В помощь родителям в настоящее время издается много литературы с рекомендациями по работе с малышами в период адаптации, с советами родителям и воспитателям. 5 слайд: Адаптационный период труден как для детей, так и для родителей. Поэтому необходима работа по новым подходам к адаптационному периоду, которая позволила бы сформировать у малышей положительное отношение к детскому саду, к сверстникам; с другой — помочь родителям подготовить ребенка к поступлению к ДОУ. Ребенок 1,5—2 лет не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к детскому саду, так как сильно привязан к матери. 6 слайд: Исчезновение мамы вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоциональный. Дети 1,5—2 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мете в раннем возрасте. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации к детскому саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма. 7 слайд: Эти закономерности можно разделить на три этапа: Первый этап — подготовительный Работа с родителями 1.Проведение родительского собрания. 2.Раздача памяток и рекомендаций. 3.Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в ДОУ. 4.Составление карты готовности к поступлению в детский сад. 5.Организация предметно-развивающей среды. Второй этап — этап наблюдений Работа с детьми 1.Индивидуальный подход к малышу и родителям. 2.Постепенное заполнение групп (2—3 малыша в неделю). 3.Неполное пребывание ребенка в группе в начальной стадии адаптации (1—2 часа), возможность пребывания с мамой. 4.Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные, выходные). 5.Сохранение в первые две-три недели имеющихся у малыша привычек. 6.Оформление листов адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей. Третий этап — анализ и выводы 1.Обработка результатов. 2.Анализ листов адаптации. 3.Анализ индивидуальных карт развития. 8 слайд: Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющим содержанием. Стратегия и тактика построения жилой среды в ДОУ определяется особенностями личностно ориентированной модели воспитания и формирует чувство психологической защищенности у каждого воспитанника. 9 слайд: Модель развивающей среды в период адаптации базируется на двух идеалах: 1.Детский сад — это второй дом для малыша. 2.Специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной доступной этому возрасту деятельности. Интерьер групповой комнаты должен напоминать образ дома: разнообразная крупногабаритная детская мебель; ванночка для купания куклы- голыша; большой теплый ковер на полу.
10 слайд: Второй этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с ребенком в детский сад. Для малыша менее болезненное расставание с мамой — это постепенная разлука. В этот период проводится наблюдение за ребенком, его адаптацией к условиям детского сада. Данные о наблюдениях заносятся в адаптационные листы В первое время, когда ребенок еще настороженно относится к детскому саду, мама является его проводником и защитником. Она побуждает его включиться в игру и сама активно играет с ним. Ребенка тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. На фоне положительного эмоционального общения складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша, все реже его взор обращается к маме. Наступает момент, когда малыш сам начинает проявлять самостоятельность в игре, хорошо взаимодействует с воспитателем. У него появились любимые игрушки, он запомнил и выполняет простейшие правила. Когда наступает такой момент, предлагается маме подождать ребенка в приемной. Первое время визит в детский сад длится не более часа. Постепенно время пребывания ребенка в детском саду увеличивается. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, а в последнюю очередь — сон. Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому кому-то можно предложить пообедать в группе раньше, а кому-то — позже. Если самочувствие ребенка хорошее, то предлагаю остаться в детском саду на дневной сон.
11 слайд: Период адаптации ребенка к АОУ считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».