Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7431232
«Развитие игровой деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО». Статья.
Содержание - Дошкольное образование

Захарова Лариса Алексеевна воспитатель первой младшей группы МБДОУ №35 «Радуга» г. Саянска, Иркутской области. 
В данной статье отображены основные проблемы развития игровой деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС. Указаны способы организации игровой деятельности в ДОУ. Представлена классификация игр для дошкольников. В статье сделаны ссылки на основные документы дошкольного образования.


Дата публикации: 07.06.2018


«РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»


“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский.


           В современном мире порой кажется, что в жизни дошкольников, совершенно нет места для игр. В этом зачастую виноваты мы – взрослые. Мало уделяем времени своим детям, а порой и вообще толкаем их к различным гаджетам, компьютерам, приставкам. Дети ведут сидячий образ жизни, живут миром грёз, виртуальным миром. Современное поколение, как правило предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе.

           А ведь в жизни много всего интересного, играя, ребёнок развивается, расширяет свой кругозор, проявляет активность, обогащает своё воображение и эмоциональный мир, пробуждая творческие силы, развивая навыки общения с окружающими людьми.

         «Игра - ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Наши дети вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. «Когда мы говорим об игре и ее роли в развитии дошкольника, то здесь встают два основных вопроса. Первый вопрос о том, как сама игра возникает в развитии, вопрос о происхождении игры, генезисе ее; второй вопрос - какую роль эта деятельность играет в развитии, что означает игра как форма развития ребенка в дошкольном возрасте. Является ли игра ведущей или просто преобладающей формой деятельности ребенка в этом возрасте?»[1]

           При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить, гармонично вписываются в естественную среду ребенка - игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

           В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС, игры детей -вовсе не игры, а как самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

           В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования, игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

           В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.). Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности.

           Введение и реализация ФГОС ДО - это инновационная деятельность, успешность которой зависит от понимания ее значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений. Главная особенность в организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Ключевая установка Стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Дошкольное детство должно быть разнообразным. Через игру ребенок открывает удивительный мир, его разнообразие и богатство. В дошкольном возрасте ребенок осваивает мир взрослых взаимоотношений. Его основная потребность - жить вместе с окружающими людьми. Реализация этой потребности происходит в игре.

           ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории: младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, закомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными; раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых; дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

             В пункте 4.6 ФГОС ДО (целевые ориентиры дошкольного образования) предполагают важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса. Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие. Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре.

        Педагогам следует знать, что  формирование культуры сотрудничества, в ходе совместной игры помогает у детей развивать психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства; Социализация - ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам; Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

           Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка. Принципы организации свободной формы деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности; творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности; эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции; следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

           Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке отдельную личность, знать, какими навыками  поведения обладает каждые ребенок его группы, в какие взаимоотношения вступает, какое место в группе играющих детей принадлежит каждому ребенку в самостоятельных играх. Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в группки играющих, ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре, четвертых научить пользоваться считалкой при распределении ролей и т.д. 

           Развитие в условиях ФГОС Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности. Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.

           Для развития интеллектуальной и познавательной деятельности предлагаем следующие игры:

Игры, развивающие речь ребёнка 2-3 лет:

Именно в 2-3 года происходит рывок в развитии речи, а это значит, что крохе необходима помощь взрослого. Для выражения своих мыслей ребёнку необходимо иметь достаточный словарный запас. Поэтому, можно проговаривать вместе различные считалочки, загадывать не сложные загадки, читать стихи. Все это помогает развивать наблюдательность и воображение малыша. Так как произношение слов происходит на выдохе, необходимо остановиться на тренировке дыхания, а помогут нам в этом следующие игры: «Дудочка», «Мыльные пузыри», «Игры с ватой» и т.д.

Игры развивающие логику и мышление ребёнка 2-3 лет:

Ребёнка 2-3 лет можно смело знакомить с математикой, но для этого нужно сначала заинтересовать малыша. Для занятий по математике нам помогут: цветные картинки, кубики, геометрические фигуры, цифры, при помощи всего этого можно объяснить такие понятия как, «больше», «меньше», «много», «мало», «длиньше», «короче».

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет:

Такие игры помогают развивать мелкую моторику рук, с их помощью можно легко развеселить малыша. Даже педиатры всего мира советуют проводить пальчиковые игры с детьми, особенно в возрасте от двух до трёх лет. Самые известные игры: «Сорока-ворона», «Пчелки», «Паучки», «Апельсин», «Гуси»

Подвижные игры для детей 2-3 лет:

К концу второго года жизни малыш умеет многое, он уверенно ходит, умеет бегать, прыгать, ползать, лазать, взрослым нужно только немного помочь развить навыки и умения с помощью игр:

Ходьба: «Альпинисты», «Канатоходцы», «Лесная тропинка», «Раки»

Бег: «Зима пришла!», «Бег по кругу», «Салочки», «Воробушки», «Лиса и цыплята».

Ползаем: «Мой четвероногий друг»

Прыгаем: «Болото»

Игры на развитие мелкой моторики рук для детей 2-3 лет:

Для развития м.м.р., нам помогут следующие игры:

Рисование карандашами, красками: «Шарики», «Лесенка для белочки», «Снежинки», «Дождик»;

Лепка пластилином, декоративным песком, тестом: «Пирожки для бабушки», «Грибочки»;

Упражнения с бусинами: «Нанизывание бусин разного цвета», «Нанизывание бусин разной формы», «Нанизывание бусин разной величины»;

Упражнение с мозаикой: «Цветочек», «Домик», «Кораблик» и т.д.

           Мастерство педагога красноречивее всего проявляется в его умении организовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитателю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, развивать любознательность ребёнка. Внимательный и заботливый педагог правильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры. Таким образом, от уровня профессиональной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.

 

 

Список литературы

1.Коротаева.Е.В. Обучающие  технологии  в  познавательной деятельности. М., 2003.

2. Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области //НРЦРО. – Великий Новгород, 1999.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.

4. Талызина Н.Ф. формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.

5. «Журнал психологического общества им. Л.С. Выготского».

6. А.А. Леонтьев. Технология развивающего обучения: некоторые соображения. 7. Селевко. К.Г. Технологии развивающего обучения.

8. Е.И.Радюхина. «Методические рекомендации к реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

9. В.М.Полонский. Словарь по образованию и педагогике.

10. А. Г. Асмолов. Системно - деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.

11. Т.В. Хабарова. Педагогические технологии в дошкольном образовании.

12. О.В. Дыбина. Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста.

Интернет ресурсы:

1.http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/igrovaya-deyatelnost-doshkolnikov-v-usloviyah-fgos.html

 



[1] «Журнал психологического общества им. Л.С. Выготского».

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР