Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872252
Статья «Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Содержание - Дошкольное образование

Блинова Н.В. воспитатель, МДОУ детский сад №23 «Радость», Московская область, г. Серпухов.    
Развитие навыков общения происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении, пронизывает все виды деятельности детей.


Дата публикации: 07.06.2018


Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности 

     Развитие навыков общения происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении, пронизывает все виды деятельности детей: игровую, речевую, конструктивную, изобразительную, познавательную, исследовательскую. Задача формирования навыков общения частично решается в процессе непосредственно образовательной деятельности, особенно на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Формированию коммуникативных умений и навыков способствует чтение детям художественной литературы, повседневное общение педагогов с детьми.

     Целенаправленная и систематическая организация практического опыта представляет собой необходимое условие формирования и развития навыков общения старших дошкольников. Использование упражнений в положительных поступках, коммуникативных умениях, создание ситуаций, предполагающих общение – это методы, способствующие накоплению детьми полноценного коммуникативного опыта.

     Вместе с тем, потенциальные возможности некоторых видов совместной деятельности детей и педагогов, а также взаимодействия самих детей используются недостаточно широко.

     Наблюдение за процессом литературного творчества в речевом центре «Веселые картинки» при сочинении детьми сказок дало возможность отметить, что данный вид деятельности также способствует созданию атмосферы общения «детей-соавторов». Заинтересованность в конечном результате – создание сказки – активизирует речевую деятельность детей в целом, позволяет им взаимодействовать целенаправленно и проявлять индивидуальные творческие способности.

     Каждый участник литературного сочинения испытывает необходимость считаться с мнением сверстников, принимающих участие в создании сказки, в то же время каждому предоставляется возможность предложить свои варианты дальнейшего развития сюжета, описания героев, иллюстрирования сказки и т.д. Таким образом, можно предположить, что использование коллективного литературного творчества может быть еще одним эффективным способом формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.  

     Диагностические исследования по определению уровня продуктивного общения позволили выявить еще одно перспективное направление педагогического взаимодействия – организацию деятельности детей в центре экспериментирования.

     Исследовательская деятельность, как известно, всегда представляет собой особенный интерес для дошкольников, так как в силу своих возрастных особенностей они чрезвычайно любознательны и заинтересованы в получении знаний, основанных на проведенных самостоятельно опытах, наблюдениях, экспериментах. Именно поэтому необходимо создавать условия для подобного рода занятий, которые, помимо познавательных задач, будут способствовать формированию общения детей. Элементарные опыты и эксперименты маленьким исследователям в игровом центре «Знайкины друзья» гораздо интереснее проводить сообща, чтобы иметь возможность распределить действия, обсуждать ход и результаты своего исследования.

alt

     Данный вид деятельности в значительной мере способствует формированию такого навыка общения, как умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями сверстников. Предположение об эффективности данного направления может быть также проверено в дальнейшей работе по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

       Безусловно, перспективным направлением можно считать использование возможностей игровой деятельности, которая создает самые разнообразные коммуникативные ситуации, способствует расширению контактов детей между собой, активизирует их речь, помогает усвоить элементарные правила и нормы общения.

 alt

     Театрализованная деятельность, в силу своей эмоциональной насыщенности, яркости представления и персонажей, может значительно способствовать решению обозначенной нами задачи. Навыки общения активно формируются в кукольных спектаклях и миниатюрах, детских постановках, в которых дошкольники получают маленькие уроки большой доброты, учатся принимать и понимать другого, иногда не похожего всех, героя. Увиденные на ярком эмоциональном фоне проявления враждебности, отвержения кукольного персонажа пробуждают к нему сочувствие и сопереживание, а позитивные взаимоотношения, напротив, - одобрение и желание подражать.

alt

     Обратим внимание на еще одно направление педагогического взаимодействия – знакомство со сказками. Именно в них часто раскрывается ценность каждого человека и неприемлемость осмеяния, унижения, отвержения кого бы то ни было. Особенный тому пример – сказки Г.Х.Андерсена, И.Гауфа, русские народные сказки. Их героям приходилось переживать множество нелегких испытаний, изгнание, одиночество. Но именно тот, кто был осмеян и гоним, в счастливом финале сказки получал заслуженную награду – признание, дружбу и любовь.

     Дети вполне способны понять и усвоить эти нравственные уроки о том, что мир не делится на плохих и хороших людей, красивых и некрасивых, умных и глупых, людей разных стран и языков. Сказка учит, что добро возвращается к тому, кто сам помогает и принимает других. Внимательного маленького читателя или слушателя сказка убеждает в том, что понимания, сочувствия и общения достоин каждый.

     Деятельность дошкольников очень разнообразна. Дети постоянно взаимодействуют: играют, делятся впечатлениями, изобретают, творят.

    Необходимо научить их быть доброжелательными, активно общаться в процессе игр, занятий, прогулок. Активно развиваясь сам, дошкольник в то же время будет способен делиться со сверстниками и взрослыми своими переживаниями, мыслями, идеями.

     Итогом такого взаимодействия станет благополучная социализация каждого ребенка и детского сообщества в целом.

 

Список использованной литературы

 

1.Горшкова Е.И. Учите детей общаться [Текст]. Е.Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – С.91-97.

2.Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А.В.Запорожец, М.И.Лисина. – М.: Просвещение, 2013. – 226 с.

3.Клюева Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: ЯГПУ, 2011. – 26 с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР