Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429370
Проектная работа: «Создание образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО через проектную деятельность «Наследие татарского народа»
Содержание - Дошкольное образование

Бикмуллина Лейсан Фоатовна, воспитатель по обучению детей татарскому языку I квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №297 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района города Казани. 
Проект предназначен для детей подготовительной группы, воспитателям и специалистам ДОУ. Воспитать патриотизм в близкой и доступной уму и сердцу детей форме – главная задача сегодняшнего дня. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.


Дата публикации: 07.06.2018


 

ВВЕДЕНИЕ

       Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, где закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка и пола, вероисповедания.         

      Главное, определяющее в нравственном развитии личности – появление у детей способности управлять своими действиями в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения. Детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, они остаются в памяти, которые влияют на формирование жизненных позиции, формирование чувства причастности к культурному наследию своего народа, приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры, явлениям других культур.

   Приобщение дошкольников к национальной культуре, быту, традициям разных народов позволяет наиболее полно сохранить и передать подрастающим поколениям их национальные традиции, обряды, обычаи; способствует воспитанию эмоциональной отзывчивости к народной эстетике, приучать их овладевать образным языком народного декоративно- прикладного искусства, формирование толерантного отношения к людям разной национальности.  

   Подрастающее поколение слабо ориентируется не только в народных традициях, но и плохо знает историю, культуру и обычаи своего народа. Самой большой проблемой является отрыв от национальной культуры, разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций, вне системы ценностей, менталитета своего народа, приводящее к трагедиям в судьбах народа и отдельной личности. Как справедливо полагает академик Д.С.Лихачев, «Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков…, культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности».

      Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. А дети, не усваивающие уроки прошлого, просто не в состоянии оценить в полной мере проблеме сегодняшнего, стоящие перед их страной, созидать её будущее.

     Воспитать патриотизм в близкой и доступной уму и сердцу детей форме – главная задача сегодняшнего дня. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

   У каждого народа существуют ценности, не утратившие своего значения и в наши дни – любовь к Родине, почитание предков, уважение к старшим. Эти ценности легли в основу данного проекта.

 

 

 

ЦЕЛЬ: Воспитание нравственно-патриотических чувств через национальную культуру татарского народа, для выявления оптимальных условий развития речи детей с помощью различной форм фольклора.

 

ЗАДАЧИ:

1.Развивать нравственность и патриотизм детей через знакомство творчеством татарского народа. Формирование первоначальных представлений об истории и культуре татарского народа.

2.Обучение устной речи через ознакомление с татарскими народными праздниками и национально декоративно-прикладным творчеством.

 

МЕТОД ПРОЕКТА: практический, словесный, наглядный

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальные руководители, специалисты, родители

 

ТИП ПРОЕКТА: коллективный

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (3-4 неделя апреля)

 

ВИД ПРОЕКТА: познавательный, творческий

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

- расширение знания детей о жизни татарского народа, познакомить бытом, занятиями и трудом наших предков, о назначении предметов быта; знакомство с историей татарского народа, города;

- знание детей устного народного творчества;

- знакомство детей с традициями и праздниками, формировать интерес к народным праздникам, традициям и обычаям;

- знание разных народных игр.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Этапы реализации

проекта

Форма работы

Участники проекта

Ответственные

I.ЭТАП

(подготовительный)

 

  • изучение интересов детей

 

 

  • определение темы, постановка цели и задачи, определение значимости и актуальности проекта;

 

  • подбор информации, иллюстрации, рисунков, художественной литературы;

 

 

  • подбор атрибутов, необходимых для реализации проекта;

•  организация развивающей среды в группе;

•  привлечение специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре) для осуществления соответствующих разделов;

•  подбор игр, физкультминуток, песен, танцев соответствующих тематики проекта;

  • разработка сценария мероприятия;

дети

 

 

воспитатели гр., специалисты

 

 

воспитатели гр., специалисты, родители

 

 

воспитатели гр., родители

 

воспитатели гр.,

 

специалисты

 

 

 

воспитатели гр., специалисты

 

восп.по обуч.тат.языку специалисты

восп. гр., восп.по обуч.тат.языку

 

старш.воспитат. восп.по обуч.тат.языку

 

 

воспитатели гр., восп.по обуч.тат.языку

 

 

 

воспитатели гр., восп.по обуч.тат.языку

 

воспитатели гр.

 

старш.воспитат., восп.по обуч.тат.языку

 

 

 

воспитатели гр., специалисты

 

 

специалисты

II.ЭТАП

(основной)

 

  • прослушивание аудиозаписи «Авыл көе» (татарская народная песня), «Туган тел» (стихи Г.Тукая)

 

  • чтение художественной литературы: «Куян кызы» (тат.нар.сказка)

 

  • художественное творчество: «Узоры на фартуке» (рисование), «Түбәтәй» (аппликация с татарским орнаментом); “Татарские народные блюда” (лепка из соленого теста);

 

  • беседа на темы:  

“Моя Родина”, “Народная культура и традиции татар”, “Волжская Булгария и татары”;

 

  • просмотр фильма: “История и легенды о Казани”;

 

  • просмотр анимац. сюжетов: “Өч кыз”, “Чукмар белән Тукмар”;

 

  • знакомство с тат. национ. играми   “Зәңгәр чәчәк”, “Чума үрдәк, чума каз”;

 

  • изучение тат.народ. танца “Бүләк”;

 

  • подготовка к театрализ. постановке “Милли хәзинә”

 

  • оформление выставки “Генеалогическое дерево”

 

  • изготовление дид.пособий по УМК “Татарча сөйләшәбез” и “Туган телдә сөйләшәбез”;

 

  • создание мини-музея “Национальное наследие”;

 

 

  • самост.деятельн. дид.игра “Собери пазл” (достопримеч. Казани), “Составь татарский орнамент и узор”;

конструирование “Достопримечательности Казани”

 

дети

 

 

 

 

дети

 

 

 

 

дети

 

 

 

 

 

 

 

 

дети

 

 

дети

 

дети

 

 

 

 

 

дети

 

дети, воспит.гр.

 

 

 

дети, родители

 

родители,,

воспит.гр.

 

 

 

 

 

родители,

 

 

воспит.гр.,

 

 

восп.по обуч.тат.языку

специалисты

дети

 

 

дети

муз.руковод., воспит.гр.

 

 

 

воспитатели гр., восп.по обуч.тат.языку

 

воспит.гр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспит.гр.

 

 

 

воспит.гр.

восп.по обуч.тат.языку

 

 

 

 

 

 

 

 

восп.по обуч.тат.языку, муз.руководит.

 

 

 

муз.руководит.

 

 

восп.по обуч.тат.языку, муз.руководит.

 

 

 

воспит.гр.

 

 

 

 

вобуч.тат.языку

 

старш.воспитат., восп.по обуч.тат.языку, муз.руковод.

 

 

 

воспит.гр.

 

III.Этап

(заключителный)

  • театралиованная постановка “Милли хәзинә”;

 

  • тат. народ.танец “Бүләк”;

 

  • выставка “Генеалогическое дерево”

 

  • выставка УМК “Татарча сөйләшәбез” и “Туган телдә сөйләшәбез”;

 

 

дети, воспит.гр.

 

дети

дети, родители

 

родители,

воспит.гр

восп.по обуч.тат.языку, муз.руководит

муз.руководит.

 

воспит.гр.

 

 

воспит.гр.,

восп.по обуч.тат.языку

 

 

  

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

   В течение двух недель велась работа по проекту патриотического воспитания дошкольников «Наследие татарского народа». Создавались условия для формирования нравственных ценностей у дошкольников силами старших воспитателей, воспитателей, специалистов, музыкальных руководителей и родителями. Воспитателями и специалистами проводилась работа согласно тематике проекта, как внутри образовательной деятельности, так и во время режимных моментах, прогулках и в самостоятельной деятельности детей. В течение всей проектной деятельности дошкольники подготовительной группы познакомились историей жизни татарского народа, бытом, занятиями и трудом наших предков; расширели знания о родном городе; познакомились с произведениями и художественной литературой татарского народа и народными играми. Так же была возможность ощутить себя воином Волжской Булгарии, что добавила героический дух дошкольникам.

   Огромная помощь была оказано со стороны родителей во время организации мини-музея «Национальное наследие» и выставки поделок и рисунков на тему «Генеалогическое дерево».

   Итоговым результатом проектной деятельности была театрализованная постановка «Милли хәзинә» для родителей ДОУ.

 

   

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.В.Г.Гомәрова, Ф.Я.Зарипова «Бәйрәмнәр бәйләме” Казан, Мәгариф 2005 ел.

2.Д.М.Исхаков “Этнография татарского народа” Казань, Магариф 2004 год.

3. Девятых Л.И., Белоглазов А.В. “Казань- времен связующая нить”, 2000 год

4.К.В.Закирова “Күңел ачыйк бергәләп” Казан, Мәгариф, 2003 ел.

5.К.В.Закирова “Уйный-уйный үсәбез” Казан, Мәгариф, 2005 ел.

6.К.В.Закирова, Р.Ә. Кадыйрова “Әхлакнигезе- матур гадәт” Казан, Мәгариф 1998 ел.

7.К.В.Закирова, С.М.Гаффарова “Әткәм-әнкәмнең теле” Казан, Мәгариф, 1997 ел.

8.Н.А.Кузьменко, Л.А.Кошмак “Приезжайте к нам в Казань” Казань, 2004 год.

9.Р.Ф.Ягъфәрова “Балалар фольклоры” Казан, Мәгариф 2000 ел.

10.Р.Ш. Файзуллина «Татарский народный орнамент»- пособие для воспитателей детских садов, Казань 1984 г.

11.Ф.С.Баязитова “Народные обряды” Казань, татрское книжное издательство, 1995 год.

12.Ф.Ф.Харисова “Национальная культура и образование” Москва, 2000год.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР