Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871861
Статья «Повышение профессиональной компетентности педагогов с использованием интерактивных форм и методов работы»
Содержание - Дошкольное образование

Сысоева Елена Александровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» п. Кромы, Орловской области. 
Предназначено для старших воспитателей ДОУ.


Дата публикации: 07.06.2018


Повышение профессиональной компетентности педагогов с использованием интерактивных форм и методов работы

 

В современной педагогической литературе под профессиональной компетентностью педагога чаще всего понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Совершенствование профессиональной компетентности – это динамичный процесс, ведущий к развитию творческих индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. В условиях реформирования образования, внедрения ФГОС ДО радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются и требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный и умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и подход к методической работе с кадрами, характер и направленность которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника.

Новый подход к методической работе с воспитателями должен обеспечиватьобратную связь, откровенный обмен мнениями, формировать положительные отношения между сотрудниками. В этом случае в работе с кадрами должны использоваться интерактивные формы и методы работы, предполагающие коллективные обсуждения, рассуждения, аргументацию выводов, соревнования умов и талантов. Широкое использование интерактивных форм и методов работы способствует достижению таких важных целей, как: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию, повышение уровня активности и самостоятельности, развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности, повышения стремления к сотрудничеству.

Рассмотрим подробнее преимущества использования интерактивных форм и методов работы в дошкольном учреждении. Во-первых, значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальнаяи познавательная активность. Во-вторых, реализуются те стороны личности, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития. В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможна результативная работа педагогического коллектива. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач, при интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

Проблеме интерактивных форм и методов работы с кадрами уделяют большое внимание многие исследователи, в том числе: Л.М. Сыромятникова, К.Ю. Белая, Н.С. Голицына, А.И. Васильева и др. Анализ их работ позволяет сделать вывод, что эта проблема определяет приоритетное направление в организации методической работы. Интерактивные формы и методы работы с кадрами должны занять особое место в дошкольном учреждении, стать важным звеном в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как они, прежде всего, способствуют повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.

Изучив теорию вопроса и опыт работы по данной проблеме, исходя из понимания, что сегодня уровень методической работы в детском саду становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности, мы поставили перед собой ряд вопросов: как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Исходя из этого, были определены задачи методической работы в нашем детском саду: совершенствование методической культуры и повышение мастерства педагогов, создание условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности воспитателей с использованием различных интерактивных форм и методов работы с педагогическими кадрами.

Рассчитывать на спонтанное самосовершенствование деятельности педагогов не приходится. Многие воспитатели, приобретая опыт, идут к своему успеху путём проб и ошибок годами. Методическая работа с кадрами призвана помочь педагогу сделать этот путь короче и успешнее, быстрее овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать педагогическое мастерство, обеспечивающее его профессиональный рост, способствовать активизации творческой деятельности педагога.

Работа строится от простого к сложному, логически обоснованно, чтобы интерактивные формы соответствовали содержанию, ведь никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, творческого подхода гарантировать не могут. Следует заметить, что деление форм на новые и старые, современные и несовременные весьма условна, ведь каждая из них отвечает определённому содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

Мы в своей работе используем различные формы и методы в работе с педагогами, такие как педагогические советы, экспресс-консультации, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, мозговые атаки, деловые игры, смотры-конкурсы, открытые просмотры, круглые столы, самообразование и др. Среди так называемых нетрадиционных форм методической работы можно назвать такие: брифинг, деловая игра, мастер-класс, интерактивное общение, дискуссия и т.д. Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развитие их креативного мышления, обучение нестандартным выходам из проблемной ситуации, овладение новым педагогическим мышлением, повышение педагогического мастерства. Грамотно построенная система работы, включающая как новые, так и традиционные формы и методы работы с педагогическими кадрами, приводит к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ, делает коллектив педагогов сплоченным.

Остановимся на некоторых специфических особенностях использования подобранных нами форм и методов повышения мастерства педагогов.

Вначале мы проводим анкетирование «Самоанализ успешности воспитательно-образовательной работы». Затем дифференцируем педагогов по степени мастерства и подбираем с учетом этого соответствующие формы и методы методической работы.

Главным методом в методической работе, по нашему мнению, должны быть убеждение и доказательность. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, старший воспитатель убеждает и доказывает, почему этот метод работы с детьми не эффективен, подсказывает, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчинёнными. Работа с людьми предполагает обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника. «Пройдя» через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности.

Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему особое внимание мы акцентируем на повышении коммуникативной компетенции педагогов. Знакомим воспитателей с новыми технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, упражняем в выборе эффективных средств педагогического общения.

Методическая работа и интерактивные формы работы в нашем дошкольном учреждении сыграли значительную роль в профессиональном росте и развитии педагогов, в повышении их профессиональной компетентности, уровня квалификации. Педагоги ДОУ активно участвуют в районных методических объединениях, различных конкурсах, где каждый может реализовать свои творческие способности. В свою очередь, это обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, в итоге, повышает эффективность образовательного процесса в ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов, освоение ими инновационных технологий позволили выйти на такие результаты, как стабильность оптимального уровня освоения детьми программы, улучшение психологического микроклимата в коллективе, рост творческой активности педагогов, степени удовлетворённости результатами своей работы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду, позволяет добиваться хороших результатов в профессиональной деятельности как каждого педагога, так и всего коллектива в целом.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР