Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7419924
Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОУ «Здоровьесбережение как результат физического и личностного развития детей дошкольного возраста в условиях введения профессионального стандарта «Педагог»
Содержание - Дошкольное образование

Киселева Светлана Валерьевна, инструктор по физической культуре, МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Радуга» г. Саянск, Иркутской области. 
Семинар-практикум разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления новые формы работы в образовательной области «Физическое развитие» с учетом ФГОС. Мероприятие рассчитано на педагогов ДОУ с целью заинтересованности в работе по-новому в условиях введения профессионального стандарта «Педагог».


Дата публикации: 07.06.2018


Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОУ «Здоровьесбережение как результат физического и личностного развития детей дошкольного возраста в условиях введения профессионального стандарта «Педагог»

 

Краткая аннотация

Семинар-практикум разработан и проведен с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления новые формы работы в образовательной области «Физическое развитие» с учетом ФГОС. Мероприятие рассчитано на педагогов ДОУ с целью заинтересованности в работе по-новому в условиях введения профессионального стандарта «Педагог»

 

Тема: «Здоровьесбережение как результат физического и личностного развития детей дошкольного возраста в условиях введения профессионального стандарта «Педагог»

 

Цель: Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми формами работы.

 

Задачи: Освоение на практике новых здоровьесберегающих технологий.

 

Условия реализации: Обязательное использование ИКТ.

 

Выразительные средства: ИКТ (презентация PowerPoint, онлайн конструктор Plickers), музыкальное сопровождение.

 

Ожидаемые результаты: Снятие физического и психического напряжения, получение информации, которая поможет в дальнейшей педагогической работе в условиях введения профессионального стандарта «Педагог»


ПРЕЗЕНТАЦИЯ 


Ход мероприятия:

 

Вступительное слово:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

- Помочь откажетесь мне? (нет или да?)

- Деток вы любите? Да или нет?

- Пришли вы к нам на семинар,

- Сил совсем нет,

- Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

- Я вас понимаю…..

- Как быть господа?

- Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

- Дайте мне тогда ответ,

- Помочь откажетесь мне? (Нет)

- Последнее спрошу у вас я:

- Активными все будете? (Нет или Да)

 

Слайд 1

Ведущий: Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем практико-ориентированный семинар «Здоровьесбережение как результат физического и личностного развития детей дошкольного возраста в условиях введения профессионального стандарта «Педагог»

 

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека)

На рисунке вы видите воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Руководитель творческой группы записывает их на доске. Если слова повторяются, то руководитель творческой группы ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.

 

Слайд 2

Теоретический аспект:

Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня недостаточно тех мероприятий, которые мы проводим обычно, т.е. физминутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. Предлагаемые здоровьесберегающие технологии, надеюсь, знакомы всем специалистам. Мы предлагаем новый взгляд на традиционные средства оздоровления. В сочетании с методами здоровьесбережения эти средства становятся действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья. Наша позиция в воспитании такова: «Если мы будем учить детей так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». (Джон Дьюи) слайд

Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для педагогов. Особенно на сегодняшний день, когда актуальным становятся вопросы профессионального стандарта «Педагог».

 

Слайд 3

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Не важно, кто учитель по специализации – математик, физик, воспитатель ДО, историк – это все равно – обучение, воспитание и развитие. Это структура общей профессиональной деятельности. Разработчики взяли понятие «педагог», так как оно шире понятия «учитель»

 

Слайд 4

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
  • Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

 

Можно коротко сформулировать практическое применение профессионального стандарта:

 

Для работодателя - формулировка требований к работникам.

Для работника - оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя.

Для системы профессионального педагогического образования – разработка образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда.

 

Слайд 5

Новые компетенции педагога, их 5:

1. Работа с одаренными обучающимися.

2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

3. Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.

4. Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.

5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьѐзные отклонения в поведении.

 

Цель применения профстандарта педагога:

1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка.

2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям.

 

Слайд 6

Пункт 4.2. часть вторая профессионального стандарта «Педагог» гласит: воспитательная работа

Педагог должен:

Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

 

Слайд 7

Профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования (обобщение):

Педагог должен:

  • Знать специфику дошкольного образования;
  • Знать общие закономерности развития детей;
  • Уметь организовывать ведущие виды деятельности;
  • Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста;
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми;
  • Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга;
  • Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей;
  • Владеть ИКТ- компетенциями.

 

Слайд 8

Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое?

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими воспитателями как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Одни определяют их как “полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”. Другие включают в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику заболеваемости. Существуют различные мнения по данному вопросу.

Для нас наиболее приемлемым определением является следующее:

Здоровьесберегающие технологии - это позитивное воздействие на здоровье детей путем различных оздоровительных мероприятий, которые грамотно “встроены” в общую систему функционирования ДОУ, направленные на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач.

- Какова основная цель здоровьесберегающих технологий?

 

Слайд 9

Цель: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?

 

Слайд 10

Ответы педагогов:

- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе

педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду. Но это еще не технология. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей! (т.е. работа по здоровьесохранению ребенка должна быть систематической, непрерывной, спланированной в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду и иметь четко обозначенную цель)

Необходимо классифицировать различные виды здоровьесберегающих

технологий.

 

Слайд 11

Классификация здоровьесберегающих технологий.

Виды здоровьесберегающих технологий:

1. Медико-профилактические технологии – направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

• Мониторинг здоровья

• Организация профилактических мероприятий

• Рациональное питание

• Рациональный режим дня

• Здоровьесберегающая среда

• Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

 

Слайд 12

2. Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

• Двигательный режим

• Динамические паузы

• Закаливание

• Гимнастика

• Подвижные и спортивные игры

• Дни здоровья

• Спортивные развлечения, праздники

 

Слайд 13

3. Социально-психологические технологии – обеспечивают

индивидуальный и дифференцированный подхода в процессе воспитания для сохранения психологического здоровья ребенка:

• Тренинги

• Релаксация

• Музыкотерапия

• Психогимнастика

• Сказкотерапия

 

Слайд 14

4. Образовательные технологии

• Образовательная деятельность по физическому развитию

• Формирование понятия «здоровый образ жизни»

• Формирование понятия «безопасность»

 

Слайд 15

5. Валеологическое просвещение родителей:

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ:

• Дни открытых дверей

• Выступления на родительских собраниях

• Консультации

• Информация для стендов

• Памятки

• Презентации

• Буклеты

• Образовательный сайт МДОУ

Слайд 16

Кроме того, существуют авторские методики по здоровьесохранению детей:

- Методика русского учёного, врача и педагога-новатора Владимира Филипповича Базарного (метод смены динамических поз, сидя за столом и стоя за конторками);

- Эдуард Сергеевич Аветисов, учёный (метка на стекле (по Аветисову); 

- Дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой о которой мы поговорим чуть позже.

 

«Немного о серьезном в шутку».

Инсценировка сказки «Красная шапочка!»

- Бабушка, бабушка, а почему у тебя такое морщинистое лицо?
- Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
- Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
- Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
- Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
- Это потому, моя деточка, что по утрам никогда не делала зарядку.

Если ты не хочешь выглядеть, как эта бабушка, веди здоровый образ жизни!

 

Слайд 17

А теперь от теории к практике. Я приглашаю желающих на необычное мероприятие для детского учреждения, но на современное мероприятие. Это степ-аэробика. В нашем дошкольном учреждении степ-аэробика используется для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста более пяти лет. Причины применения данного направления послужил тот факт, что в нашем дошкольном учреждении до 1 июня 2017 года функционировали две группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Мы были единственными в городе из дошкольных учреждений, которые имели этот статус, но тем не менее наш опыт мы не убрали и не забыли, а продолжаем реализовывать с нашими воспитанниками, потому что понимаем – болезнь легче предупредить, чем лечить.

Если у вас возник интерес к данному виду, то здесь необходимо знать о некоторых требованиях, рекомендациях по применению данного оборудования. (Информация в методическом пакете.)

 

Слайд 18

Перефразируя фразу «Счастливая мама – счастливый ребенок» «здоровый педагог – здоровый ребенок», мы являемся примером для своих воспитанников, поэтому нам важно не только быть здоровым, но и беречь и сохранить свое здоровье для успешной профессиональной деятельности. Не секрет, что профессия педагога не здоровьесохраняющее состояние, а здоровьеразрушающее, поэтому очень важно беречь здоровье смолоду. Позвольте предложить несколько упражнений, которые позволят вам быть полезными в вашей профессиональной деятельности.

Выступление психолога.

 

Слайд 19

Из опыта педагогической работы, Вы знаете, что многие общеразвивающие упражнения проводятся с предметами. Каждый из предметов в зависимости от физических свойств оказывает своеобразное воздействие, движения приобретают плавность или резкость, четкость, силу и т.п. Сегодня мы поговорим о резиновом эспандере. Эспандер еще называют универсальным тренажером. В некоторых странах растягивание эспандера стало признанным видом спорта (растягивание стальных пружин – «стрейнпулинг»).

Занятия с эспандером развивают силу и гибкость у детей, улучшает координацию движений, а так же способствует укреплению мышечного корсета всего организма, именно те качества, которые прописаны в целевых ориентирах ФГОС. Рекомендуется использовать эспандеры при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.

Комплекс с резиновыми эспандерами

 

Слайд 20

Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. В настоящее время для саморегуляции состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.

Звуковая гимнастика, которая действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

  1. oЗвук «О» — воздействует на сердце, легкие;
  2. oЗвук «Я»; Звук «М» — воздействуют на работу всего организма;
  3. oЗвук «ХА» — помогает повысить настроение

А какие звуки и упражнения укрепят голосовые связки, вам расскажет и продемонстрирует Марина Юрьевна.

Методы саморегуляции. Выступление музыкального руководителя.

 

Слайд 21

Хотелось бы завершить практическую часть нашей встречи с классическими методами укрепления и сбережения здоровья, которые сегодня называются современными терминами, а поскольку мы обязаны быть современными педагогами, мы просто должны ориентироваться в понятийном аппарате по данной тематике.

Вопрос: какие ассоциации к слову йога вы знаете? (стрейчинг, пилатес, растяжка, медитация, поза, гибкость, зарядка и др.)

Комплекс пилатеса.

 

В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».

Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением, ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться это делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на понедельник, а начнем прямо сейчас, неважно утро это, день или вечер.

 

Слайд 22

Валеологический блиц-опрос для педагогов (презентация)

Педагогам предлагается «Цветик - семицветик».

Необходимо оторвать лепесток, и выполнить предложенное задание.

1.Красный лепесток

1)Гранатовый сок полезен при анемии? В нем нет железа, это миф.

2)Правда ли, что при плоскостопии противопоказан массаж стопы? Массаж полезен.

3)Узкие джинсы могут вызвать боли в ногах? Могут, так как они пережимают подкожные нервы, они могут нарушать кровообращение.

2.Оранжевый лепесток

1) Дыхательная гимнастика улучшит иммунитет? Помогает, так как улучшает ток крови и лимфы.

2) Физическими упражнениями лучше заниматься вечером? Лучше заниматься физкультурой утром.

3) Черная смородина улучшает состояние суставов? Улучшает, в смородине много витамина С.

3. Желтый лепесток

Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье

Будет здоровье – будет - все

Здоровье за деньги не купишь

В здоровом теле – здоровый дух

Здоровье – это движение

Здоровому и врач не надобен

Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок   и т.д.

4. Зеленый лепесток

1) Телевизор можно смотреть в темноте? Не следует смотреть телевизор в темноте, глаза устают.

2) Препараты черники влияют на зрение? Польза черники — это вымысел.

3) Подушка из синтепона может вызвать головную боль? Может. Синтепон не держит форму и мышцы шеи оказываются напряженными всю ночь.

5.Голубой лепесток

1) Болгарский перец полезен для суставов? Полезен, в нем много витамина С, а этот витамин стимулирует выработку коллагена.

2) Многие полагают, что спать на животе не полезно. Это действительно так. Лучшей является для сна поза на боку. Если вы спите на животе, то часто пережимаются сосуды шеи, будет давление внутри брюшной полости, желудочный сок будет забрасываться в пищевод.

3) Вредно ли для зрения читать лежа? Это так. При чтении лежа глазные мышцы испытывают двойную нагрузку, это пагубно влияет на глазное яблоко и остроту зрения, мышцы перенапрягаются.

6.Синий лепесток

1) Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (зарядку)

2) Детский зимний транспорт? (санки)

3) Коньки на лето? (ролики)

7.Фиолетовый лепесток

Продолжи фразу:

-Холода не бойся, сам по пояс… (мойся).

- Курить – здоровью (вредить).

- Кто спортом занимается, тот силы … (набирается).

- Здоровье дороже … (богатства).

- Солнце, воздух и вода … (наши верные друзья).

 

Слайд 23

В заключение нашей встречи, хочу рассказать Вам притчу. А вы подумайте – какой в ней смысл.

"Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне Счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины."

Смысл ясен – все в наших руках, и наше здоровье тоже. Берегите себя и будьте здоровы.

 

Пликерс-рефлексия:

 

1.Важно иметь крепкое здоровье педагогу, чтобы соответствовать профстандарту «Педагог».

2.Мое здоровье – мое личное дело.

3. Педагог должен быть компетентным в вопросах здоровьесбережения и здоровьесохранения.

4.Здоровье педагога никаким образом не влияет на качество профессиональной деятельности самого педагога.

 

Спасибо, что вы нашли время. Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и полезной.

 

 

Использованная литература.

1. Сыромятникова Л.М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении: Функции. Содержание. Планирование. Методы. Традиционные и нетрадиционные формы. - М.: «Планета», 2011.

2. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2011.

3. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Педагогические советы / авт.-сост. И.М.Бушнева. - Волгоград: Учитель, 2012г.

5. Электронный ресурс - https://www.baby.ru/blogs/post/64235032-58880454/

6. Электронный ресурс - http://dob.1september.ru/article.php?id=200701217

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР