Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871878
Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по обучению татарскому языку «Гостья из будущего»
Содержание - Дошкольное образование

Огурцова Алсу Адиловна, воспитатель татарского языка I квалификационной категории МАДОУ №194 «Детский сад комбинированного вида» Приволжского района города Казани, Республики Татарстан. 
Образовательная деятельность по развитию речи (татарскому языку) по закреплению пройденного материала УМК с русскоязычными детьми подготовительной к школе группы «Гостья из будущего». Программные задачи: формировать у детей интерес к общению на татарском языке, закрепить умение детей общаться с педагогом и между собой, использовать вежливые слова на татарском языке, умение правильно произносить существительные, прилагательные, глаголы , называть цвет. Способствовать развитию диалога между детьми на татарском языке. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, сотрудничество продуктивная, двигательная. Предназначена для воспитателей, для воспитателей по обучению татарскому языку, для педагогов доп .услуг.


Дата публикации: 07.06.2018


                                          «Гостья из будущего»

образовательная деятельность по развитию речи (татарскому языку) по закреплению пройденного материала с русскоязычными детьми в подготовительной к школе группе

Цель: развитие татарской связной речи.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Форма деятельности: совместная деятельность детей и взрослых

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

Программные задачи:

Образовательные: формировать у детей интерес к общению на татарском языке, познанию нового посредством использования знаний детей по УМК.

Развивающие:

-закрепить умение детей общаться с педагогом и между собой, использовать вежливые слова на татарском языке;

-закрепить названия овощей на татарском языке, умение правильно произносить существительные, прилагательные, глаголы, называть цвет. Способствовать развитию диалога между детьми на татарском языке.

Воспитательные: воспитывать интерес татарскому языку, к игре, дружелюбие, взаимопомощь, сотрудничество.

Словарная работа: укытучы, укучы, мәктәп, каләм.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, аудиозаписи песен, «машина времени», костюм для «гостьи из будущего», «автобус», стулья, столы, «витрина», сюжетная картина, ичиги, калфак, фартук, самовар, музейные экспонаты.

Раздаточный материал: портфель, ручка, тетрадь, карандаш, доска, указка, пилотка, телефон, « пицца, сок, билеты», рисунки татарских народных узоров, татарские узоры - наклейки.

Предварительная работа: рассматривание татарских народных узоров , чтение татарских народных сказок, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, беседа с детьми, диалоги, игры, песни, проведение дидактических игр «Син кем?», «Бел һәм сөйлә», «Читекне бизә», сюжетно-ролевая игра «Интернет-кибет», «Мәктәп», «Командир», «Телефоннан сөйләшү», «Кондуктор», «Сыйлау», «Рәсемгә карап сөйлә»

Методы и приёмы: вопросы, беседа, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, диалог.

Структура

1. Организационный момент.

2. Сюрпризный момент.

3. Игра «Син кем?»

4. Игра «Бел һәм сөйлә»

5. Җырлы-биюле уен «Күңелле командирлар»

6. Дидактик уен «Портфельда нәрсә бар? », «Сыйла? »

7. Сюжетно-ролевая игра «Мәктәп», «Музей» , «Мастерская»

 

Структура НОД:

I. Вводная часть – 5 минут.

1. Психологический настрой, вводный организационный момент.

2. Приветствие.

3. Сюрпризный момент: появление «гостья из будущего»

4. Игра «Давайте, познакомимся!»

5. Вопрос: Син кем? (Ты кто?)

6. Проблемная ситуация: «Помощь Анире»

 

II. Основная часть – 22 минуты.

1. Игра «Угадай!»

2. Сюжетно-ролевая игра «Покупаем билет на автобус», «Школа»

3. Игровая ситуация: «Экскурсоводы!»

4. Творческое задание детей (аппликация)

 

III. Заключительная часть –3 минуты.

1. Подведение итогов занятия.

2. Поощрение детей.

 

 

Воспитатель выходит

Воспитатель: «Исәнмесез, балалар!»

Дети: «Исәнмесез!»

Воспитатель: «Хәерле көн! Хәлләр ничек?»

Дети: «Әйбәт, рәхмәт! Хәлләр ничек?» (спрашивают у воспитателя)

Воспитатель: «Әйбәт, рәхмәт!»

Основная часть

( Звуки, гром, свет маргает,   космический звук, светомузыка. В центре зала появляется машина времени. Оттуда выходит гостья из будущего)

Воспитатель удивляется:

- Ребята, кто это?

Гостья из будущего: «Я из будущего. Живу в далеком будущем. Мы живем очень хорошо и умеем разговаривать на разных языках, но мы забыли татарский язык»

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете это хорошо или плохо.

(Ответы детей) А что же делать, как мы можем помочь?» (Ответы детей)

Дети: «Помочь, научить говорить на татарском языке.

Воспитатель: «Сначала познакомимся» (дети встают парами и задают друг другу вопросы)

Дети :

- Мин Тагир. Миңа 6 яшь. Мин Казанда яшим. Мин алма, груша яратам. Мин уйныйм , биим, җырлыйм. Син кем?

- Сиңа ничә яшь?

Дети задают вопросы:

- Син кайда яшисең?

- Син нәрсә яратасың?

- Син нинди кыз?

- Син нишлисең?

 

Гостья из будущего :

- Минем исемем Анира. Миңа 7 яшь. Мин уйнарга , җырларга, йөгерергә яратам.

Воспитатель:

-         Ребята где можем научиться говорить по - татарски ?

Дети:

- В школе.

- Сегодня я вам предлагаю сходить в школу. Барабызмы ? ( Әйе)

Подходят к школе.

Воспитатель: «Посмотрите портфель. А что может быть внутри? Портфельда нәрсә бар?» (Игра «Портфельда нәрсә бар?»)

Ребенок: «Портфельда китап бар» (достает и называет предмет) Эмиль портфельда нэрсэ бар? Ребенок: «Портфельда дәфтәр бар. Анда карандаш бар. Анда каләм бар»

Звук звонка.

-         Ребята звонок. Урок начинается.

По желанию детей выбирается «учителя и ученика». Рассказ по картине ( Бер бала укытучы була, бер бала укучы. Рәсем буенча сөйлиләр)

-         Бу кем?                         - Бу укытучы апа.                         -   Яхшы

     - Укытучы нинди?           - Укытучы матур, әйбәт.

     - Бу нәрсә?                       - Бу өстәл, урындык.

     - Ничә урындык?             - Биш урындык.

     - Бу нәрсә?                       - Бу китап.

     - Бу малай нишли?         - Бу малай китап укый.                - Яхшы

 

Воспитатель : «Ребята , в школе не только уроки, но и перемены бывает. Поиграем в игру? По желанию детей выбирается игра («Веселые командиры» - «Күңелле командирлар»)

- Утыр! Уйна! Йокла! Аша! Эч! Сикер! (дети дают команды)

- Син нишлисең? Мин утырам, уйныйм , ашыйм, эчәм, йоклыйм, юам, сикерәм.

-         Даша син нишлисең?                     - Мин ашыйм.

-         Даша Тимур нишли?                     - Тимур ашый.

«Гостья из будущего»: «Проголодались наверное? Ребята, а что вы любите?( ответы детей) Может закажем пиццу?»

Воспитатель: «У кого значок тот и заказывает. А у кого красный бант, тот получает заказ»

Ребенок заказывает по телефону пиццу и сок. А другой ребенок получает заказ. (Бер бала телефоннан шалтырата башлый. Бер бала заказ алучы булып сөйләшә.)

-         Ало, исәнмесез!                     - Исәнмесез!

-         Хәерле көн!                           - Хәерле көн! Сезгә нәрсә кирәк?

-         Пицца кирәк.                          - Нинди пицца?

-         Зур, тәмле пицца                   - Ничә пицца?

-         Сигез пицца кирәк.                 - Тагын нәрсә кирәк?

-         Сок кирәк.                              - Ничә сок кирәк?

-         Сигез сок кирәк.

(Заказларны бер бала алып килә).  - Сигез сум.

(Бала санап акча бирә. Утыралар ашарга.Бер - берсен сыйлыйлар, мактыйлар.)

-         Пицца тәмле?               -Тәмле

-         Мә пицца аша.           – Рәхмәт . Мин пицца яратам.

-         Мә сок эч.                   – Рәхмәт. Сок баллы.

Воспитатель: «Ребята , Аниру научили говорить по -татарски . А где мы можем познакомить ее татарской народной культурой, показать татарские народные костюмы? (в музее, в библиотеке) А куда мы пойдем, выберите пожалуйста? (дети выбирают) Если в музей, мы поедем в автобусе и купим билеты. Если в библиотеку, мы пойдем пешком, потому что библиотека рядом» (дети решают, куда они пойдут. (Балалар сайлыйлар. Кондуктор сайлап алына. Билет сату башлана.)

Игровая ситуация: «Касса» Развивающий диалог:

-         Исәнмесез! - Исәнмесез!

-         Нәрсә кирәк? - Билет кирәк.

-         Кая барасын? – Музейга  барам.

-         Ничә билет?

-         Илья, посчитай, сколько человек поедут в музей? (ребенок считает)

-         10(ун ) билет кирәк.

-         Мә, 10 билет.

-         Рәхмәт.

-         Сау булыгыз. – Сау булыгыз.

(Детям раздается билеты с цифрами. Дети по билетам садятся по своим местам)

Автобуска утырдык, сәяхәткә җыендык.

Би-би-бип, би-би-бип. Сәяхәткә җыендык.

Барабыз урман аша, безгә кояш елмая (2 )

Би-би-бип, би-би-бип безгә кояш елмая (2 )

Воспитатель: «Вот и приехали в музей. Одевайте браслеты и заходим в музей. Кто будет экскурсоводом?» (дети по желанию становятся экскурсоводами и рассказывают)

- Бу калфак, калфак матур, бизэкле. Калфакны эби, эни, кызлар кия.

- Бу түбәтәй. Түбәтәй матур, кара, бизәкле. Түбәтәйне бабай, әти, малай кия. Миңа түбәтәй бик ошый.

- Бу читек. Читек Матур, чиста, бизәкле. Читекне Малайлар, кызлар кияләр.

- Посмотрите, на все изделия украшены татарским орнаментом. Где вышивают такие красивые орнаменты? (в мастерской)

- Недалеко есть мастерская. Я вам предлагаю сходить в мастерской, согласны? Мы сейчас будем мастерами по оформлению орнамента. Ребята, а хотите украсить эти изделия и подарить Анире? У нас два изделия. Как мы можем разделиться на группы? А еще как можно? Обратите внимание на свои браслеты? Кемнең кызыл браслет килегез монда. Что вы будете украшать?

(Самовар) Кемнең яшел браслет сезгә альяпкыч бизәргә кирәк булачак.

Дети в группах украшают изделия.

- Мә Анира матур самовар.

- Мә Анира Матур алъяпкыч.

Анира: «Рәхмәт. Мы весело играли и много говорили по-татарски.

Я тоже хочу вас играть в новую игру»

Анира: «Я тоже хочу научить вас играть в новую игру» (Игра «Батыр, Гульчачак, Аҗдаһа». Дети делятся на две команды. Игра по принципу игры «Камень , ножница, бумага»)

Воспитатель: «Анира ты научилась говорить по- татарски?» Дети задают вопросы. А Анира отвечает.

Анира: «А теперь мне пора возвращаться домой. За вашу помощь , за подарки спасибо- рәхмәт. Сау булыгыз!»

Гостья из будущего уходит. Звук. Музыка.

Воспитатель: «Вот мы и дома, в своем детском саду. Вам понравилось наша встреча с гостьей? Что вам понравилось больше всего? Что для вас было трудным? Что вы расскажете своим родителям?

Все старались. Молодцы, ребята. О нашей встрече и о своих впечатлениях я предлагаю вам дома нарисовать рисунки»

Дети: «Сау булыгыз!»

Воспитатель: « Сау булыгыз!»

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР