«Многофункциональное использование игры с камушками Марблс (центра сенсомоторного развития при реализации ФГОС в логопедической группе детского сада)» статья |
Содержание - Дошкольное образование |
Колочкова Наталия Николаевна, воспитатель МАДОУ № 297, РТ г. Казань. Дата публикации: 07.06.2018 «Многофункциональное использование игры с камушками Марблс (центра сенсомоторного развития при реализации ФГОС в логопедической группе детского сада)» Дошкольный возраст – благоприятный период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать своими руками, рассмотреть. Это говорит о том, что дети познают мир чувственно. У детей логопедических групп, помимо речевого недоразвития, недостаточно сформированы память, внимание, восприятие. Я хочу представить свой материал используемый в работе и рассказать о камушках Марблс. По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по развитию речи, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приёмов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук. Именно поэтому, я много работаю над развитием общей и мелкой моторики рук. На занятиях по коррекции речи детям должно быть интересно, они должны быть увлечены процессом. Поэтому я постоянно пытаюсь найти различный материал, который приводил бы воспитанников в восторг. Эти камешки и шарики успешно можно применять для создания сюрпризного момента, для релаксации. Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение. А еще, немало важную роль, они играют в создании эмоционально — положительного настроения. Играя с камешками, дети улыбаются, радуются. Камушки изготовлены из достаточно прочного стекла, чем безопасны при использовании. Камушки или шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Игры с ними – это физическое и умственное развитие ребенка вызывающее положительную реакцию: радость, улыбку. Игра с камушками Марблс соответствует требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде: 3. Удовлетворяет индивидуальные потребности ребенка. 4. Поддерживает инициативу детей. 5. Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности. 6. Обеспечивает вариативность и разнообразие содержания. Их применение возможно в решении многих задач: Задачи: Коррекционно – образовательные:
Коррекционно – развивающие:
Коррекционно – воспитательные:
Выкладывая картинки камушками мы составляем предложения по сюжету или предметам на картинках, пересказываем небольшие тексты, при обучении ориентировке на листе бумаги в клетку мы разыгрываем сказки. Перекатывая камушки по спиралям, лабиринтам мы автоматизируем звукопроизношение, совершенствуем моторику наших пальчиков. Украшаем предметы, например торт собранный из поролоновых кругов интересно выкладывать и геометрическими фигурами, и камушками, а позже круги станут колесами кареты и т.д.
При изготовлении игр я использовала в виде основ различные материалы. Это ткань, картон, поролон, пленка. Сочетание материала различного по своей текстуре дает различные тактильные ощущения.
Основой для выполнения заданий я использую дощечки с натянутой на поверхность тканью, которая обеспечивает ограничение используемого пространства, работа не «разъезжается» в процессе игры, есть возможность объединить несколько работ в один сюжет в определенной последовательности. На эти же основы натягиваю резинки с различными подвесками, бусинами которые я использую в сочетании с камушками. Интересным материалом так же можно считать поролоновые полосы для оклеивания окон с клейкой стороной. Из них можно изготовить лабиринты, спирали, силуэты фигур по которым мы прокатываем камушки, при автоматизации звуков.
Поролоновые коврики с наклеенными фигурами из самоклеющейся пленки сочетают в себе пористую основу и гладкую поверхность дающие дополнительные тактильные ощущения. «Туннели» из ткани для проталкивания по ним различных камушков, кармашков для складывания камушков, домиков из плотного материала с отверстиями для вкладывания жильцов и т. д. так же используем для развития мелкой моторики. Из камушков мы выкладываем буквы, ищем правильные буквы из выложенных, «ремонтируем» их. Ребёнок запоминает зрительный образ букв, это помогает подготовиться к школе, способствует профилактике нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии).
Весь подобранный материал легок в самостоятельном использовании детьми, легко моется, обновляется. Игры на занятиях дают положительный настрой, эмоциональный отклик ребенка. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».