Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871875
«Многофункциональное использование игры с камушками Марблс (центра сенсомоторного развития при реализации ФГОС в логопедической группе детского сада)» статья
Содержание - Дошкольное образование

Колочкова Наталия Николаевна, воспитатель МАДОУ № 297, РТ г. Казань.
Статья предназначена для воспитателей и специалистов детских садов, представлен вариативный материал для работы по развитию моторики в различных видах работы.


Дата публикации: 07.06.2018


«Многофункциональное использование игры с камушками Марблс (центра сенсомоторного развития при реализации ФГОС в логопедической группе детского сада)»

Дошкольный возраст – благоприятный период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать своими руками, рассмотреть. Это говорит о том, что дети познают мир чувственно. У детей логопедических групп, помимо речевого недоразвития, недостаточно сформированы память, внимание, восприятие.

Я хочу представить свой материал используемый в работе и рассказать о камушках Марблс.

По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по развитию речи, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приёмов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук. Именно поэтому, я много работаю над развитием общей и мелкой моторики рук. На занятиях по коррекции речи детям должно быть интересно, они должны быть увлечены процессом. Поэтому я постоянно пытаюсь найти различный материал, который приводил бы воспитанников в восторг. Эти камешки и шарики успешно можно применять для создания сюрпризного момента, для релаксации. Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение. А еще, немало важную роль, они играют в создании эмоционально — положительного настроения. Играя с камешками, дети улыбаются, радуются.

Камушки изготовлены из достаточно прочного стекла, чем безопасны при использовании. Камушки или шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Игры с ними – это физическое и умственное развитие ребенка вызывающее положительную реакцию: радость, улыбку.

Игра с камушками Марблс соответствует требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:
1. Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

3. Удовлетворяет индивидуальные потребности ребенка.

4. Поддерживает инициативу детей.

5. Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности.

6. Обеспечивает вариативность и разнообразие содержания.

Их применение возможно в решении многих задач:

Задачи: Коррекционно – образовательные:

  • Формировать познавательную активность;
  • формировать правильный захват шарика кистью руки;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать коммуникативную функцию речи

Коррекционно – развивающие:

  • развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
  • развивать тактильную чувствительность рук;
  • развивать ориентировку на плоскости;
  • формировать оптико-пространственные представления;
  • работать над запоминанием цвета, счетом;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • работать над предупреждением дисграфии в школе;

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
  • учить принимать условия игры, работать в совместной деятельности, сопереживать, поддерживать другого участника; формировать дружеские взаимоотношения;
  • способствовать эстетическому развитию ребёнка.

Выкладывая картинки камушками мы составляем предложения по сюжету или предметам на картинках, пересказываем небольшие тексты, при обучении ориентировке на листе бумаги в клетку мы разыгрываем сказки. Перекатывая камушки по спиралям, лабиринтам мы автоматизируем звукопроизношение, совершенствуем моторику наших пальчиков. Украшаем предметы, например торт собранный из поролоновых кругов интересно выкладывать и геометрическими фигурами, и камушками, а позже круги станут колесами кареты и т.д.

 

altПри изготовлении игр я использовала в виде основ различные материалы. Это ткань, картон, поролон, пленка. Сочетание материала различного по своей текстуре дает различные тактильные ощущения.

alt 

Основой для выполнения заданий я использую дощечки с натянутой на поверхность тканью, которая обеспечивает ограничение используемого пространства, работа не «разъезжается» в процессе игры, есть возможность объединить несколько работ в один сюжет в определенной последовательности. На эти же основы натягиваю резинки с различными подвесками, бусинами которые я использую в сочетании с камушками.

Интересным материалом так же можно считать поролоновые полосы для оклеивания окон с клейкой стороной. Из них можно изготовить лабиринты, спирали, силуэты фигур по которым мы прокатываем камушки, при автоматизации звуков.

 alt

Поролоновые коврики с наклеенными фигурами из самоклеющейся пленки сочетают в себе пористую основу и гладкую поверхность дающие дополнительные тактильные ощущения.

«Туннели» из ткани для проталкивания по ним различных камушков, кармашков для складывания камушков, домиков из плотного материала с отверстиями для вкладывания жильцов и т. д. так же используем для развития мелкой моторики.

Из камушков мы выкладываем буквы, ищем правильные буквы из выложенных, «ремонтируем» их. Ребёнок запоминает зрительный образ букв, это помогает подготовиться к школе, способствует профилактике нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии).

 

Весь подобранный материал легок в самостоятельном использовании детьми, легко моется, обновляется. Игры на занятиях дают положительный настрой, эмоциональный отклик ребенка.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР