Статья «Быть в движении» |
Содержание - Дошкольное образование |
Антонова Вера Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №130», город Казань, Республика Татарстан. Дата публикации: 14.06.2018 «Быть в движении» Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлинский. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Здоровье является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка. С этой точки зрения в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья и условия проживания, во – вторых, дошкольно - образовательное учреждение, где ребёнок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Проблема здоровья и его сохранения, а так же физическое развитие детей, в современном обществе стоит более чем остро. Двигательная активность малышей является одним из источников радости, поэтому она оказывают большое влияние на их психическое развитие. Особенность детей дошкольного возраста - быстрая утомляемость и наряду с этим способность быстро восстанавливать свои силы. Движения вызывают прилив крови к мышцам и тем самым улучшают их питание. Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Эмоциональная насыщенность занятий является основным условием при обучении детей движениям. Мышечная система формируется на основе развития нервной системы и увеличение массы скелетных мышц. Двигательная активность строится преимущественно на ходьбе. Основное внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как в детском возрасте она уплощена. Поэтому полезно упражнять детей в ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске. Для развития равновесия в занятия включают ходьбу по ограниченной плоскости. К трём годам ребёнок овладевает всеми основными движениями (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье). Двигательная координация значительно улучшается, развивается согласованность движений рук и ног. Дети умеют менять ритм и направление ходьбы в зависимости от сигнала воспитателя. На занятиях предусмотрены: ходьба, бег, ползание, лазание, метание, катание, прыжки; сюжетные подвижные игры с правилами, игровые и подражательные общеразвивающие упражнения с предметами.
Занятия физкультурой в дошкольном возрасте призваны удовлетворить биологическую потребность растущего организма в двигательной деятельности, даёт ребёнку ощущатьрадость и удовольствие от умения управлять своим телом. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а так же непрерывное совершенствование выполнения всех видов физических упражнений и навыков, оздоровительно-закаливающих мероприятий.
План имеет чёткую структуру, конкретизирующее содержание его отдельных частей. Двигательные занятия ориентированы не только на актуальную, но и на ближайшую зону развития ребёнка. На протяжении всех занятий решаются три группы задач: -оздоровительные; -воспитательные; -образовательные. Используются наиболее рациональные способы организации детей на занятиях: -фронтально – задание выполняют все дети одновременно; - поточно - все дети выполняют задание друг за другом; -подгруппой поточно - в подгруппе дети выполняют задание друг за другом; -подгруппой фронтально - дети в подгруппе выполняют задание одновременно.
Широкий диапазон средств проведения физкультурных занятий позволяет нам использовать их в других формах организации физического воспитания в ДОУ: в индивидуальной работе, проведении культурно-гигиенических навыков, утренней гимнастике, активном досуге, физкультминутке, динамическом часе. Все эти формы работы позволяют удовлетворить детскую потребность в двигательной активности и решают задачи оздоровления малышей. Для полноценной реализации потребности в движении в каждой группе нашего ДОУ созданы необходимые условия. Развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивает не только физическую активность детей, она является основой для их самостоятельной двигательной деятельности, своеобразной формой их самовыражения. Поэтому при проектировании предметно – развивающей среды, способствующей физическому развитию детей, мы учитывали следующие факторы: - индивидуальные особенности ребёнка; - особенности эмоционально – личностного развития. - индивидуальные склонности, интересы, предпочтения; - любознательность, творчество, исследовательский интерес; - возрастные и поло – ролевые особенности.
В группе дети должны иметь свободный доступ к играм и оборудованию, которые отвечают интересам девочек и мальчиков. Такой подход к организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми раннего возраста, позволяет в полной мере осуществить потребность детей в двигательной активности и эмоциональной насыщенности в течение всего дня. Литература: 1. «Здоровый ребёнок». Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе. М.Д. Миханёва. 2. « Укрепляйте здоровье детей». Е.Н.Вавилова. 3. « Здоровый малыш». Программа оздоровления детей в ДОУ. З.И. Берестнёва. 4. Журнал дошкольное воспитание № 12/2008 год. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».