Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7872065
Статья «Эффективное использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ»
Содержание - Дошкольное образование

Максимова Ирина Анатольевна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад №245» г. Новокузнецк, Кемеровской области. 
Жизнь современного человека практически невозможна без использования ИКТ. Но ребенок, в силу своей не сформированной психики не может самостоятельно отбирать информацию необходимую ему для всестороннего развития и дозировать использование ИКТ. Задача педагогов – создать такие условия, что бы развивать детей при помощи ИКТ без вреда их здоровью. В статье приводятся примеры эффективного использования ИКТ в ДОУ для разностороннего развития ребенка. Статья предназначена для педагогов ДОУ, а так же может быть интересна педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов.


Дата публикации: 17.09.2018


Эффективное использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

 

Жизнь современного человека практически невозможна без использования ИКТ. А так как в каждой семье есть электронные устройства, то и дети знакомятся с гаджетами очень рано, и, зачастую, к пяти годам осваивают их на уровне активного пользователя. Но, к сожалению, чаще всего их интерес ограничивается просмотром мультфильмов, видеороликов, играми. При этом ребенок, в силу своей не сформированной психики не может самостоятельно отбирать информацию необходимую ему для всестороннего развития и дозировать использование ИКТ по времени.

Но если оградить ребенка от них невозможно, то задача педагогов – создать такие условия, что бы развивать детей при помощи ИКТ без вреда их здоровью.

Ведь если грамотно подойти к данному вопросу, то можно активно использовать ИКТ в образовательных целях, в том числе и для решения задач поставленных ФГОС ДО (п. 1.6) и достижения целевых ориентиров (п. 4.6 ФГОС ДО). Электронные устройства могут выполнять развивающую функцию, при условии, что они наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее.

Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений, функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетами, проблема живого общения не возникает. Педагоги нашего учреждения активно внедряют информационные технологии в различных видах детской деятельности. Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повышать его качество.

Разработанная педагогами нашего учреждения система включает в себя использование на занятиях мультимедийных презентаций, видеороликов и виртуальных экскурсий, мультипликационных фильмов. Работа с родителями ведется на сайте педагога, в организованных интернетсообществах и группах.

Наиболее часто используемые педагогами ИКТ в учебно-воспитательном процессе - это мультимедийные презентации. Презентации используются как для представления нового материала, так и для закрепления ранее полученных знаний, путем вывода заданий по теме на слайды. Данная ИКТ превращает образовательную деятельность в увлекательный процесс, способствующий быстрому и качественному запоминанию детьми информации.

Еще одной составляющей ИКТ в ДОУ являются видеоролики. В своей работе педагоги используют, как готовые видеоролики, взятые из интернета, так и отснятые и смонтированные самостоятельно. В настоящее время гаджеты оснащены камерами, позволяющими снимать видео хорошего качества, поэтому создание видеороликов не требует особого технического оснащения. Монтирование отснятого материала делается также при помощи готовых программ. Ценность созданных видеофильмов заключается в том, что дети на экране телевизора могут увидеть результат своей работы, самих себя, по-новому взглянуть на предметы и явления, которые их окружают, стать участниками постановочных фильмов.

Интересным видом ИКТ, который активно используют наши педагоги в работе, является мультипликация, созданная своими руками или руками детей с помощью взрослых. Несмотря на то, что данная технология требует времени и кропотливого труда, она дает возможность педагогу и детям в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Анимационные фильмы в начале занятия используются для постановки проблемы, в этом случае тему занятия озвучит анимационный герой, а значит, дети сразу войдут в игру с ее правилами и заданиями. В середине занятия использование мультфильма помогает поддержать работоспособность детей, вовлечь большее количество детей в работу. Использование мультфильма в качестве физкультурной минутки, где дети следят и повторяют слова и движения за героем на экране, помогает снять умственное и психологическое напряжение. В заключительной части занятия мультипликация выступает в качестве сюрпризного момента, а также настраивает детей на качественную рефлексию.

Для развития познавательной активности целесообразно использовать фотоаппарат. Работа с этим гаджетом помогает фиксировать важные объекты окружающей действительности, проводить длительные наблюдения, фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности. Детям фотографирование позволяет выразить себя. А педагогу – создать благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого воспитанника.

Анализ продуктов детского фотографирования помогает определить область интересов каждого воспитанника. А в ходе беседы по сделанным фотографиям можно лучше понять внутренний мир ребенка, нправленность, глубину интересов и определить, в конечном итоге, индивидуальную траекторию развития воспитанника.

Педагоги нашего учреждения активно используют диктофон. Этот гаджет помогает в развитии коммуникативных навыков. Дошкольники могут пользоваться диктофоном и без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений, опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. Если игровая ситуация меняется, то ему самому приходится отвечать на вопросы. Такие задания способствуют формированию умений слушать друг друга, формулировать четкие ответы и вопросы, высказывать собственные суждения. Кроме того, воспроизведение записи позволяет услышать себя со стороны, оценить качество речи, что поможет сформировать адекватную самооценку.

Ноутбук или планшет также поможет в организации совместной деятельности с детьми. Воспитанники самостоятельно могут найти необходимую информацию в голосовом режиме, так как ребенку достаточно лишь озвучить то, что он хочет узнать. Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.

Работа с родителями при использовании ИКТ, включает в себя создание педагогом сайта, содержащего нужную, полезную и интересную информацию, где в гостевом разделе родители могут оставить свои отзывы о прочитанной информации, задать вопросы, вынести предложения по взаимодействию с воспитателем. Очень помогает в работе создание коммуникационных групп в мобильных приложениях. Родители могут не только заочно общаться с педагогом по организационным вопросам группы, но и обмениваться друг с другом мнениями по работе ДОУ. Воспитателю важно быть модератором этих групп, для того, чтобы координировать совместную работу и принимать совместные адекватные решения по возникающим вопросам.

Интересным, на наш взгляд, является использование электронной фоторамки в приемной комнате. Данный вид ИКТ позволяет визуально, за счет перелистывания файлов привлечь внимание родителей к той информации, которую педагог желает донести до родителей.

Для организации совместной деятельности детей и родителей для привлечения родителей к образовательной деятельности и решения задач основной образовательной программы ДОО, педагоги нашего учреждения начали осваивать такую интересную форму работы как веб-квест. Это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы сети Интернет. В ходе веб-квеста ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную информацию.

Разрабатывая веб-квест, педагог создает отдельный сайт с помощью бесплатных конструкторов или презентацию в программе POWER POINT. Обязательными элементами веб-квеста являются: мотивирующая ребенка информация, проблемное задание, роли, маршруты, ссылки на интернет-ресурсы, результаты и способы их презентации.

Мотивирующая информация – это своеобразное обращение к участникам веб-квеста, размещенная на первом слайде или начальной странице. Она может сопровождаться мультфильмом, слайд-шоу либо приветствием сказочного персонажа. Проблемное задание подбирается в соответствии с возрастом воспитанников. Роли, от лица которых дети выполняют задание, педагоги подбирают так же в соответствии с возрастом. Если в старшем возрасте это может быть уже и реальный персонаж, например, ученый или фотограф, корреспондент или путешественник, то в младшем возрасте это игровой , сказочный персонаж (медвежонок, гномик и т.д.).

В соответствии с тем, какие роли дети выбрали, участники веб-квеста ищут ответ на поставленный проблемный вопрос. Каждый ребенок проходит по своему информационному маршруту, знакомится с новыми сайтами. И здесь педагогу важно обеспечить безопасное информационное пространство, использовать качественные интернет-ресурсы, правильно созданные познавательные видеоролики, с достоверной проверенной информацией реалистичные изображения, другие материалы, имеющие либо художественную, либо научную, познавательную ценность. Результат прохождения веб-квеста педагог проектирует заранее. Это может быть мультфильм, набор картинок, рисунок, поделка, любая информация, которая может заинтересовать ребенка.

Таким образом, разрабатывая веб-квест, педагог должен сделать так, что бы какой бы путь ни выбрал ребенок в процессе путешествия по сети Интернет, он должен обязательно найти значимую для него информацию и ответ на поставленный проблемный вопрос.

Веб-квест помогает ребенку самовыразиться в познавательно-исследовательской деятельности, создает условия для обмена информацией, впечатлениями среди сверстников. В ходе совместного выполнения заданий и прохождения препятствий, происходит сближение детей с мамами и папами, а так же такая форма работы способствует вовлечению родителей в образовательную деятельность учреждения.

Для отслеживания эффективности использования ИКТ-технологий педагогами ДОУ был разработан диагностический инструментарий, включающий в себя анкетирование родителей и сравнительный анализ занятий проведенных с использованием ИКТ-технологий и без таковых для мониторинга уровня заинтересованности детей. В результате чего, было выявлено повышение уровня интереса детей к занятиям по всем образовательным областям и повышение уровня удовлетворенности родителей образовательным процессом в ДОУ.

  Таким образом, грамотное использование ИКТ педагогом в ДОУ способствует повышению качества образования в целом, а так же, использование в работе гаджетов создает условия для совместной деятельности с воспитанниками и родителями в новом формате, Благодаря использованию ИКТ дошкольники получат больше положительных эмоций, а взрослые научат детей правильно и с пользой для детей их использовать.

 

 

 

Список использованной литературы.

1.Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и Антиигрушка. – М., 2006.- 134с.

2.Комарова И.И., А.В. Туликов Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании/Под редакцией Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2013.-192с.

3.Новоселова С.Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она?//Дошкольное воспитание.-2009. -№9

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР